Форум » Оркестровая игра » ОРКЕСТРОВЫЕ СОЛО » Ответить

ОРКЕСТРОВЫЕ СОЛО

Sinzin: Недвно пригласили меня в камерный оркестр сыграть соло в концерте для струнных А.Хинастеры. Ноты дали за неделю время учить не было и что самое интересное была всего одна репетиция.... А вот и нотки этого соло. Что скажете???

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

Борисович: Это похоже на <играй что хочешь,но постарайся попасть в ритме на флажолеты>? Наверно красиво всё получилось.

Kontrabas: Двойные ноты какие неудобные..

Sinzin: Борисович пишет: Это похоже на <играй что хочешь,но постарайся попасть в ритме на флажолеты>? Наверно красиво всё получилось. Не совсем, не всё чтол хочешь. На флажолетах никак не спрячешься... Kontrabas пишет: Двойные ноты какие неудобные.. Да это действительно так. Что самое интересное, что я не попал во втором случае на сексты, а октавы сыграл чисто (что в паринципе удивительно).Не зря мой шеф мне говорил...- Учи переходы... и он был прав. На переходах как раз я и облажался!!!


Sinzin: Господа, коллеги пишите о своём и может чужом опуте игры соло в оркестре. Примеры штрихов аппликатуры, какой то интересной не иранной литературы современной в том числе. Было бы интересно поделиться опытом, даже в самых игранных соло, таких как Малер, Прокофьев, Шостакович.

Genka: Sinzin пишет: Было бы интересно поделиться опытом, даже в самых игранных соло, таких как Малер, Прокофьев, Шостакович За Малера- сразу куча вопросов для обсуждения: 1. Соло это или нет? пометки solo в партии нет. 2. С сурдинкой или без? пометка есть, но звучит уж больно... нехорошо 3. Играть лиги по такту, как написано или пол- такта? 4. После каждого таката Малер влепил знак цезуры, запятую, но никто так не играет. 5. Традиционное исполнение (Вена) по одной струне, с красивым октавным "переездом", а стоит ли? 6. Насколько зависит успех этого соло от дирижёра?

Sinzin: Genka пишет: За Малера- сразу куча вопросов для обсуждения: да действительно пометки solo нет, но насколько я знаю всё таки solo подразумевается. Кто может оспорить, вопрос скорее к музыковедам.... Про сурдину пометка есть, лично я понимаю это как помощь при исполнении этого соло. С сурдиной можно более свободно играть, так же не так слышна смена смычка и т.д. С сурдиной по моему выигрышней, можно замазать все шороховатости. Насчёт лиг, они всё таки фразировочные и не стоит их воспринимать как смычковые. Сурдина позволит увеличить скорость смычка и сделать смены более незаметными. А лиги указывают на фразировку.Genka пишет: 4. После каждого таката Малер влепил знак цезуры, запятую, но никто так не играет. Это для меня загадка, совершенно не понимаю необходимость цезур. может у Малера контрабасист так играл , не знаю Что каксается традиции Вены, тоже спорный вопрос, это смотря с каким дир. они играют, с Бернстайном я видел, мне категорически не понравилось. Моё предпочтение, это игра в ставке, а остальное делается правой рукой ( в смысле сближения тембра) От дирижёра зависит почти всё, а именно его восприятие этой музыки. Не надо быть гением, что бы понять , что это канон в октаву,и что из соло контрабаса не надо делать ни какого события, это просто тихое и гнусавое начало какнона, которое потом подхватывают, фагот и туба. P.S/ Мне рассказывавли что К. Кондрашин просил играть лигу как написанно... вот это действительно садизм

moltobasso: Это контрабасовое соло нужно воспринимать с сарказмом. В оригинале детская песенка "Братец Яков" звучит в мажоре. Малер же переводит её в минор. Неслучайно композитор доверяет контрабасу начать третью часть. На самом деле это похоронный марш - звери хоронят охотника. Я играл на ставке, с сурдиной. Инструмент позволяет достичь эффекта звучащего издалека похоронного марша. Литавры - это шаги, несущих гроб. Нужно быть готовым к тому, что дирижёр может попросить усилить сарказм. Тогда придётся сыграть на одной струне, добавив чуть-чуть глиссандо и совсем чуток пофальшивив. Вот и все дела.

Sinzin: Мне кажется, что ненадо ничего выдумывать.Ведь после контрабаса играют фагот и туба, туба кстати тоже довольно в высоком регистре, но это не значит , что ей надо лажать и киксовать, вот и из контрабаса урода тоже делать не стоит. Насколько я читал про эту симфонию, дело в том , что инструменты должны говорить как бы не своими голосами, своего рода маски , фальшь в разговоре , но не в интонации... Лицемерные похороны охотника.... Контрабпс non vibrato как туба , как фагот строго.... не надо украшать музыку, и придумывать за Малера чем ближе к тексту тем лучше.

Genka: Вопросы с 1-5 я обычно задаю дирижёру перед репетицией, и надо сказать, что некоторые с удивлением смотрят в партитуру, потому что, похоже, видят, то о чём я их спрашиваю в первый раз :) Sinzin пишет: да действительно пометки solo нет, но насколько я знаю всё таки solo подразумевается. Вообще Малер не тот композитор у которого что- то "подразумевается", он, как и Прокофьев, довольно дотошно выписывал все указания как играть. Я склонен считать, что это сложившаяся традиция, по каким причинам- не знаю, можно только предполагать, типа "группой было фальшиво". Но сейчас. я знаю, в некоторых оркестрах играют группой. От решения вопроса соло или нет зависит вопрос и о сурдине: группа с сурдинами это одно, а соло с сурдиной... Тут ещё зависит и от инструмента, если несущий- то можно и засурдинить, а если нет... О том что Кондрашин просил играть по такту- это точно, мне об этом говорил сам Р.П.Девоян. Цезуры, действительно, не приходилось играть ни разу! Один махальщик даже возмутился: -Не знаете как надо играть! Я отвечаю: Так написано! - Мало ли что написано! Традицию знать надо! Причём это был у меня не первый раз, до этого играл в соответствии с традициями, а тут решил попробовать... После этого случая я и стал задавать вышеперечисленные вопросы :) Хотя если исходить из общепринятой концепции похоронной процессии- цезуры в самый раз, этакие всхлипывания "безутешных" зайцев (я кстати это соло так и называю: "Песня про зайцев"). Говоря о дирижёре я имел ввиду не гениальность его прочтения, а какой вариант его работы над этой частью даёт лучшие результаты. Для меня таким вариантом было, когда дирижёр давал сыграть мне это соло два раза каждый день, причём не зацикливаясь на нём, а просто, остановившись уже где- то посередине: - Ну давайте ещё разок сначала. А вот после одного махальщика я уже лепил образ не зайцев на похоронах охотника, а музыкантов на похоронах дирижёра! Зная что современные махальщики могут попросить всё что угодно- готовлю эту песню к их приходу разными штрихами, в том числе и лиги по такту, начиная вверх; и разной аппликатурой, по 1-3 струнам.

Кузьма: Играл соло только из другой сюиты Ginastera лет 5 назад. Хотя и было с начала сезона в программе, не знал, насколько оно трудное. Хотя и гораздо легче этого. Спасибо один американец из соседнего оркестра вовремя дал наколку. Позанимался, подготовился. На самом деле очень красивая и выигрышная латинская музыка. Хорошо заранее порепетировать с арфой-это ведь дуэт отдельным номером в сюите. А насчёт этой сюиты слышал что Клаус Штол соглашался сыграть толко при условии 2 месяца до того быть свободным. И не знаю, играл ли в конечном итоге. Так что поздравляю от всей души, спасибо за ноты. Пошёл учить.

Vladimir_N:

moltobasso: При всём уважении... играет маэстро фальшиво. фа-диез особенно. Переходов слишком много. При выходе на ставку соль ненужно акцентируется.

Борисович: Может это мне показалось.но звук какой то уж совсем некачественный.В смысле звукоизвлечение.

moltobasso: Борисович пишет: Может это мне показалось.но звук какой то уж совсем некачественный.В смысле звукоизвлечение.Ага, как и всё остальное у него. Типа не играет, а наигрывает...легко, беззаботно. Борисыч, в том-то всё и дело, что звукоизвлечение хорошее когда хочет. Не понимаю этой небрежности. Раз уж взялся показывать.

kont_barabas: moltobasso пишет: При всём уважении... играет маэстро фальшиво. фа-диез особенно. А в этом соло есть фа диез ?!? Хотя ,немного фальшивовато действительно. Но может, его так дирежор попросил сыграть фальшиво и жалисливо ?!? кстати ,второй раз своими штрихами ,он играет почище !! А по моему играет он неплохо, даже хорошо, хотя и своеобразно....

moltobasso: Фа, конечно. Второй вариант мне тоже больше понравился.

Genka: И, кстати, играет с цезурами после каждого такта, как написано... Короче, точно надо пытать дирижёра перед первым же заездом - как ему надо сделать красиво.

Sinzin: Ещё каверзное соло в 15ой Шостаковича, довелось как-то играть. Не совсем так просто как кажется.

Genka: Для соло из 15-й, на мой взгляд, надо исходить из того, что 1. оно написано в 12-тоновой системе и поэтому 2. избегать "естественного" акцентирования верхнего фа, а делать cresc. как написано, к ми бемоль.

Anderburg: Genka пишет: 2. избегать "естественного" акцентирования верхнего фа, И ещё на него надо попасть. :) А 14-ю ни кто не играл?

Genka: В 14-й слова надо учить :) Не зная текста Лорелею не сыграешь...

jim_adam: А может после большого сабантуя, с бодуна???

moltobasso: jim_adam пишет: А может после большого сабантуя, с бодуна???Ценное замечание, продуманное.

Sinzin: moltobasso пишет: В 14-й слова надо учить :) Не зная текста Лорелею не сыграешь... Согласен, вне текста и контекста это играть и учить бесполезно. Только полное знание партитуры даст какой-то результат

goldfinger: играл несколько раз Лорелею....сложно - слова действительно пришлось писать на партии над строчкой...и считать...считать...считать...

Oлег Воробей: а-ать будете?паша А

Oлег Воробей: Кто то от моего имени херню написал,прошу прощения.

Oлег Воробей: Это не я написал,а Батрак пьяный вчера на форуме был под моим именем,вот и написал,а он даже Ягуар не пил.

jim_adam: цитата: А может после большого сабантуя, с бодуна??? moltobasso: Ценное замечание, продуманное. С юмором у вас оказывается проблемы...

kont_barabas: Sinzin пишет: Контрабпс non vibrato как туба , как фагот строго.... Полностью с тобой согласен. Хотя многие могут это оспорить т.к. в партии не стоит "non vibrato". Ну а если и с вибрато, то не на каждой ноте и спокойным . p.s. http://youtube.com/watch?v=1lI7icWPfoc Вот так играют в Берлинской Филармонии на первой репетиции. Маэстро просит Контрабасиста не делать цезур между фразами, но контрабасист возражает ...

Sinzin: kont_barabas пишет: Полностью с тобой согласен. Хотя многие могут это оспорить т.к. в партии не стоит "non vibrato". Ну а если и с вибрато, то не на каждой ноте и спокойным kont_barabas -объясни ты это нашим муд...ам народным артистам худрукам.

kont_barabas: Дело вкуса и образованости солиста в первую очередь ,его понимание соотношение тембров в каноне с фаготом и тубой у которых вибрато нет. Думаю аргумент весомый. p.s. Мы ведь говорим о професионализме исполнителя,а не образованости дирижеров или худруков? В конечном итоге попадает ведь исполнитель под критику ....

Sinzin: Всё правильно, извини за поправку, вибрато у них есть , но они его применяют в соло или в местах где это предусмотренно или необходимо. Просто дело всё в интанационной зоне, как считалось раньше, да и сейчас многими считается, что она должна быть очень широкой, я придерживаюсь обратного мнения.Ну это одельный разговор (постараюсь скоро выложить книгу о скрипичной методике В .Григорьева там эти вопросы оговариваются, хотя я не совсем там согласен). А о чём мы с тобой говорим - это лабушество и безграмотность людей называющих себя профессионалами.

kont_barabas: У тубы в высоком регистре есть вибрато и у фагота тоже ???

Sinzin: В самом высоком нет, его можно только имитировать.Но не в оркестре. Могу узнать по подробнее...

kont_barabas: Вот это да ! Век живи, век учись. Ну на фаготе понятно ,ну что бы на тубе было возможно вибрато никогда бы не подумал ! Думаю наше "струнное" вибрато ,если оно есть, должно покрайней мере имитировать "скромное вибрато" духовых в этом участке Симфонии.... При прослушивании именно третей части Малера Симфонии 1, у меня создалось впечетления, что это соло духовых инструментах звучит без vibrato !?!

Sinzin: kont_barabas пишет: звучит без vibrato !?! это да, и не только здесь, я говорю о возможностях инструмента. А у струнников какой-то непонятный пережиток - трясти рукой кде придётся, бездумно.....

Vladimir_N: Sinzin пишет: трясти рукой кде придётся, бездумно..... Я знаю немало дирижёров, которые думают, если ты не вибрируешь, значит плохой музыкант и халтурщик. Типа сидишь, бездельник, штаны протираешь, таже рукой покачать лень...

Sinzin: Да, у нас такой концертмейстер виолончелей.Мразь законченная и имеет большое влияние на худ.рука, а играет.....ну сами понимаете, без комментариев....Вот сидишь, выстраиваешь каждый обертончик, атаку звука и всё такое , а этот дол....ёб тебе что-то указывает, а у самих фальшь несусветная, а самое страшное - это всем нравится. Сейчас уже давно бытует во вём прогрессивном музыкальном мире современное (прошу понять меня правильно) отношение к звуку и интонации (так сказать антиромантическое в хорошем смысле слова конечно) и в основном многие придерживаются всё-таки узкой интанационной зоны и т. д. - это в яркой форме мы можем наблюдать у топовый барочных оркестров и ансамлей а также исполнителей современной и ультрасовременной музыки. Не исключением являются и более традиционные неправления. Одно радует, дело которое начал Никрлаус Арнонкур, живёт и это остановить нельзя, а эти индивидуумы скоро отомрут как в прямом, так и в переносном смысле. Самое страшное, что они плодят себе подобных...

WildWest: Sinzin пишет: Да, у нас такой концертмейстер виолончелей.Мразь законченная и У нас на оркестре так же. Чуть что сразу я, наверно просто я кней ближе всего стою

kont_barabas: Vladimir_N пишет: Я знаю немало дирижёров, которые думают, если ты не вибрируешь, значит плохой музыкант и халтурщик. Простите колеги за моё лирическое отступление ! -Фальш в оркестре? Главное - успеть с укором посмотреть на соседа... -Как научить альтиста играть летучее стаккато? -Нужно в его партии написать целую ноту с пометками piano и solo. -Что может звучать хуже одного альтиста? -2 альтиста. И ещё разок про альтистов: -Что такое терция? -Это когда два альтиста играют в унисон. -У нашего маэстро ( Н. ДЯДЮРА) требования к нам - первым скрипкам : праворучное вибрато!!!еще он возмущается время от времени - "почему смычки шевелятся?" Продолжние в теме "Анекдот" п.с. А на самом деле, тема "не професионализма" на работе очень серъёзная и трагичная.

Шуллер: Всех поздравляю с праздничком! люди! помогите пожалуйста! я сейчас учусь(1.5 года на контрабасе играю). пришло предложение сиграть с оркестром сонату Эклса. эсть оркестровые партии только первих двух частей! есть у кого то партитура 3 и 4 части? буду очень благодарен!

rinatibragimov: За Малера- сразу куча вопросов для обсуждения: 1. Соло это или нет? пометки solo в партии нет. 2. С сурдинкой или без? пометка есть, но звучит уж больно... нехорошо 3. Играть лиги по такту, как написано или пол- такта? 4. После каждого таката Малер влепил знак цезуры, запятую, но никто так не играет. 5. Традиционное исполнение (Вена) по одной струне, с красивым октавным "переездом", а стоит ли? 6. Насколько зависит успех этого соло от дирижёра? Существует две ригинальные версии: в ранней написано- "соло всей группы,а не одного контрабаса"Автор даже это подчеркнул. (по-моему с точки зрения музыки-более оправдано) В поздней - соло одного контрабаса. Говорят,что на премьере группа так сыграла,что Малер решил больше не рисковать и дал это соло концертмейстеру (документально пока подтвердить не могу) Кстати.может быть хорошим ответом о традиционном исполнении! Вместе с этим клипом...http://www.youtube.com/watch?v=jlgvabz-4B8&feature=related Успех зависит от дирижёра ? Да ,если отстанет... А запятые,как маленькое предыхание. Ведь музыка написана по такту и некоторая квадратность должна присутствовать

rinatibragimov: Я знаю немало дирижёров, которые думают, если ты не вибрируешь, значит плохой музыкант и халтурщик. Типа сидишь, бездельник, штаны протираешь, таже рукой покачать лень... Недавно сыграли 15 Шостаковича с вашим соотечественником -Василием Петренко ( это был самый скучный концерт в этом сезоне!) Так он пожаловался ,что не все контрабасисты вибрировали в пицикатто! Есть дирижёры,которые создают музыкальные образы и вы сами решаете как этого лучше достичь,а есть вот такие,которые ловят блох и учат вас играть...

Sinzin: А как же соло в 15ой. Я ка-то играл с Максимом Шостаковичем. Он всё говорил про вибрацию и т .д. Соло я играл без вибрато, и ему это понравилось. Извините, я не хвастаюсь, а просто привожу пример того, что если немного подумать над материалом и подключит правую руку, то вопрос с вибрацией или без, отпадёт сам собой. Левая только будет помогать, а не создавать визуальный эффект.

rinatibragimov: Ну совсем без вибрации в этом соло в верхнем регистре - уж совсем тоскливо,на мой вкус. Конечно зависит от того -как чуствуешь эту музыку.

Sinzin: Ну фа качнуть конечно и ми бемольчик тоже. Но само соединение нот... всё на отзвуке... Там виброфончик провоцирует.

Sinzin: Интересно, надо попробывать, я играл по соль.

rinatibragimov: f e es b d h c des as 4 2 1 2(на ре ) 1 на соль 1 2 4 4 на ре я имел ввиду на ре стр. только си бемоль

Sinzin: rinatibragimov пишет: Существует две ригинальные версии: в ранней написано- "соло всей группы,а не одного контрабаса"Автор даже это подчеркнул. (по-моему с точки зрения музыки-более оправдано) Да токое Бельский выделывал с БСО, не слышал, не знаю, но отзывы не очень хорошие. rinatibragimov пишет: 2. С сурдинкой или без? пометка есть, но звучит уж больно... нехорошо Не знаю, если соло, то с сурдиной легчен ( с мягкой конечно, не с глушаком). Можно добавить скорости смычка и не сильно давиться. rinatibragimov пишет: 3. Играть лиги по такту, как написано или пол- такта? Знаю, что Кондрашин просил так играть, бедный Роберт, мучился играл. На мой взгляд можно менять смычок, сохраняя более крупную фразировку. rinatibragimov пишет: 4. После каждого таката Малер влепил знак цезуры, запятую, но никто так не играет. Никогда этого не понимал, скорее это обусловленно технологией кого-то из контрабасистов, который имел счасть работать с Малером. rinatibragimov пишет: 5. Традиционное исполнение (Вена) по одной струне, с красивым октавным "переездом", а стоит ли? Более ужастного в жизни ничего неслышал. Хороший оркестр. тема изложена каноном, все люди как люди, но контрабас..... кто-то может видит в этом своего рода гротеск. Мне кроме как убогим это зрелище ни чем не представляется. rinatibragimov пишет: . Насколько зависит успех этого соло от дирижёра? Если он не будет мешать.

rinatibragimov: По-моему Вы неправильно меня поняли: первая половины были -скопированные вопросы,а вторые ,как я пытаюсь ответить. А группой -соло звучит лучше ( если прилично сыграть) Все дирижёры ,которые попробовали -согласились.

Sinzin: Прошу, прощения немного не корректно вставил ЦИТАТЫ.Просто хотел высказаться по данному поводу.

gurgen: Весело.Ну и как,справился с задачей

Genka: Романс из "Поручика Киже". http://i072.radikal.ru/0812/21/1429ad63ea9d.jpg http://i082.radikal.ru/0812/ac/070efe9935d0.jpg

torelló i ros: Nu,Vasya Petrenko - eto golova! Ne golova,a arifmometr. On umeet schitat' poluchshe lubogo buxgaltera!

torelló i ros: Igral eto solo s Arnol'dom Kacem mnogo let nazad (carstvie emu nebesnoe).On prosil pobol'she vyrazitel'nosti (molto esspressivo) i bol'shey raznicy v dinamike.To est' vibrirovat' vse chto mozhno.Nu ya pomolodosti let tam i otorvalsya na polnuyu Potom po TV posmotrel - vrode nichego poluchilos'.

torelló i ros: A mne tut v sentyabre, srazu posle otpuska prishlos' ispolnyat' takoe proizvedenie Henze dlya xora, trombona, dvux violoncheley,kontrabasa,organa i udarnyx.Nazyvaetsya eta pes'n' "Lieder von einer island" ili "isler" -ya s perepugu ne sovsem zapomnil,da eshe na otkrytii Festivalya sovremennoy muzyki v Alicante,t.e.v zale - vse, tol'ko korolevskoy sem'i ne xvataet,plus radio vzhivuyu na vsyu Evropu, s imenami ispolniteley i vsey prochey "labudoy"( etot Festival' - odin iz samyx krutyx v Evrope).Ne znakom nikto s etim bessmertnym proizvedeniem Henze,net? Voobshe posle ego burnogo romana s Gary Karrom na kakom-to ostrove karibskogo basseyna (ya podozrevayu, chto eto byla Kuba,t.k.on (Henze) chut' ne stal(ili dazhe stal)pridvornym kompozitorom Fidelya Castro) on voobshe vsex kontrabasistov voznenavidel,po-moemu. Mrachnye "soleshniki",dvoinye flazholety,vse v skripichnom kljuche,i absolyutno "v golom vide" .I notki tozhe,za 4 dnya do koncerta, da vsego s dvumya repeticiyami i pereezdom v Alicante. Ya posle pervoy chitki samostoyatel'noy xotel uzhe bylo otkazatsya ,da "zhaba zadushiula" - uzh bol'no platili xorosho.Nu chto,kak govoritsya, 25 minut pozora - i 30 srebrennikov v karmane. No solo tam tozhe "veselye",nichego ne skazhu

Bassiak: Да ,Круто ! Если сохранилась партия ,закинь на форум,вместе посмеёмся

Sinzin: torellГі i ros Интересно посмотреть. Пожалуйста найдите возможность выложить на форум.

torelló i ros: Vot partii u menya,k sozhaleniyu,ne soxranilos'.EE u menya tut zhe otobral arxivarius iz Nacional'nogo Xora ( eto s nimi vse proisxodilo).U nix-to v arxive eti notki est', mozhno zaskochit' i skopirovat', no vremeni net absolyutno.Zavtra na vecherney xalture kollegu iz Nacional'nogo orkestra poproshu sdelat' fotokopiyu, a vylozhu kak smogu. Voobshe eta pesnya,kak ya ponyal,ispolnyaetsya ochen' redko.



полная версия страницы