Форум » Оркестровая игра » ОРКЕСТРОВЫЕ СОЛО » Ответить

ОРКЕСТРОВЫЕ СОЛО

Sinzin: Недвно пригласили меня в камерный оркестр сыграть соло в концерте для струнных А.Хинастеры. Ноты дали за неделю время учить не было и что самое интересное была всего одна репетиция.... А вот и нотки этого соло. Что скажете???

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

Борисович: Это похоже на <играй что хочешь,но постарайся попасть в ритме на флажолеты>? Наверно красиво всё получилось.

Kontrabas: Двойные ноты какие неудобные..

Sinzin: Борисович пишет: Это похоже на <играй что хочешь,но постарайся попасть в ритме на флажолеты>? Наверно красиво всё получилось. Не совсем, не всё чтол хочешь. На флажолетах никак не спрячешься... Kontrabas пишет: Двойные ноты какие неудобные.. Да это действительно так. Что самое интересное, что я не попал во втором случае на сексты, а октавы сыграл чисто (что в паринципе удивительно).Не зря мой шеф мне говорил...- Учи переходы... и он был прав. На переходах как раз я и облажался!!!


Sinzin: Господа, коллеги пишите о своём и может чужом опуте игры соло в оркестре. Примеры штрихов аппликатуры, какой то интересной не иранной литературы современной в том числе. Было бы интересно поделиться опытом, даже в самых игранных соло, таких как Малер, Прокофьев, Шостакович.

Genka: Sinzin пишет: Было бы интересно поделиться опытом, даже в самых игранных соло, таких как Малер, Прокофьев, Шостакович За Малера- сразу куча вопросов для обсуждения: 1. Соло это или нет? пометки solo в партии нет. 2. С сурдинкой или без? пометка есть, но звучит уж больно... нехорошо 3. Играть лиги по такту, как написано или пол- такта? 4. После каждого таката Малер влепил знак цезуры, запятую, но никто так не играет. 5. Традиционное исполнение (Вена) по одной струне, с красивым октавным "переездом", а стоит ли? 6. Насколько зависит успех этого соло от дирижёра?

Sinzin: Genka пишет: За Малера- сразу куча вопросов для обсуждения: да действительно пометки solo нет, но насколько я знаю всё таки solo подразумевается. Кто может оспорить, вопрос скорее к музыковедам.... Про сурдину пометка есть, лично я понимаю это как помощь при исполнении этого соло. С сурдиной можно более свободно играть, так же не так слышна смена смычка и т.д. С сурдиной по моему выигрышней, можно замазать все шороховатости. Насчёт лиг, они всё таки фразировочные и не стоит их воспринимать как смычковые. Сурдина позволит увеличить скорость смычка и сделать смены более незаметными. А лиги указывают на фразировку.Genka пишет: 4. После каждого таката Малер влепил знак цезуры, запятую, но никто так не играет. Это для меня загадка, совершенно не понимаю необходимость цезур. может у Малера контрабасист так играл , не знаю Что каксается традиции Вены, тоже спорный вопрос, это смотря с каким дир. они играют, с Бернстайном я видел, мне категорически не понравилось. Моё предпочтение, это игра в ставке, а остальное делается правой рукой ( в смысле сближения тембра) От дирижёра зависит почти всё, а именно его восприятие этой музыки. Не надо быть гением, что бы понять , что это канон в октаву,и что из соло контрабаса не надо делать ни какого события, это просто тихое и гнусавое начало какнона, которое потом подхватывают, фагот и туба. P.S/ Мне рассказывавли что К. Кондрашин просил играть лигу как написанно... вот это действительно садизм

moltobasso: Это контрабасовое соло нужно воспринимать с сарказмом. В оригинале детская песенка "Братец Яков" звучит в мажоре. Малер же переводит её в минор. Неслучайно композитор доверяет контрабасу начать третью часть. На самом деле это похоронный марш - звери хоронят охотника. Я играл на ставке, с сурдиной. Инструмент позволяет достичь эффекта звучащего издалека похоронного марша. Литавры - это шаги, несущих гроб. Нужно быть готовым к тому, что дирижёр может попросить усилить сарказм. Тогда придётся сыграть на одной струне, добавив чуть-чуть глиссандо и совсем чуток пофальшивив. Вот и все дела.

Sinzin: Мне кажется, что ненадо ничего выдумывать.Ведь после контрабаса играют фагот и туба, туба кстати тоже довольно в высоком регистре, но это не значит , что ей надо лажать и киксовать, вот и из контрабаса урода тоже делать не стоит. Насколько я читал про эту симфонию, дело в том , что инструменты должны говорить как бы не своими голосами, своего рода маски , фальшь в разговоре , но не в интонации... Лицемерные похороны охотника.... Контрабпс non vibrato как туба , как фагот строго.... не надо украшать музыку, и придумывать за Малера чем ближе к тексту тем лучше.

Genka: Вопросы с 1-5 я обычно задаю дирижёру перед репетицией, и надо сказать, что некоторые с удивлением смотрят в партитуру, потому что, похоже, видят, то о чём я их спрашиваю в первый раз :) Sinzin пишет: да действительно пометки solo нет, но насколько я знаю всё таки solo подразумевается. Вообще Малер не тот композитор у которого что- то "подразумевается", он, как и Прокофьев, довольно дотошно выписывал все указания как играть. Я склонен считать, что это сложившаяся традиция, по каким причинам- не знаю, можно только предполагать, типа "группой было фальшиво". Но сейчас. я знаю, в некоторых оркестрах играют группой. От решения вопроса соло или нет зависит вопрос и о сурдине: группа с сурдинами это одно, а соло с сурдиной... Тут ещё зависит и от инструмента, если несущий- то можно и засурдинить, а если нет... О том что Кондрашин просил играть по такту- это точно, мне об этом говорил сам Р.П.Девоян. Цезуры, действительно, не приходилось играть ни разу! Один махальщик даже возмутился: -Не знаете как надо играть! Я отвечаю: Так написано! - Мало ли что написано! Традицию знать надо! Причём это был у меня не первый раз, до этого играл в соответствии с традициями, а тут решил попробовать... После этого случая я и стал задавать вышеперечисленные вопросы :) Хотя если исходить из общепринятой концепции похоронной процессии- цезуры в самый раз, этакие всхлипывания "безутешных" зайцев (я кстати это соло так и называю: "Песня про зайцев"). Говоря о дирижёре я имел ввиду не гениальность его прочтения, а какой вариант его работы над этой частью даёт лучшие результаты. Для меня таким вариантом было, когда дирижёр давал сыграть мне это соло два раза каждый день, причём не зацикливаясь на нём, а просто, остановившись уже где- то посередине: - Ну давайте ещё разок сначала. А вот после одного махальщика я уже лепил образ не зайцев на похоронах охотника, а музыкантов на похоронах дирижёра! Зная что современные махальщики могут попросить всё что угодно- готовлю эту песню к их приходу разными штрихами, в том числе и лиги по такту, начиная вверх; и разной аппликатурой, по 1-3 струнам.

Кузьма: Играл соло только из другой сюиты Ginastera лет 5 назад. Хотя и было с начала сезона в программе, не знал, насколько оно трудное. Хотя и гораздо легче этого. Спасибо один американец из соседнего оркестра вовремя дал наколку. Позанимался, подготовился. На самом деле очень красивая и выигрышная латинская музыка. Хорошо заранее порепетировать с арфой-это ведь дуэт отдельным номером в сюите. А насчёт этой сюиты слышал что Клаус Штол соглашался сыграть толко при условии 2 месяца до того быть свободным. И не знаю, играл ли в конечном итоге. Так что поздравляю от всей души, спасибо за ноты. Пошёл учить.

Vladimir_N:

moltobasso: При всём уважении... играет маэстро фальшиво. фа-диез особенно. Переходов слишком много. При выходе на ставку соль ненужно акцентируется.

Борисович: Может это мне показалось.но звук какой то уж совсем некачественный.В смысле звукоизвлечение.

moltobasso: Борисович пишет: Может это мне показалось.но звук какой то уж совсем некачественный.В смысле звукоизвлечение.Ага, как и всё остальное у него. Типа не играет, а наигрывает...легко, беззаботно. Борисыч, в том-то всё и дело, что звукоизвлечение хорошее когда хочет. Не понимаю этой небрежности. Раз уж взялся показывать.

kont_barabas: moltobasso пишет: При всём уважении... играет маэстро фальшиво. фа-диез особенно. А в этом соло есть фа диез ?!? Хотя ,немного фальшивовато действительно. Но может, его так дирежор попросил сыграть фальшиво и жалисливо ?!? кстати ,второй раз своими штрихами ,он играет почище !! А по моему играет он неплохо, даже хорошо, хотя и своеобразно....

moltobasso: Фа, конечно. Второй вариант мне тоже больше понравился.

Genka: И, кстати, играет с цезурами после каждого такта, как написано... Короче, точно надо пытать дирижёра перед первым же заездом - как ему надо сделать красиво.

Sinzin: Ещё каверзное соло в 15ой Шостаковича, довелось как-то играть. Не совсем так просто как кажется.

Genka: Для соло из 15-й, на мой взгляд, надо исходить из того, что 1. оно написано в 12-тоновой системе и поэтому 2. избегать "естественного" акцентирования верхнего фа, а делать cresc. как написано, к ми бемоль.

Anderburg: Genka пишет: 2. избегать "естественного" акцентирования верхнего фа, И ещё на него надо попасть. :) А 14-ю ни кто не играл?



полная версия страницы