Форум » Мастерская » Наконец-то отреставрирован » Ответить

Наконец-то отреставрирован

jazzman: Всем ещё раз привет! Как и обещал - небольшой фотоотчет о проделанной работе. В настоящий момент инструмент в полностью рабочем состоянии, не хватает только смычка, который до недавнего времени мне казался вещью ненужной для джазового контрабасиста - ну, я классику играть не собирался. Я очень люблю классическую музыку, особенно камерную, однако, я люблю её слушать. Но вчера купил своей девушке скрипку, выпросила-таки - самую простую и дешевую китайскую, в переводе на у.е. около 50 баксов. Ну и повозил смычком этой скрипки пару минут по струнам баса, было просто интересно - что за звук... И, должен сказать, мне понравилось. Инструмент и так достаточно звучный получился, а смычком - вообще поет! Теперь в поисках смычка, не нового, главное, чтобы контрабасовый и не сильно убитый. К слову, о скрипке. Я в них разбираюсь не сильно, но занятия ремонтом гитар более 10 лет научили видеть вещь, сделанную качественно. Так вот, скрипочка 3/4, называется Goldsun. Верхняя дека - ель, причем неплохая. Нижняя дека и все остальное - клен. Накладка грифа, колки и штука для упора подбородком (не знаю, как она называется правильно, на контрабасе такой нет, по крайней мере, на моем ) - черное дерево или очень темный сорт палисандра, я более склоняюсь к тому, что черное. Подструнник - алюминий. Лак полуматовый, приятный, не блестит, как не знаю что... На грифе все, как положено - седло равномерненькое такое, правда, я выбирал из 5 экземпляров и на двух мне не сильно понравился профиль накладки. Смычек, скорее всего с синтетическим волосом, на глаз я не отличаю пока, но сделан тоже аккуратно и приятно, кофр хороший жесткий, канифоль. Теперь о звуке - опять таки, сравнить не с чем. Но, сказать, что она звучит неприятно, или звук слабый, или он на некоторых нотах пропадает, я не могу. Звучит ровно, громко, отчетливо и приятно (учитывая то, что девушка моя её в первый раз в жизни держала вчера, извлекаемые звуки для моего слуха не были мучительными). Купил её в METRO, а в музыкальных магазинах у нас самые дешевые около 100 у.е. стоят - китайские Макстоны. Я этих скрипок не видел вблизи, но гитары у них средненькие, далеко не супер. Вот, зайду теперь сравню то что я купил с Макстоном. Вот пара фоток: Но вернемся к контрабасу. Значит, началось все с того, что купленный контрабас с натянутыми струнам просуществовал около 2 недель и у него просто однажды наутро отломался гриф. По месту склейки. Я понял, что играть с отломанным грифом будет весьма сложно и неправильно, поэтому и решил заняться восстановлением инструмента в целом. Определился сразу, что лак менять не буду, разве-что подновлю местами, хоть инструмент и был интенсивно и распространенно покоцан бывшими владельцами. Отклеил я от отклеившегося грифа накладку, которая и так местами хреновато держалась. И тут тоже не обошлось без ПВА - я так понимаю - любимый клей прошлого мастера моего контрабаса , поэтому слегка помучился. Черный гриф, как Вы понимаете, был совсем не черный , а кленовый, но меня это не остановило, поскольку реально черный стоит реально вдвое больше цены отданной мною за контрабас. Решил его оставить, но... Придал ему правильный (как оказалось в последствии) профиль с помощью длинного куска грубой наждачной бумаги, натянутого на длинную ДСП. До того этот кусок ДСП был книжной полкой и прогнулся под тяжестью книг, что мне и было нужно, чтобы создать равномерную впадину на грифе. Признаюсь, тяжело было - клен твердый и держать неудобно, на нескольких пальцах даже кожу сточил немного, однако выжил и продолжил ремнот баса Глубину седла измерял путем прикладывания метровой стальной линейки, приобретение которой тоже не обошлось без определенного юмора. Пришел на рынок к мужикам, которые инструментом торгуют, спросит метровую линейку, они достают, красивая такая, блестящая, еще с советским знаком качества. Я спрашиваю - а она правильная, хорошая? А они в ответ начинают её гнуть в дугу и говорят, что именно таким образом проверяют линейки. Думаю - что-то тут не так... Говорю - доставайте ещё одну. Кладу их рядом на стол одну к другой и всем становится видно, что между линейками есть равномерная веретенообразная щель в самом широком месте около 4 мм. Спрашиваю - и какая из них ровная? Ответом было молчание, однако, их лица в этот момент меня очень позабавили. Короче, достали мы все линейки, которые у них были и путем попеременного прикладывания их друг с другом выбрали наконец самую ровную Остатки пятки грифа (я так её называю по аналогии с гитарной) отклеил от корпуса, все очистил от клея (тут, правда был нормальный клей, а не ПВА), подогнал друг к другу и склеил воедино. Место на шейке, куда приклеивается накладка тоже очистил от всех, присутствующих на нем сортов и разновидностей клея, и слегка выровнял, подогнав под накладку. Обе сопрягающиеся детали решил склеить в последний момент, когда уже гриф к корпусу будет приклеен - почему я так решил уже не помню... Порожек (так он называется?) старый удалил к чертям - это был кусочек дерева настолько кошмарно кем-то изготовленный, что даже смотреть на него страшно было, не то что реставрировать. Вместо него был изготовлен эбонитовый, причем, съемный, на двух маленьких шурупиках. Профиль порожка старался сделать так, чтобы струны плавно, без изломов на нем лежали. Ну, и пазы под струны прорезал. Колковую механику почистил, слегка отполировал, отверстия для шурупов рассверлил под самые маленькие желтые шурупики, которые смог найти в продаже, т.к. старые мелкие черные были гнутые, ржавые и местами плохо держались. Корпус. Ну, что тут сказать? Он был далеко не в парадном состоянии. Вот место крепления грифа: Эти трещины были залиты клеем с помощью шприца - здесь был применен ПВА, т.к. место не из тех, которое когда либо понадобится расклеивать, да и на звук не влияет. Место вклейки грифа тоже основательно очистил от клея до голого дерева. А еще я извлек из корпуса около 40 штук мелких гвоздиков, которыми по краю в нижней части были прибиты хреново приклеенные нижняя и верхняя деки, я конечно понимаю, что так проще, но... Несмотря на гвозди обе деки были местами плохо приклеены. Снимать решил заднюю, т.к. на ней имелась небольшая продольная трещина внизу сбоку и она была почти не приклеена. Тут видно то что открылось моему иземленному взору внутри изделия и часть задней деки с отколовшимся фрагментом. Фрагмент, само собой разумеется, был приклеен на место, хотя, его уже кто-то пытался клеить до этого... Более темные помазни в нижней части деки по её контуру - ПВА. Очистка от него была очень трудна, если не сказать - мучительна. Наждачка его не берет - моментально засоряется, поэтому срезал его осторожно в течение недели остронаточенной стамесочкой со всей внутренней поверхности верхней, нижней и боковых дек. Все очистил, привел пружину в Божеский вид - до этого она была... ну, как бы это правильно сказать... ну, очень тупым, даже, наверное, каменным топором выгрызена (по другому не скажешь) из дерева. Каменный топор, кстати, должен свидетельствовать о том, что инструмент очень старый Не очень хорошо видно, но вот её изначальный вид: Конструкцию пружины особо не менял, да и чего менять, не знаючи и не видя правильного варианта, но получилось слегка по-своему. Там дальше будет видно на фотографиях. Мелкие трещины над нижними глазками эф пришлось заклеивать, накладывая на них для усиления тонкие еловые полосочки, т.к. они заметно расходились при натянутых струнах. После того, как внутри все было приведено в порядок, проклеены все сомнительные места - использовался костный клей, за неимением другой разновидности, хотя, я понимаю, что он слегка хрупковат, так говорят... Короче, после этого была приклеена шейка грифа. Само собой, перед самоым приклеиванием всё было семь раз промерено и продумано. Семь раз отмерь - один приклей Внутренности обработаны пару раз канифолью растворенной в спирте для некоторой консервации оголенного дерева. Вот вид изнутри перед закрытием, внимательно посмотрев, можно разглядеть по контуру дырочки от гвоздей: Перспектива приклеивания задней деки вынудила и без того перенапряженные мозги поднапрячься и включить все рационализаторские и изобретательские способности. Вся проблема заключалась в отсутствии у меня так необходимых для данной операции струбцин подходящего размера и количества. Я посчитал, что нужно не меньше 20 штук, а это, при нынешних рыночных расценках на струбцины, выливалось в сумму, почти равную стоимости моего контрабаса. А жаба, как известно - самое страшное животное в мире, она задавила более половины населения Земли, ну и меня тоже Поэтому был изобретен более дешевый способ. Т.к. у меня имелось разобранное пианино, то из его клавиш и нескольких резьбовых стержней с гаечками и шайбочками было изготовлено около 30 штук приспособлений, заменивших мне струбцины. По деньгам, за стержни и гайки, купленные в магазине метизов вышло что-то около 15 у.е. Сами приспособления будут на фотках ниже, но если кратко - две деревянных планочки с двумя отверстиями в каждой и два резьбовых стержня с гайками, причем, один эти планочки стягивает, а другой распирает. Но для начала были помечены места их будущей установки, т.к. корпус от низа до верха разной толщины, а клей остывает очень быстро. Поэтому все "струбцины" были пронумерованы и подогнаны по размерам заблаговременно, чтобы потом не спешить и не нервничать, приговаривая разные непристойные слова. Ну, а потом - очередная варка очередной порции клея, быстро собрался духом и... получился вот такой "таракан" Все это основательно высохло. Конструкции были сняты и произведено приклеивание накладки на гриф. Тут все прошло без особенностей, ничего необычного. Т.к. старая душка оказалась коротковатой, то была сделана новая. Тут тоже помогло разобранное пианино. Там есть две цилиндрических еловых палочки, которые передают усилие от педалей к нужным местам, по диаметру они вполне подходили, по качеству ели тоже, и на вид и на звук. Установка душки заняла немного времени, около получаса. Для манипуляций внутри баса использовал стальную пластину с дырками (она у меня от аппарата Иллизарова осталась, я травматолог по специальности, вообще то...) и веревку х/б, толщиной около 4-5 мм. Вот как это происходило: Такой способ удержания мне понравился тем, что сложно её уронить внутри, а плотная веревка позволяет и вращать саму душку и двигаться по ней вверх вниз, чтобы более точно установить положение душки. А самое главное - легко снимается, отпустил веревку, снял пластину, вытянул изнутри веревку. Ну, и одеть её легко - длинным пинцетом завел за душку веревку, вывел края наружу, одел пластину, ввел внутрь, затянул петлю покрепче и манипулируй на здоровье. Короче, душку поставил. Наступила очередь подставки. Она была зачищена и переведена в регулироумое состояние с помощью пилки, наждачки, дрели, друх резьбовых стерженьков М5 и двух колесиков-гаечек с резьбой, любезно выточенных из латуни моим отцом. Подструнник просто слегка зачищен, доработаны отверстия крепления струн и троса, прокрашен черной матовой краской. Вместо троса там стояла толстая латунная проволока. Я заменил её куском троса в оболочке - такой есть в продаже. Держатель шпиля подкрашен, заводской ущербный алюминиевый болт, который нихрена не держал, и который невозможно было закрутить ни руками, ни даже с помошью плоскогубцев, был заменен на нормальный, удобный, не знаю откуда у меня взявшийся... Оставалась белой накладка грифа, но перед её покраской я решил сначала попробовать натянуть струны и проверить - не ошибся ли я с её профилем. Оказалось, что не ошибся. Струны можно было опустить достаточно низко, но ничего нигде не жужжало, и сустейн хороший, и звук полный. После этого накладка была покрашена черной матовой краской, а поверх неё - акриловам автомобильным лаком. Этот лак марки HS (High solid - высокотвердый) фирмы De Beer я использовал при покраске своей машины и в его твердости и качестве был вполне уверен. Когда лак высох я его заматировал мелкой наждачной бумагой, чтобы не блестел и было похоже на черное дерево, хотя бы с расстаяния пары верст Ну, и на финал был куплен кроваво-красного цвета какой-то импортный нитролак, разведен до необходимой густоты. С помощью тампона были несколькими слоями хорошо прокрашены ободранные углы, места склейки о прочие потертости, ну и весь инструмент для полноты картины очень тонким слоем промазюкан тампоном для имитации покрытия лаком с помощью тампона. Для чего я это сделал? Ну, ведь вид у него на новый не тянет совсем, чтобы глянец наводить. А половина заводского лака, нанесенная пульверизатором и места, прокрашенные тампоном в сочетании смотрелись бы не совсем хорошо. Поэтому и решил симитировать под старину Да и на боковых деках были обширные места, где лак растрескался в мелкую паутину и мог со временем осыпаться, вот я все это дело и закрепил. В общем на звуке в отрицательную сторону это не сказалось, т.к. бас не Страдивари, все-таки. Струны натянуты пока те, что есть, но в планах - покупка чего-то специально для джаза приспособленного. Вот снимки того, что получилось в итоге. За качество не ругайте, вечером снимал, а вспышка не очень способствует правильной цвето и тонопередаче. Буду признателен за отзывы, комментарии и конструктивную критику.

Ответов - 32, стр: 1 2 All

Kontrabas: jazzman, а сколько дней контрабас был открыт? И не деформировалась ли дека?

jazzman: Не помню, не считал, дней 10 точно. Деку снимал заднюю, и она к моменту снятия уже была слегка деформирована - небольшие щели в районе боровых вырезов. Что еще не понравилось - когда собрался клеить её на место, оказалось, что боковые деки по контуру слегка не совпадают с контуром задней деки, правда, если сленка подогнуть - все на место становилось. Почти...

timon: jazzman а что скажешь насчет пружины? ты ее не снимал, просто чуть подровнял только?


jazzman: Нет, не снимал, она тоже на ПВА, похоже раметво прихерячена, вокруг неё такие-же помазни. Это остановило от задумок попытаться её снять... Деку повредить боялся. Да и зачем? Вроде пружина, как пружина, держится прочно, дерево на ней нормальное. Подровнял, зачистил и все.

AMD:

Genka: Поздравляю! Но лак- лучше бы спиртовой, шеллачный. В магазинах бывает под названием French Polish. Все думают, что это для политура а это обычный шеллачный лак :) А на скрипке поменяйте алюминевый подгрифник на деревянный, звук должен стать лучше. Кроме черного дерева или палисандра можно использовать яблоню или грушу.

Iron-alex: Браво, супер.

jazzman: Спасибо. Сейчас на реставрации еще один москвич - скоро выложу фотографии. Какой-то из старых - спиртовой лак, задняя дека фанерная, передняя - ель. Инструмент простоял на даче 20 лет с натянутыми струнами, испачкан синей нитрокраской и во многих местах поврежден вследствие неправильного хранения и отсутствия надлежащего ухода. Был подарен одному моему знакомому и отдан мне на восстановление. Тут уже будет всё более серьезно в плане реставрации, в т.ч и замена родного спиртового лака на... "неродной" шеллак ) Ждите в новой теме.

Seltsam: jazzman Ждем вашего второго обзора. Очень интересует снятие лака.

noshpa: jazzman огромное спасибо! скоро предстоят точно такие же работы на москвиче (только деку буду снимать переднюю) вопрос по заплаткам: они обязательны? можно ли(если хорошо свести спецприспособлением) связать трещины костным клеем без заплаток?

jazzman: noshpa , по идее - можно. Это больше страховка, как мне кажется.

noshpa: Сделал чеха по этому мануалу.(было две огромные продольные трещины на передней деке и расклейки везде, где только можно. в итоге разве что обечайки не разбирал до конца). Один месяц - полет нормальный. по поводу установки деки добавлю от себя - 1) струбцины: в отсутствии клавиш от фоно отлично пойдет груша - твердая и прямая(а именно распилить десять черенков для лопаты) струбцины получаются устойчивей, если уменьшить расстояние между металлическими стержнями. 2) если пользуетесь не мездровым, а костным клеем, советую закрывать деку в 4 руки - самому очень сложно регулировать натяжение обечаек и зажимать одновременно, а время тикает. Из грустного и смешного: Те же мелкие гвоздики внизу деки на месте расклейки. = ) Куча ПВА в самых неожиданных местах. МАЛЕНЬКИЙ КОЛОСОК, КОТОРЫЙ ПУСТИЛ КОРНИ В ЭТОТ ПВА И ВЫРОС ВНУТРИ ДЕКИ!!!! Накладка из черного дерева, криво посаженная на суперклей. Впереди работа с москвой.



полная версия страницы