Форум » Мастерская » Наконец-то отреставрирован » Ответить

Наконец-то отреставрирован

jazzman: Всем ещё раз привет! Как и обещал - небольшой фотоотчет о проделанной работе. В настоящий момент инструмент в полностью рабочем состоянии, не хватает только смычка, который до недавнего времени мне казался вещью ненужной для джазового контрабасиста - ну, я классику играть не собирался. Я очень люблю классическую музыку, особенно камерную, однако, я люблю её слушать. Но вчера купил своей девушке скрипку, выпросила-таки - самую простую и дешевую китайскую, в переводе на у.е. около 50 баксов. Ну и повозил смычком этой скрипки пару минут по струнам баса, было просто интересно - что за звук... И, должен сказать, мне понравилось. Инструмент и так достаточно звучный получился, а смычком - вообще поет! Теперь в поисках смычка, не нового, главное, чтобы контрабасовый и не сильно убитый. К слову, о скрипке. Я в них разбираюсь не сильно, но занятия ремонтом гитар более 10 лет научили видеть вещь, сделанную качественно. Так вот, скрипочка 3/4, называется Goldsun. Верхняя дека - ель, причем неплохая. Нижняя дека и все остальное - клен. Накладка грифа, колки и штука для упора подбородком (не знаю, как она называется правильно, на контрабасе такой нет, по крайней мере, на моем ) - черное дерево или очень темный сорт палисандра, я более склоняюсь к тому, что черное. Подструнник - алюминий. Лак полуматовый, приятный, не блестит, как не знаю что... На грифе все, как положено - седло равномерненькое такое, правда, я выбирал из 5 экземпляров и на двух мне не сильно понравился профиль накладки. Смычек, скорее всего с синтетическим волосом, на глаз я не отличаю пока, но сделан тоже аккуратно и приятно, кофр хороший жесткий, канифоль. Теперь о звуке - опять таки, сравнить не с чем. Но, сказать, что она звучит неприятно, или звук слабый, или он на некоторых нотах пропадает, я не могу. Звучит ровно, громко, отчетливо и приятно (учитывая то, что девушка моя её в первый раз в жизни держала вчера, извлекаемые звуки для моего слуха не были мучительными). Купил её в METRO, а в музыкальных магазинах у нас самые дешевые около 100 у.е. стоят - китайские Макстоны. Я этих скрипок не видел вблизи, но гитары у них средненькие, далеко не супер. Вот, зайду теперь сравню то что я купил с Макстоном. Вот пара фоток: Но вернемся к контрабасу. Значит, началось все с того, что купленный контрабас с натянутыми струнам просуществовал около 2 недель и у него просто однажды наутро отломался гриф. По месту склейки. Я понял, что играть с отломанным грифом будет весьма сложно и неправильно, поэтому и решил заняться восстановлением инструмента в целом. Определился сразу, что лак менять не буду, разве-что подновлю местами, хоть инструмент и был интенсивно и распространенно покоцан бывшими владельцами. Отклеил я от отклеившегося грифа накладку, которая и так местами хреновато держалась. И тут тоже не обошлось без ПВА - я так понимаю - любимый клей прошлого мастера моего контрабаса , поэтому слегка помучился. Черный гриф, как Вы понимаете, был совсем не черный , а кленовый, но меня это не остановило, поскольку реально черный стоит реально вдвое больше цены отданной мною за контрабас. Решил его оставить, но... Придал ему правильный (как оказалось в последствии) профиль с помощью длинного куска грубой наждачной бумаги, натянутого на длинную ДСП. До того этот кусок ДСП был книжной полкой и прогнулся под тяжестью книг, что мне и было нужно, чтобы создать равномерную впадину на грифе. Признаюсь, тяжело было - клен твердый и держать неудобно, на нескольких пальцах даже кожу сточил немного, однако выжил и продолжил ремнот баса Глубину седла измерял путем прикладывания метровой стальной линейки, приобретение которой тоже не обошлось без определенного юмора. Пришел на рынок к мужикам, которые инструментом торгуют, спросит метровую линейку, они достают, красивая такая, блестящая, еще с советским знаком качества. Я спрашиваю - а она правильная, хорошая? А они в ответ начинают её гнуть в дугу и говорят, что именно таким образом проверяют линейки. Думаю - что-то тут не так... Говорю - доставайте ещё одну. Кладу их рядом на стол одну к другой и всем становится видно, что между линейками есть равномерная веретенообразная щель в самом широком месте около 4 мм. Спрашиваю - и какая из них ровная? Ответом было молчание, однако, их лица в этот момент меня очень позабавили. Короче, достали мы все линейки, которые у них были и путем попеременного прикладывания их друг с другом выбрали наконец самую ровную Остатки пятки грифа (я так её называю по аналогии с гитарной) отклеил от корпуса, все очистил от клея (тут, правда был нормальный клей, а не ПВА), подогнал друг к другу и склеил воедино. Место на шейке, куда приклеивается накладка тоже очистил от всех, присутствующих на нем сортов и разновидностей клея, и слегка выровнял, подогнав под накладку. Обе сопрягающиеся детали решил склеить в последний момент, когда уже гриф к корпусу будет приклеен - почему я так решил уже не помню... Порожек (так он называется?) старый удалил к чертям - это был кусочек дерева настолько кошмарно кем-то изготовленный, что даже смотреть на него страшно было, не то что реставрировать. Вместо него был изготовлен эбонитовый, причем, съемный, на двух маленьких шурупиках. Профиль порожка старался сделать так, чтобы струны плавно, без изломов на нем лежали. Ну, и пазы под струны прорезал. Колковую механику почистил, слегка отполировал, отверстия для шурупов рассверлил под самые маленькие желтые шурупики, которые смог найти в продаже, т.к. старые мелкие черные были гнутые, ржавые и местами плохо держались. Корпус. Ну, что тут сказать? Он был далеко не в парадном состоянии. Вот место крепления грифа: Эти трещины были залиты клеем с помощью шприца - здесь был применен ПВА, т.к. место не из тех, которое когда либо понадобится расклеивать, да и на звук не влияет. Место вклейки грифа тоже основательно очистил от клея до голого дерева. А еще я извлек из корпуса около 40 штук мелких гвоздиков, которыми по краю в нижней части были прибиты хреново приклеенные нижняя и верхняя деки, я конечно понимаю, что так проще, но... Несмотря на гвозди обе деки были местами плохо приклеены. Снимать решил заднюю, т.к. на ней имелась небольшая продольная трещина внизу сбоку и она была почти не приклеена. Тут видно то что открылось моему иземленному взору внутри изделия и часть задней деки с отколовшимся фрагментом. Фрагмент, само собой разумеется, был приклеен на место, хотя, его уже кто-то пытался клеить до этого... Более темные помазни в нижней части деки по её контуру - ПВА. Очистка от него была очень трудна, если не сказать - мучительна. Наждачка его не берет - моментально засоряется, поэтому срезал его осторожно в течение недели остронаточенной стамесочкой со всей внутренней поверхности верхней, нижней и боковых дек. Все очистил, привел пружину в Божеский вид - до этого она была... ну, как бы это правильно сказать... ну, очень тупым, даже, наверное, каменным топором выгрызена (по другому не скажешь) из дерева. Каменный топор, кстати, должен свидетельствовать о том, что инструмент очень старый Не очень хорошо видно, но вот её изначальный вид: Конструкцию пружины особо не менял, да и чего менять, не знаючи и не видя правильного варианта, но получилось слегка по-своему. Там дальше будет видно на фотографиях. Мелкие трещины над нижними глазками эф пришлось заклеивать, накладывая на них для усиления тонкие еловые полосочки, т.к. они заметно расходились при натянутых струнах. После того, как внутри все было приведено в порядок, проклеены все сомнительные места - использовался костный клей, за неимением другой разновидности, хотя, я понимаю, что он слегка хрупковат, так говорят... Короче, после этого была приклеена шейка грифа. Само собой, перед самоым приклеиванием всё было семь раз промерено и продумано. Семь раз отмерь - один приклей Внутренности обработаны пару раз канифолью растворенной в спирте для некоторой консервации оголенного дерева. Вот вид изнутри перед закрытием, внимательно посмотрев, можно разглядеть по контуру дырочки от гвоздей: Перспектива приклеивания задней деки вынудила и без того перенапряженные мозги поднапрячься и включить все рационализаторские и изобретательские способности. Вся проблема заключалась в отсутствии у меня так необходимых для данной операции струбцин подходящего размера и количества. Я посчитал, что нужно не меньше 20 штук, а это, при нынешних рыночных расценках на струбцины, выливалось в сумму, почти равную стоимости моего контрабаса. А жаба, как известно - самое страшное животное в мире, она задавила более половины населения Земли, ну и меня тоже Поэтому был изобретен более дешевый способ. Т.к. у меня имелось разобранное пианино, то из его клавиш и нескольких резьбовых стержней с гаечками и шайбочками было изготовлено около 30 штук приспособлений, заменивших мне струбцины. По деньгам, за стержни и гайки, купленные в магазине метизов вышло что-то около 15 у.е. Сами приспособления будут на фотках ниже, но если кратко - две деревянных планочки с двумя отверстиями в каждой и два резьбовых стержня с гайками, причем, один эти планочки стягивает, а другой распирает. Но для начала были помечены места их будущей установки, т.к. корпус от низа до верха разной толщины, а клей остывает очень быстро. Поэтому все "струбцины" были пронумерованы и подогнаны по размерам заблаговременно, чтобы потом не спешить и не нервничать, приговаривая разные непристойные слова. Ну, а потом - очередная варка очередной порции клея, быстро собрался духом и... получился вот такой "таракан" Все это основательно высохло. Конструкции были сняты и произведено приклеивание накладки на гриф. Тут все прошло без особенностей, ничего необычного. Т.к. старая душка оказалась коротковатой, то была сделана новая. Тут тоже помогло разобранное пианино. Там есть две цилиндрических еловых палочки, которые передают усилие от педалей к нужным местам, по диаметру они вполне подходили, по качеству ели тоже, и на вид и на звук. Установка душки заняла немного времени, около получаса. Для манипуляций внутри баса использовал стальную пластину с дырками (она у меня от аппарата Иллизарова осталась, я травматолог по специальности, вообще то...) и веревку х/б, толщиной около 4-5 мм. Вот как это происходило: Такой способ удержания мне понравился тем, что сложно её уронить внутри, а плотная веревка позволяет и вращать саму душку и двигаться по ней вверх вниз, чтобы более точно установить положение душки. А самое главное - легко снимается, отпустил веревку, снял пластину, вытянул изнутри веревку. Ну, и одеть её легко - длинным пинцетом завел за душку веревку, вывел края наружу, одел пластину, ввел внутрь, затянул петлю покрепче и манипулируй на здоровье. Короче, душку поставил. Наступила очередь подставки. Она была зачищена и переведена в регулироумое состояние с помощью пилки, наждачки, дрели, друх резьбовых стерженьков М5 и двух колесиков-гаечек с резьбой, любезно выточенных из латуни моим отцом. Подструнник просто слегка зачищен, доработаны отверстия крепления струн и троса, прокрашен черной матовой краской. Вместо троса там стояла толстая латунная проволока. Я заменил её куском троса в оболочке - такой есть в продаже. Держатель шпиля подкрашен, заводской ущербный алюминиевый болт, который нихрена не держал, и который невозможно было закрутить ни руками, ни даже с помошью плоскогубцев, был заменен на нормальный, удобный, не знаю откуда у меня взявшийся... Оставалась белой накладка грифа, но перед её покраской я решил сначала попробовать натянуть струны и проверить - не ошибся ли я с её профилем. Оказалось, что не ошибся. Струны можно было опустить достаточно низко, но ничего нигде не жужжало, и сустейн хороший, и звук полный. После этого накладка была покрашена черной матовой краской, а поверх неё - акриловам автомобильным лаком. Этот лак марки HS (High solid - высокотвердый) фирмы De Beer я использовал при покраске своей машины и в его твердости и качестве был вполне уверен. Когда лак высох я его заматировал мелкой наждачной бумагой, чтобы не блестел и было похоже на черное дерево, хотя бы с расстаяния пары верст Ну, и на финал был куплен кроваво-красного цвета какой-то импортный нитролак, разведен до необходимой густоты. С помощью тампона были несколькими слоями хорошо прокрашены ободранные углы, места склейки о прочие потертости, ну и весь инструмент для полноты картины очень тонким слоем промазюкан тампоном для имитации покрытия лаком с помощью тампона. Для чего я это сделал? Ну, ведь вид у него на новый не тянет совсем, чтобы глянец наводить. А половина заводского лака, нанесенная пульверизатором и места, прокрашенные тампоном в сочетании смотрелись бы не совсем хорошо. Поэтому и решил симитировать под старину Да и на боковых деках были обширные места, где лак растрескался в мелкую паутину и мог со временем осыпаться, вот я все это дело и закрепил. В общем на звуке в отрицательную сторону это не сказалось, т.к. бас не Страдивари, все-таки. Струны натянуты пока те, что есть, но в планах - покупка чего-то специально для джаза приспособленного. Вот снимки того, что получилось в итоге. За качество не ругайте, вечером снимал, а вспышка не очень способствует правильной цвето и тонопередаче. Буду признателен за отзывы, комментарии и конструктивную критику.

Ответов - 32, стр: 1 2 All

jazzman: Забыл фотки подструнника выложить Вот:

VictorW126: Классный отчет, завидую терпению и выдержке))

torelló i ros:


timon: Работа с душой, приятно смотреть ps/почему-то вспомнился наш местный мастер, который так "аккуратно" все делает...

Kontrabas: Супер!

Bassiak: Круто кстати хорошее приспособление для установки душки

Sinzin: Такое богатство надо бы в раздел МАСТЕРСКАЯ,,,,,,,

XAND: Браво! :)

jazzman: Всем спасибо за понимание :) В общем, давно привык и постоянно приучаю себя делать все дела от начала и до конца (иногда, правда не получается, чаще по праздникам ) А кто подскажет примерную стоимость среднего к/б смычка? PS: и еще мысль появилась, когда скрипку разглядывал - попробовать самому сделать - получится ли хотя бы на китайском уровне или нет? Работа не такая энергоемкая, как с контрабасом при его размерах и материала-то на неё не много нужно, а в основном у меня все преграды к изготовлению инструментов состоят из отсутствия нормального дерева...

XAND: А я долго, неделю ходил вокруг контрабаса с тюнером, жалко было дырку делать, но сегодня плюнул и встроил его нафиг... что зря покупал чтоли? :) Скрипку делать...хм ну это работа серьезная, материал нужен, потом формы деки, толщины в разных местах... у ты далеко пойдешь если хоть одну звучащую сделаешь :)

VictorW126: У горонка есть инструменты в "белом виде" - http://www.goronok.ru/catalog/products/365 Там-же можно заказать просто части - деки, обечайки, гриф с шейкой, наборы различного "обвеса". Смычки там тоже, кстати, есть) Не знаю, насколько позволительна цена, но для начала полностью собрать и окрасить скрипку из уже готовых частей - самое оно. Заодно будет ясно, завязываться-ли на полностью самостоятельное изготовление) Всё-таки скрипка инструмент тонкий - хороший инструмент "на удачу" не получится) Бубен-то звучайщий сложно сразу сделать, а тут - скрипка.

jazzman: Да вот и собираюсь попробовать не просто форму повторить, а именно звук попытаться получить. Тюнер для настройки? Мне кажется - нужная вещь для к/баса, однако дырку, действительно, жалко делать. А внешние тюнеры?

jazzman: timon "Аккуратно" почему в кавычках? Это в смысле - не совсем аккуратно?

jazzman: VictorW126 Н-да... Однако, на Горонковские запчасти денег потратить нужно, а тут просто эксперимент - что получится, в планах нету у меня стать скрипичным мастером. Это во-первых. Во-вторых не хочется идти заведомо шаблонным путем, ведь раньше-то, очень давно, когда не было Горонка, кто-то их как-то делал Короче, мы не ищем легких путей

XAND: Ну самый простой опыт - это по созданию электро инструмента... нужен только гриф и минимум придумать как и на чем натянуть стуны над ним, научится извлекать звук и добавить элегантную форму из "пустот" из моего опыта звук дает гриф и струна, а корпус это усилитель звука и правильный резонатор. Т.е если ты создал хорошо звучащий тендем гриф+струны, погасить их звучание неправильным корпусом просто, а вот не погасить - сложно. Я когда делал электроконтру, то столкнулся с таки моментом, как только гриф прикладываешь к чему либо - звук уходит, почему на скрипичных гриф над корпусом а не на нем как на гитарах... в итоге я взял корпус от виолончели и поставил на него гриф от контры... С таким решением мой гриф согласился :) Имхо, короче совсем необязательно рыть в классическом направлении, когда можно попробовать себя в более современном, там еще и пьезозвучки делать надо :)

VictorW126: XAND пишет: в итоге я взял корпус от виолончели и поставил на него гриф от контры... Есть фото?

timon: jazzman да, в смысле он а не мастер, то волос в смык вставит так что потом новый легче купить, то альт так "до ума" доведет что он как 1/8 скрипка звучать начинает..ну и выглядит его работа соответственно, а у тебя тут все очень здорово во всех отношениях.

XAND: Да выкладывал когда-то уже.. надо искать :) Или фоткать.

komuso: спасибо, очень познавательно. от себя могу добавить, что если после лакировки ты хочешь инструмент заполировать до равномерного блеска, то народное средство, которое мне рекомендовал гитарный мастер - это полировочные пасты для автомобилей, которые продаются в автосалонах и магазинах запчастей. название - что-то вроде Green Frog - зеленая лягушка. Или просто лягушка в названии фигурировала? не помню точно главное, смотреть в инструкции, чтобы она предназначалась для работы с твоим типом лака/краски - у тебя нитро основа ведь, правильно? Так что если тема интересует - сходи, узнай у продавцов автополиролей, есть ли у них что-то для работы с красками/лаками на нитрооснове там, кажется, в комплекте прилагается специальная полировочная тряпица синтетическая, которой все эти работы по наведению блеска проводятся а за отчет о проделанной работе еще раз спасибо. Вызывает уважение. Сколько времени все вместе заняло? И что за инструмент? Чех кремоновский?

jazzman: komuso Инструмент московский, 1981 года (на чехах или Кремонах, насколько я понимаю, накладки на грифах не кленовые). Времени заняло около месяца, но это с учетом, что я еще на двух работах работал (правда, на обеих слегка халявил ) и гитары ремонтировал периодически. Если так разобраться, то работы недели на две, если заняться только одним контрабасом и неспеша, размеренно всё делать. Конечно, для этого нужен инструментарий, который у меня в основной массе был Про пасты полировочные спасибо. Однако, я с ними еще два года назад столкнулся - машину красил, ну и после нанесения лака потом полировал. Использовал пасту Farecla, там специальный вид был для твердых лаков HS. В принципе такими же и на гитарах приходилось полировать покрытие, в том числе и нитролаки, но на этом контрабасе не хочу наводить глянец, слишком много огрех в самом дереве (дырки от гвоздей, потертости и пр.). Пусть так выглядит, это его не портит. XAND , на скрипичных гриф имеет угол крепления к корпусу еще и потому, что таким образом обеспечивается необходимое давление на деку. Есть джазовые гитары с выпуклыми деками, у которых тоже есть подструнник и подставка, но они не имеют душки, которая распирает изнутри корпус, поэтому у них хоть и есть угол плоскости грифа по отношению к плоскости деки, но он небольшой и давление струн через подставку на деку невелико - при натянутых струнах и настроенном инструменте подставка легко руками смещается. А на контрабасе это проблематично... Кстати, есть очень реальная задумка попробовать гитару с душкой сделать по типу смычковых, хочу послушать - что за звук будет. Уже даже дерево есть. Ну, а хороший тандем гриф-струны, как мне кажется, это когда гриф достаточно жесткий, чтобы энергия колеблющихся струн при прижатии его не раскачивала и при этом не тратилась. И когда обе точки крепления струны находятся жестко на одном прочном основании. Скажу честно - для меня бОльшей проблемой является изготовление именно звучащей деки. Вернее - звучащего корпуса, т.к. звук не только от деки зависит. Меня не очень интересует создание электроинструмента, это неинтересно, очень прогнозируемо и его звук обусловлен в большей мере качеством подзвучки, чем дерева. Т.е. делаешь и никакой интриги нет - а что же в конце получится? Как цифровая фотография - кнопку нажал и видишь сразу результат. А пленку - ждать нужно пока проявишь, напечатаешь, даже подзабыться успевает то, что снимал, а потом - раз!!! и видишь все, и приятно. В этом весь кайф Хочу акустику попробовать. Грубо говоря - даже китайские электрогитары могут выдать очень приличный звук при установке на них хороших датчиков, а вот заставить звучать некачественную акустику практически невозможно. Меня сейчас интересуют именно акустические аспекты звука. timon, спасибо еще раз .В планах - не прекращать подобные занятия. Опыт есть опыт, его нигде не возьмешь, пока сам не сделаешь.



полная версия страницы