Форум » Мастерская » Положение душки » Ответить

Положение душки

Contoro: Привет, коллеги! Такой вопрос: как должна стоять душка: прямо под подставкой или же чуть сдвинута вниз?

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Vladimir_N: у меня стоит ниже, чуть ниже того места, где «заканчивается» нога подставки.

Kontrabas: А у меня чуть правее чем у Влада.

Телевизор: Чем толще верхняя дека ,тем ниже от ножки подставки должна быть душка.


Anderburg: Кстати, от положения душки зависит очень многое, например: ей можно регулировать баланс звучания инструмента, т.е. в зависимости от того, на сколько градусов ты её повернёшь «раскроется» верх и «уйдёт» низ или наоборот. Сложно найти середину. А вообще, установкой душки должен заниматься мастер.

goldfinger: ДА.вообще ремонтом.....дужками должен заниматься профессионал...жаль только ,ч то их мало...........

Contoro: Спасибо за ответы! "А вообще, установкой душки должен заниматься мастер." Большинство моих знакомых контрабасистов сами ставят душку, мне рассказали, как это делается, на днях буду экспериментировать. Ведь бывают же басы, у которых при опускании струн душка вываливается, не ездить же каждый раз с этим к мастеру.

goldfinger: если контрабас хороший, то обязательно ездить. не надо заниматься самодеятельностью...вы же не лечите сами себе зубы?!

Anderburg: Contoro пишет: Ведь бывают же басы, у которых при опускании струн душка вываливается, не ездить же каждый раз с этим к мастеру. Один раз у меня была такая ситуация. Живя на даче, где-то в середине сезона, решил я поставить другой комплект струн (зачем?). Стал их снимать – душка и упала. А поскольку возможности отвести бас в ремонт не было, пришлось самому ставить… поставил, блин! Конечно, не туда куда нужно. Приехал в Москву, сразу к мастеру. Он сказал, что ещё бы месяц, и контрабас бы лопнул. А вообще, при смене струн, продевают верёвку через эфы и завязывают её на задней деке. Вроде тогда душка не должна упасть. Да и струны надо менять по одной (я думаю это все знают).

Vladimir_N: Дужка не должна падать при смене струн. Если падает, значит мала, её надо заменить.

Anderburg: Да поздно уже что-то менять, продал я тот бас.

Oлег Воробей: Ребята, прежде чем обсуждать проблемы душек и подставок,зайдите в библиотеку и почитайте книжки мастеров по ремонту струнных инструментов,Н.А. Дубинина или Витачека,и все сразу станет понятно.

Борис Борисович: Ну, если всё станет понятно,так скопируй пожалуйста статейку для нас ,где о душках говорится.))А то не у всех есть такие умные книжки.И не во всех библиотеках.К примеру в Питерской консе точно нет.

Борис Борисович: Ну,мастера.Поделитесь информацией.

Contoro: Кстати, душку я все-таки переставил сам. Попробовал три положения. Когда покупал контрабас, она стояла даже чуть выше подставки (ближе к грифу). Пробовал ставить точно под ножку и чуть ниже (примерно на 5-7 мм). Последний вариант мне понравился больше всего. Честно сказать, не ожидал, что перемещение душки на 5 мм способно так сильно изменить звук. Разумеется, перед тем как заниматься этим, я разговаривал со знакомыми на эту тему, смотрел, как стоит душка на других инструментах.

Дима: Поделитесь секретом, милый человек! А то у меня упала душка, а возможности пойти к мастеру нет. Буду очень благодарен.)

Oleg: А вот и мастер [url]http://www.stradivari.ru[/url] На мой взгляд, душка должна стоять точно под ногой подставки. Теперь любой из вас сможет объяснить почему. Раньше душка стояла на полсантиметра ниже. Угадайте с 3 раз, что стало с верхней декой в этом месте через 5 лет?

Anderburg: А давайте спросим у профессионала. А точнее у господина stradivari т.е. у Владимира Калашникова. (Он к нам иногда заходит) Владимир, скажите нам, пожалуйста, где же должна стоять душка на струнном инструменте? Спасибо.

Бородач: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Душка конечно не должна быть короткой (когда она падает при смене струн - она ОЧЕНЬ коротка; или же установлена слишком близко к "фуге" - серединному "шву", ей там слишком высоко). Если душка коротка, дека (при натяжении), конечно, прижмёт её, но тогда сама дека станет "зажата", инструмент будет хуже звучать. Если слишком длинна - это тоже напряжёт деку (будет распирать) и, опять-таки, на место её тогда не установишь. А самое место ей вот где... Ставится она позади ножки подставки (ниже, в сторону шпиля), приблизительно на расстояние от половины диаметра до целого диаметра душки. Расстояние от края эфа следующее: измерьте расстояние от края басового эфа до пружины (естественно, со стороны струны "ми") на уровне того места, где предполагаете поставить душку - напомню: 0,5-1 диаметр ниже ножки - получите то расстояние, на которое вам надо отодвинуть душку вглубь инструмента - к фуге. По сути, она должна располагаться симметрично пружине. Если душка ближе к подставке, звук будет немного ярче (подчёркиваю - немного!), но получите проигрыш в окраске звука. Но совершенно точно она НЕ должна стоять ПРЯМО ПОД ножкой. Изменение её положения по отношению к фуге таково. Сдвиньте её (всю, не только верхний конец) к эфу - в сторону струны "соль" - "ре" и "соль" станут звучать ярче, сдвиньте ближе к середине - ярче станут "ля" и "ми". Но всё же лучше ей быть на месте. Ещё несколько слов. Душка должна быть из тонкослойной резонансной ели, без "крени" - то есть, должна быть яркой (а не тусклой) на отзвук. Привяжите к ней нитку, подвесьте, легонько ударьте - должна звучать ярко, определённо. Если душка тонка, она не даст густого звука. Её толщина (диаметр) - ширина самого широкого места эфа (не "глазок", конечно - приблизительно там, где засечки). Не двигайте душку с натянутыми (пусть даже слабо) струнами - повредите деку. Слои душки должны располагаться строго перпендикулярно слоям деки - её категорически нельзя поворачивать (как советует Anderburg). Душка должна быть хорошо "прирезана" - точно, без зазоров прилегать срезами к декам. Не стоит переставлять её часто: передвинули, поиграйте неделю-другую, инструмент "обтянется", вы точнее оцените результат. Стало хуже - тогда ищите дальше. Если инструмент хороший, дорогой или старый - тогда дуйте к мастеру и только к нему. И напоследок. От того, из чего и как сделана душка, где она стоит звучание инструмента зависит ОЧЕНЬ сильно! ...Но душка не заменит вам хорошего контрабаса. Звучит всё-таки именно он. Извините за многословность. Тема требует совершенно конктретного и ПОЛНОГО ответа. А заново копаться в книгах, сканировать - лень. Удачи и хороших результатов!

kost21: Формула расчёта правильного положения дужки. Начнём с подставки(бридж)- она устанавливается по линии проходящей через срезы эф. Под струной ми находитчя пружина- брусок дерева , который наклеен с внутренней стороны и тянется вдоль контрабаса, так вот расстояние от края эфы до пружины ( струна ми), должно быть таким же ,как от эфы до дужки(струна соль) - это горизонтальное положение. вертикаль высчитывается с учётом толщины ножки подставки(бриджа) и толщины передней деки- 1/3 толщины ножки плюс толщина деки и найденны результат отщитываем от линии проходящей через срезы эф. Это я получил сегодня от моего друга из Италии . Он учитчся в муз коледже в Кремоне и дружит с сыном фабриканта изготавливающего муз .инструменты.

Messer: Посмотрите 1:23, Как так?

torellò i ros: Все далеко не так просто.Штрейхер всегда ставил подставку выше зарубок на "эфах", Петракки на своих инструментах переклеивал пружину на другую сторону инструмента, под соль- струну.И тот, кто скажет, что у этих двух Мастеров не звучали инструменты,пусть первый бросит в меня камень.Есть такой мастер-ирландец, зовут его Дерек и работает(или работал раньше, прошло лет 15 с момента нашей встречи) он вот здесь http://www.worldofbasses.de/index.html , у Тобиаса Фестля. Он монтирует контрабасы просто мастерски, вытаскивает из инструмента все, вполоть до кишков (имеется ввиду тембр и громкость звучания, разумеется).Так вот он говорил, что все эти расчеты (пружины, эфы и прочие расстояния между ними) - все это неверно.Формула есть, но мне он ее не сказал(естествено).Но, судя по тому как он делает монтаж инструмента, он ее действительно знает.Я за свои более чем 30 лет в профессии ничего подобного не видел нигде.



полная версия страницы