Форум » Флейм » Абсолютный слух » Ответить

Абсолютный слух

BASSER: Многие ли среди нас являются обладателями абсолютного слуха?

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

Kosta: Думаю что их вообще крайне мало и здесь тоже, я например не обладаю такой данностью и рад этому))

hl_strider: Его надо вырабатывать. Это долго и тяжело. Работаю над этим.

Kosta: С абсолютным слухом рождаются, а развиваешь ты относительный до определенных пределов. В общем то абсолютный слух и не нужен, нужен очень хорошо развитый гармонический и мелодический слух.


jazzman: Абсолютный слух, это когда ты Ля безошибочно пропеть можешь? А относительный, когда интервалы правильно поешь? На мой взгляд, тоже - абсолютный практически не нужен...

hl_strider: Да уж сейчас это редкое явление, а в древних книгах писали, что греки могли слышать 1/4 и даже 1/8 тона!!! Прикидываете на сколько зыукоряд увеличивается)))

jazzman: hl_strider , Вы что-то путаете. 1/4 тона я могу услышать, хотя, древним греком не являюсь. Способность слышать интервалы - относительный слух. Абсолютный слух - способность узнать или воспроизвести частоту (высоту звука) без сравнения с эталоном (например, камертоном). Не знаю, насколько оправдано то, что я сейчас напишу, это чисто мое мнение, но мне кажется, что врожденный абсолютный слух может не всегда сочетаться с музыкальным слухом. Т.е. если человек может легко пропеть вам ноту Ля (440 или сколько там герц), то это значит, что его можно использовать в качестве заменителя прибора для настройки музыкальных инструментов, но не всегда означает, что у него способности к музыке. Понимаете мою мысль? Возможно, что кроме этой Ля он больше ничего промычать не сможет Лично я не думаю, что у подавляющего большинства гениальных музыкантов-исполнителей и композиторов был абсолютный слух. Но вот относительный внутренний музыкальный слух у них точно был. И еще по поводу греков... Александр Скрябин, насколько мне известно (не такой уж и древний грек), даже произведения писал для четвертьтонового звукоряда. И исполнял их на инструменте, который был специально для него настроен не по полутонам, а по четвертьтонам.

hl_strider: Интересно что это за инструмент такой?

hl_strider: Александр Скрябин не грек, а русский. Есть на википедии. Вот.

Sinzin: jazzman Первый раз слышу про Скрябина и четвертиона. Вы наверно что то путаете

Kosta: Короче нафиг абсолютный слух не нужен никому)

jazzman: hl_strider пишет: Александр Скрябин не грек, а русский. Я догадался Sinzin Я тоже когда-то услышал в первый раз, лет двенадцать назад по радио - была передача о Скрябине. В частности там шла речь о том, что Скрябину не хватало звуков стандартного ф-но для выражения всех своих музыкальных мыслей. Поэтому он попросил мастера настроить ему один рояль по четвертям тона. И играл на нем. Даже кое-что сочинил. В этой-же передаче транслировался отрывок из такого произведения, исполненный уже не помню кем. Кстати, ведущий передачи сразу предупредил, что сия музыка будет у обычного слушателя вызывать ощущение расстроенного инструмента или какофонии. Как по мне - то, так оно и есть - я не уловил в том, что услышал привычных мне мелодических и гармонических приемов. Это была попытка Скрябина напрямую воплотить тот свой замысел, который он косвенно, используя перекрестную нотацию, волотил таки в "Прометее", о котором до сих пор бурно спорят музыкальные теоретики - и о его тональности и о том, что именно Скрябин хотел этим выразить. Да и вообще, о творчестве Скрябина спорят... Интересно, что у Баха есть хороший пример похожего выхода за рамки - сонаты и партиты для скрипки соло. Но здесь была попытка воспроизвести многоголосые по замыслу произведения на (практически) одноголосом (максимум, двухголосом) инструменте. И эта попытка оказалась гениальной. Те же сонаты и партиты в переложении для многоголосого инструмента (например, гитары), явно что-то теряют и не оказывают уже столь сильного воздействия на слушателя. Однако, я отвлекся... Это был, так сказать, старт. А уж потом Скрябинские начинание были продолжены Вышнеградским, например, и прочими. Но, наверное, мир пока к этому не готов был в то время, а сейчас и подавно (в связи с бурным развитием попкультуры в музыкальной среде) Собственно, как по мне - пока хватит и стандартных строев. Все равно, выразительных возможностей масса. Поэтому, лучше не заморачиваться.

Sinzin: МИКРОХРОМАТИКА (от греч. mikros - маленький, слабый и xroma - цвет, окраска, оттенок), ультрахроматика, микротоника, микроинтервалика, - звуковая система, использующая интервалы меньше полутона (и производные от них). Интервалы эже полутона наз. микроинтервалами. Звуки, входящие в М., иногда наз. микротонами (отсюда одно из возможных обозначений М.). К микроинтервалике относятся расстояния (в тонах) 1/3 (третон), 1/4 (четвертитон), 1/6 (шестинотон), 1/12 (двенадцатинотон); коммы (интервалы меньше 1/8 тона) - пифагорова (ок. 1/8, разница между с и his в пифагорейском строе), дидимова или синтоническая (ок. 1/10, разница между пифагорейской и натуральной б. терцией); хрома (1/12 тона); составные интервалы М. (в тонах) 2/3 (дветрететон), 3/4 (тричетвертитон), 5/4 (сверхчетвертитон), 4/3 (сверхтретитон) и др. Нотация М. (с наиболее употребительными микроинтервалами): Двенадцатитоновая нотация А. Хабы. Природа М. - мелодическая. Отсутствие многоголосия и специфика строя вок. музыки ряда нац. муз. культур создают естеств. предпосылки для применения М. и закрепления её как особого выразит. средства лада. Во мн. древних и восточных муз. культурах М. широко применялась (и применяется до сих пор) наряду с тремя др. родами лада (пентатоникой, диатоникой, хроматикой). М. была свойственна музыке Др. Греции, распространена в музыке Индии, Ирана, стран Средиземноморья (напр., араб. культуры). В греч. музыке М. носила назв. «энармоника» (enarmonion melos, enarmonion genos, armonia). Микроинтервалы применялись также в некоторых разновидностях хроматич. рода (xroma). Аристоксен (у Боэция, De institutione musica, V, 16) указывает следующие микроинтервалы в составе тетрахорда (сверху вниз, в тонах): В древней и восточной хроматике и М. число ступеней в октаве могло оставаться равным семи. Вместе с тем оба эти рода чужды альтерации. Мелодии энармонич. рода (М.) впоследствии греки считали «изнеженными». У индусов семиступенная в своей основе октава делится и на 22 шрути (микроинтервала), которые придают мелодии особую томно-чувственную прелесть, изысканность (система шрути отчасти аналогична греч. энармонике): М. (составные микроинтервалы) характерна для араб. музыки. Термин «енхармоника» принят в теории болгарской нар. музыки. Зап.-европ. музыке М. не свойственна (остатки её отмечались в ср.-век. григорианских мелодиях). Возобновление интереса к М. наблюдается во 2-й пол. 16 в. (идеи Н. Вичентино, сконструировавшего инструмент «аркичембало» с 31 звуком в октаве). Возрождение М. в зап.-европ. музыке 20 в. связано с влиянием Востока и ослаблением многовековой европ. традиции. В числе первых «микрохроматиков» - немецкий композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, Г. Магер, рус. комп. И. А. Вышнеградский (10-е гг., ныне живёт в Париже), итальянец С. Бальони, чех А. Хаба, американец Ч. Айвc. Ф. Бузони упоминает возможности М. в «Эскизе новой эстетики музыкального искусства» (1907). Наиболее полно М. использовал А. Хаба (четвертитоновый 14-й квартет, пятитоновый 16-й квартет и др. соч.). В России М. занимался В. Ф. Одоевский (пытавшийся сконструировать «энгармонический клавесин»), в СССР - A. М. Авраамов, Г. М. Римский-Корсаков (1925). 53-ступенный инструмент был построен под руководством А. С. Оголевца. Новые импульсы M. получила во 2-й пол. 20 в. Возможности М. широко (хотя и несистематично) используются мн. композиторами, в основном как особого рода ладо-интонационное средство. М. может способствовать утончению интонационной выразительности, обогащению гармонич. палитры. М. встречается у К. Пендерецкого, В. Лютославского, Э. В. Денисова, A. Г. Шнитке, С. М. Слонимского, С. А. Губайдулиной, B. Казанджиева, у мн. др. совр. композиторов. Индийская мелодия. Э. В. Денисов. «Романтическая музыка», такты 60, 71-72 (партия гобоя). М. широко применяется в электронной музыке. Построенный сов. инженером Е. В. Мурзиным электронный инструмент АНС имеет 72-ступенную шкалу в пределах октавы (каждый полутон разделён на 6 хром). Принципиальное отличие совр. М. от древних её форм - увеличение числа ступеней в октаве (до 24, в четверти-тонике - и более; напр., четвертитоновый кластер - созвучие, тоны которого расположены по секундам, - в «Концерте-буфф» Слонимского). [big]Хаба Алоиз [21.06.1893г.] - чешский композитор. Композицию изучал в Пражской консерватории. у В.Новака и Венской музыкальной академии у Ф.Шрекера. В 1919г. Хаба написал струнный квартет, построенный на интервалах в четверть тона; в своем 5-м квартете (1923) Хаба использует 1/6 тона. (Он ввел специальную нотацию для изображения интервалов менее полутона.) В 1923г. по его инициативе был сконструирован четвертитоновый рояль. Хаба является одним из основоположников и пропагандистов четвертитоновой музыки; им написан ряд теоретических трудов, посвященных этой системе. В 1924-54гг. Хаба вел специальный класс четвертитоновой гармонии в Пражской консерватории; среди его учеников - К.Хаба, В.Вучкович, С.Остерц, Н.К.Аксес и др. В последние годы Хаба все чаще обращается к сочинениям музыки, основанной на полутоновых интервалах. Это его вокальные произведения, связанные с публицистическими темами, например, кантата "За мир" (1949), массовые песни и др. Соч.: оперы - "Мать" (постановка 1931г.; первая опера в четвертитоновой системе), "Новая земля" (по Ф.В.Гладкову, 1935), "Да приидет царствие твое" (1942); для оркестра - увертюра (1921), симфоническая музыка, фантазия "Дорога жизни" (1934), Валашская сюита (1952); Симфоническая фантазия для фортепиано с оркестром (1921), скрипичный концерт (1954), концерт для альта с оркестром (1956); многие камерные сочинения - 3 нонета, 13 струнных квартетов и др., сюиты для различных инструментов, 10 фантазий для четвертитонового фортепиано; кантаты, хоры, песни.

jazzman: Sinzin пишет: В 1923г. по его инициативе был сконструирован четвертитоновый рояль. Ага. А Скрябин умер в 1915... Он был вдохновитель для многих. Но это не особо важно. В любом случае, спасибо за большое количество букв и крупный, жирный шрифт - это облегчает понимание. Ко мне друг недавно приезжал, в молодости иногда музицировали вместе. Заинтересовался контрабасом, смотрел на него большими круглыми глазами. А потом спросил - могу ли я намеренно (не сфальшивить, а специально) сыграть что-то, что выходило бы за рамки полутоновой мелодики. Я попробовал и не смог - пальцам было гораздо сложнее найти эти "неправильные" ноты, чем "правильные" в обыденном понимании этого слова. Скорее всего, это дело, действительно, музыкальной культуры того народа, в котором человек вырос. Есть у меня пластинка двух скрипачей - Стефана Грапелли и Лакшминараяны Субраманиума - очень заметно различие в том, как они играют. У индуса очень явно слышны необычные интонации после того, как он начинает играть после Грапелли. Но это практичеси не имеет отношения к абсолютному слуху.

Vladimir Mosunov: Кажется вьетнамский язык оильно завязан на звуковысотность. Возможно все вьетнамцы абсолютники, хотя не уверен. Но не удивился бы, с языком в детстве это может впитаться. Вообще манера говорить в разных местностях (даже не одном языке) сильно влияет на музыкальность (имхо)

timon: обожаю индийскую классическую инструментальную музыку. сначала непривычно, но быстро втягиваешься. всегда было интересно, вот индус например, с абсолютным слухом, получается слышит все 22 градации? а араб? и насчет Одоевского - ведь свой клавесин он начал конструировать не в последнюю очередь из-за того, что оригинальный материал русских народных песен теряет всю интонационную прелесть если записывать его в стандартной нотации и затем исполнять в равномерной темперации

timon: зы. как-то у нас фестиваль народного творчества проходил и мне пришлось все это слушать по ряду причин. ну собрали со всей области народников-певцов. так когда вышли бабульки откуда-то с границы с мордовией - вот тут мой слух был весьма озадачен))

Sinzin: Дело не в том что араб чутче слышит или нет. Просто у каждого слуха свои особенности. Это касается и этноса. С микрохроматикой сталкивался на практике несколько раз. Четвертитоны бывают тоже разные (всмысле их внутреннего интонирования). Один раз это была сюита Хинастеры, где в каденции контрабаса используются четвертитоны. такого колористического типа. Основанно опять же на этносе. А есть произведения где использование микроинтервалики намного сложней. А насчёт темперации рекомендую книжку Волконского "Основы темперации" http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2167098 http://rapidshare.com/files/359412167/Volkonsky.rar http://infanata.ifolder.ru/16709926

timon: спасибо, есть у меня эта книга, хорошая штука. щас как раз читаю

Анатолий: Я лично не обладаю абсолютным слухом, но лично знаю минимум восемь контрабасистов-абсолютников. Я так понял, что автор хотел узнать многие ли из участников форума обладают абсолютным слухом и рассчитывал на ответы "у меня абсолютный слух", "у меня относительный слух" а не на лекцию о природе слуха и неевропейской темперации. :)))

Sinzin: АнатолийПростокак всегда одна тема плавно переходит в другую. На форуме уже давно не соблюдается соответствие тем и постов. Я в начале высказывался за то, чтобы был порядок и всё удобно было искать. Мне сказали, что форум это свободное общение.Это конечно так, но форум можно сделать таким , которым мы хотим. Так что все сообщения про темперацию можно удалить. Сообщите об этом админу или модераторам. Мой ответ в тему.: Уменя нет абсолутного слуха и слава Богу.

Vladimir Mosunov: Sinzin пишет: Уменя нет абсолутного слуха и слава Богу. А почему? Когда я работал 5 ночей в неделю в кабаке, то он начинал проклёвываться. Возможно есть эффект привыкания к тембрам инструментов, которые меняются в тональностях. Кроме того, даже без сабжа, слышно разное "звучание" тональностей. Например ре мажор какой-то особо позитивный, а до мажор более строгий какой-то.

hl_strider: По моему самые приятные тональности это соль мажор, ля мажор, си бемоль мажор.

hl_strider: А абсолютный слух ну его. Лучше о нём не думать, а заниматься на контрабасе.

Sinzin: Vladimir Mosunov Я говорю о слухе-камертоне о котоорм писалось выше.Гибкий развитый тембральный, гармонический и мелодический, это совсем другое дело. самое главное нужно уметь управлять своим слухом. Распостранённая проблема "слухачей-камертонов"-это игра в сольном и оркестровом строе. другая проблема игра в строях 415,430, 382

hl_strider: А можно поинтересоваться что это за строи такие? 415, 430, 382

Sinzin: hl_strider В конце 19 нач.20 вв. установился международный станлдарт высоты ноты ля A=440 Hz. Современная ля 442 кое где 443. Раньше в эпоху ренесанса, барокко,классицизма нота ля имела другую высоту. Это зависило так жеи от географии. Более того в одной и той же месности параллельно сосуществовали разные строи, камерный хоровой и т .д. Об этом можно подробно прочитать в книжке Волконского (см. выше) Сейчас исполнители аутентичного (исторически осведомлённого) исполнительства, исполняюя музыку на оригинальных инструментах (или их копиях),предерживаются того строя, который был характерен для той или иной эпохи, стиля и т.д. Конечно нельзя доподлинно знать наверняка где, чтои когда, но сформировались стандарты и для аутентичного движения.барокко -415, ренесанс иногда 465, французское барокко 382, классицизм 430. романтику иногда 440

Kosta: .Sinzin пишет: барокко -415, ренесанс иногда 465, французское барокко 382, классицизм 430. романтику иногда 440 Да уж разброс серьезный..

TSAREV: 440 на мой слух я ощущаю как "спокойное" ля но немного низковатое, 442 как слегка завышенное (когда требуют настроить инструмент на 442 мой слух испытывает "напряг" - неприятно), 443 как явно высокое. Вообще я думаю к 440 пришли не зря, научным методом. Хотя я могу достаточно легко приспособиться к различным настройкам но для этого мне нужно некоторое время. Но в разумных пределах. Когда строй слишком низкий или высокий я много раз замечал что начинаю играть по-своему, на свой слух, т.е. приближаясь к 440 (или что то около этого).

hl_strider: Спасибо! Очень интересно! А как настроить ля например на 430 или 415 или или 465 или 382? Хотелось бы во всех сторях поиграть.

Sinzin: TSAREV Да вообщем насчёт 440 вы правы. hl_strider Настраивать ля можно по тюнеру (хроматическому)

jedi: Если кто-то действительно хочет узнать про АС рекомендую David burge - Perfect Pitch Ear Training Скачать можно (ТУТ) Там есть на русском... Слух это как цвет! Только не воспринимайте это буквально! В этой книге говорят о цвете звука под которым подразумевается его окрас, тембр... в общем читайте! P.s. Качать MP3 необязательно сначала книгу прочтите!

Kontrabas: А я когда перешел со скрипки на контрабас, слух очень улучшился..

Kosta: jedi пишет: Если кто-то действительно хочет узнать про АС рекомендую David burge - Perfect Pitch Ear Training Скачать можно (ТУТ) Там есть на русском... Слух это как цвет! Только не воспринимайте это буквально! В этой книге говорят о цвете звука под которым подразумевается его окрас, тембр... в общем читайте! P.s. Качать MP3 необязательно сначала книгу прочтите! Странная книга.. Кто нибудь ее уже читал, помогло?

TSAREV: Есть вполне конкретные тесты для определения наличия абсолютного слуха. Но я считаю что для струнника крайне важным, необходимым развитый звуковысотный слух, "мелодический". Т.е. умение точно слышать интонацию. Я повторю - ТОЧНО, потому что подавляющее большинство из нас играет ОЧЕНЬ приблизительно. Этим прежде всего нужно заниматься, а не вырабатывать навык на память спеть ля. Что толку от того что ты можешь спеть эту ля (и т.п.) если интонацией на инструменте не владеешь?? Т.е. вторгаться в высшие, "скрябинские" сферы "с колбасного то ряду"?? Хотя конечно любое вложение усилий и энергии в эту сторону всё равно будет плюсом.. Как само собой разумеющееся считаю также важным развитый гармонический слух. Всё остальное - ни к чему не нужные изыски если нет первого и второго. Для нас, основной ремесленной массы, коей мы все тут, в большинстве своём и являемся. Откровенно говоря.

Kosta: TSAREV пишет: Есть вполне конкретные тесты для определения наличия абсолютного слуха. Но я считаю что для струнника крайне важным, необходимым развитый звуковысотный слух, "мелодический". Т.е. умение точно слышать интонацию. Я повторю - ТОЧНО, потому что подавляющее большинство из нас играет ОЧЕНЬ приблизительно. Этим прежде всего нужно заниматься, а не вырабатывать навык на память спеть ля. Что толку от того что ты можешь спеть эту ля (и т.п.) если интонацией на инструменте не владеешь?? Т.е. вторгаться в высшие, "скрябинские" сферы "с колбасного то ряду"?? Хотя конечно любое вложение усилий и энергии в эту сторону всё равно будет плюсом.. Как само собой разумеющееся считаю также важным развитый гармонический слух. Всё остальное - ни к чему не нужные изыски если нет первого и второго. Для нас, основной ремесленной массы, коей мы все тут, в большинстве своём и являемся. Откровенно говоря. Полностью согласен

ferd: я прочитал эту книгу по абсолютному слуху. пробую так заниматься. что то в этом действительно есть.вполне возможно, что так можно развить. после пары таких занятий я как-то по-другому начал ощущать ноты, начал более точно слышать интонацию. нашёл какое то новое ощущение именно краски тона, как там написано.Буду дальше занимтаься ,посмотрим что из этого выйдет.

hl_strider: Низнаю... Я запомнил как звучат интервалы, некоторые тональности, и ноту соль наконец. И вполне этим доволен!)))

ferd: Книга: Абсолютный музыкальный слух. (10 CD + книга) Автор: Бережанский П.Н. У кого-ниубдь есть такая штука? Посмотрел в интернете все ссылки на этот курс удалены.

timon: ferd пишет: Посмотрел в интернете все ссылки на этот курс удалены самый главный источник-то не посмотрел Бережанский на торренте

Полковник: Kosta пишет: Короче нафиг абсолютный слух не нужен никому) Sinzin пишет: Уменя нет абсолутного слуха и слава Богу. А у меня есть. И слава Богу. И очень нужен Очень удобно "снимать" с фонограмм (со временем наловчился даже "стенографировать"). И вообще - плюсов больше, чем минусов. Поэтому перечислю только минусы: слышишь не аккорд, а совокупность нот (ну от этого в училище меня отучили - преподаватель гармонии знала, как бороться с "абсолютниками", теперь могу или "включить" абсолютный слух, или "выключить" и слышать краску аккорда); при игре на расстроенном фортепиано (или настроенном на 438 Гц) ощущения дурацкие: вот я жму на "до", а звучит "си-бемоль"... иногда при прослушивании записей (особенно старых) не угадываешь тональность... вот это жесть: я старые пластинки не могу слушать. Ну слышишь ты, к примеру, второй ф.-п. концерт Рахманинова в си-миноре... кошмар... А так - одни плюсы

Vladimir_N: Полковник А так - одни плюсы Главное - чтобы в деле помогало.



полная версия страницы