Форум » Сольное исполнительство » Старинная техника игры на виолончели » Ответить

Старинная техника игры на виолончели

Контрабаобаб: Прочел книгу о Пабло Казальс е , и обратил внимание на строчку, где упоминалось, что при обучении игре на виолончели, еще до его ученичества, ученик должен был держать левым локтем книгу и прижимать ее к боку. Возник вопрос для чего этот прием был необходим? для тренировки низкого положения локтя? зачем? и хоть так давно не играют хочу узнать было ли так на самом деле и если да, то с какой целью. Заранее спасибо всем, кто примет участие в обсуждении.

Ответов - 6

engineer_BASS: Безумно интересный вопрос! И очень кстати…… Современный музыкант, хочет ли он этого или нет, – суть продукт современного ему общества потребления с господствующей идеологией бесконечного прогресса. В таком нравственном климате все прошлые достижения и открытия, равно как и исторические персонажи, неизбежно подвергается принижению и глумлению. Только ленивый не издевался над древними школами и приемами игры. Вот пример: открываем труды всеми уважаемого Янкелевича и сразу читаем критику в адрес таких интересных методистов как : Войку, Михаловский, Компаньели, кстати без подробного освещения их идей, а полемические утверждения абсолютно не обоснованы, как например сравнение падения пальцев скрипача , как и у пианиста сверху на клавишу отвесно… А между прочим у них палец должен идти по касательной траектории иначе будет слышен удар клавиши, молотка и демпфер вовремя не отпустит струну и «тендеовагинит» в придачу как бонус за тупость. Во времена Листа это знал любой музыкант. Но бог с ним с Янкелевичем…, дальнейшая деградация педагогической мысли в наше время вообще ужасающа. Насчет древних школ…..Ясно что, люди прошлого, лишенные цивилизационного хлама и мусора (какие то навороченные струны, канифоли-панацеи, шпили-резонаторы и т.д.) явственно ощущали и постоянно сталкивались с природным -охранительным императивом - «То что идет против природы – рано или поздно будет уничтожено». Руки музыканта – это некая живая одухотваренная субстанция , наподобие виноградной лозы и требует ПОСТЕПЕННОЙ культивации и созревания, постоянного ухода и внимания. Старые методики давали возможность плавно, а главное просто , без резких перегрузок и рывков воспитывать игровые навыки и как некая ступень в этом процессе – прижатый локоть руки, для «открытия» ладони и культивирования боковых супинационно-пронационных поворотов, так как другим способом, с прижатым то локтем ,ничего сделать нельзя, зато потом локоть «отпускали», но фоновое движение было уже встроено в игровой процесс. ВОТ ТАК!!!!

Genka: Насчет виолончели не знаю, но один старичок дирижер, рассказывал, что так его учил дирижированию Кусевицкий (а он то наверное методику не сам придумал!): под один локоть первый акт "Гибели богов", под другой локоть- второй акт и дирижируй. Если какая- нибудь партитура падала, Кусевицкий этой партитурой по голове нерадивого ученика и давай сначала! Может быть и байка, но то что с такой методой дирижеры учились работать руками, а не скакать на подиуме, вылезая из штанов- это точно.

engineer_BASS: Геннадий , вполне правдоподобная история. Ай да Сергей Александрович! Гибелью Богов да по башке! Супер! Все старинные технологии требовали и от учителя и от ученика определенного кодекса поведения, вполне однозначного состояния души, иначе ничего не получится. Имя этому –АСКЕЗА. Аскетические нормы обучения защищали ученика от ложного пути, не отвлекали на мелочи и глупости, а вели к фундаментальным знаниям и умениям. Невозможно в Средние века представить «аксессуарного» студента, занятого поисками брендовой канифоли или дорогостоящих струн. Все подчинялось только одному –проникнуть глубже в секреты мастерства, овладеть инструментом. Тут и кнут не повредит. Вместо «попса» – сосновую смолу с косторкой, вместо «протоса» - проволоку, можно колючую… Аскеза – СОЗНАТЕЛЬНОЕ отстранения от благ и удобств, ради получения высшего знания.


timon: Есть очень хороший фильм "Все утра мира", про Сен Коломба. там эта тема одна из основных

Контрабаобаб: engineer_BASS пишет: Все старинные технологии требовали и от учителя и от ученика определенного кодекса поведения, вполне однозначного состояния души, иначе ничего не получится. Имя этому –АСКЕЗА. Аскетические нормы обучения защищали ученика от ложного пути, не отвлекали на мелочи и глупости, а вели к фундаментальным знаниям и умениям. Невозможно в Средние века представить «аксессуарного» студента, занятого поисками брендовой канифоли или дорогостоящих струн. Все подчинялось только одному –проникнуть глубже в секреты мастерства, овладеть инструментом. Тут и кнут не повредит. Вместо «попса» – сосновую смолу с косторкой, вместо «протоса» - проволоку, можно колючую… Аскеза – СОЗНАТЕЛЬНОЕ отстранения от благ и удобств, ради получения высшего знания. Очень по душе мне Ваше мнение.

Анатолий: Все старинные технологии требовали и от учителя и от ученика определенного кодекса поведения, вполне однозначного состояния души, иначе ничего не получится. Имя этому –АСКЕЗА. Аскетические нормы обучения защищали ученика от ложного пути, не отвлекали на мелочи и глупости, а вели к фундаментальным знаниям и умениям. Невозможно в Средние века представить «аксессуарного» студента, занятого поисками брендовой канифоли или дорогостоящих струн. Все подчинялось только одному –проникнуть глубже в секреты мастерства, овладеть инструментом. Тут и кнут не повредит. Вместо «попса» – сосновую смолу с косторкой, вместо «протоса» - проволоку, можно колючую… Аскеза – СОЗНАТЕЛЬНОЕ отстранения от благ и удобств, ради получения высшего знания. Глубоко внутренне с вами согласен.



полная версия страницы