Форум » Оркестровая игра » Вибрация » Ответить

Вибрация

vitek: Хочу спросить! Стоит ли при игре в оркестре в нижних позициях вибрировать? И стоит ли вообще вибрировать когда есть большая группа 8-12 контрабасов? И ещё стоит ли вибрировать обертонами?

Ответов - 183, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Sinzin: 25.05.2006 Роджер Норрингтон: Я музыкальный большевик! В Большом зале Консерватории с московским камерным оркестром Musica viva выступил один из легендарных дирижеров-аутентистов англичанин Роджер НОРРИНГТОН. С ним поговорила Екатерина БИРЮКОВА. -- Вы стояли у истоков аутентизма. Что это направление дало современному исполнительству? -- Должен сказать, что никогда не употребляю термин "аутентизм". Я говорю -- "историзм". Потому что если я играю Моцарта, то прежде всего стараюсь понять, как играли во времена Моцарта. Так же я подхожу к Брамсу или Шостаковичу. К ним те же вопросы, что к Баху или Монтеверди. -- Что за вопросы? -- Во-первых, достоверна ли партитура? Могу ли я ее правильно прочитать? Сколько музыкантов должны сидеть на сцене? Как они там располагаются? Что за инструменты у них в руках? Старинные или современные? Что мы знаем о темпах? О стиле игры? О звучании? Принято считать, что только в старинной музыке мы не должны использовать игру с вибрато у струнных. А в музыке попозже -- пожалуйста. Но это неправильно! И Вагнер, и Малер никогда не слышали оркестра, играющего вибрато, которое сейчас заполонило весь мир! Все симфонические оркестры в мире за исключением моего -- Штутгартского -- играют с вибрато. Разница огромная. Без вибрато звук получается чистый, как снег, проникает прямо в сердце. Это не значит, что в нем нет эмоций -- он очень теплый. То есть я ничего не теряю. Зато, когда левая рука не занята вибрато, у правой руки, которая держит смычок, больше возможностей для фразировки. Отсутствие вибрато -- это не минус, это плюс! -- А какое это может иметь отношение к Шостаковичу? -- Он начинал в 20--30-е. Возможно, русские оркестры тогда еще играли без вибрато. Во времена Чайковского уж точно никакого вибрато не было -- тогда в России было сильно немецкое влияние. А в Вене и Берлине с этим строго было. Можно записи послушать. Первая запись Венской филармонии, где они играют с вибрато, -- 1940 год! Да, да, не 1840-й, а 1940-й! Они дольше всех держались. -- А кто первыми сдались? -- Французские оркестры. Потом британские, голландские. Но немецкие говорили -- "нет". Для них это была не настоящая музыка, это музыка кафе и коктейлей, кинематографа, Голливуда, зарождающегося радио, самолетов, шикарных отелей. Музыка нового мира после первой мировой войны. -- В 60-е годы, когда вы начинали, историческое исполнительство было революционным направлением. Сейчас превратилось в мейнстрим. Вы не скучаете по тем временам? -- Нет, потому что я до сих пор революционер. Когда-то я был революционером в том, как играть Моцарта. А сейчас все так делают. Но я сейчас революционер в Малере, Вагнере, Брукнере. Так что революция для меня продолжается. Я все еще музыкальный большевик! Люди до сих пор шок испытывают на моих концертах. Я единственный дирижер в мире, который такое делает. -- Николаус Арнонкур тоже Брукнера играет. -- Арнонкур? Вы его послушайте! Везде сплошное вибрато! Может, он думает, это правильно. Но я так не считаю. -- Значит, вы сейчас предпочитаете играть позднеромантическую музыку? -- Да нет, я всякую играю. В этом году две мировые премьеры сыграл. Просто когда я исполняю современного композитора, я ему звоню и обо всем спрашиваю. А когда играю Моцарта, то звонить некуда, и я изучаю книгу его отца про искусство игры на скрипке. -- Когда вы работаете не со своим оркестром, то тоже заставляете его играть без вибрато? -- Не то что заставляю, я приглашаю к этому. Десять лет назад большинство отказывалось. Но сейчас в оркестрах много новых, молодых людей. Они слушают записи -- мои и других людей. И они слышат, что это прекрасно. Почему бы не попробовать? Венская филармония часто соглашается. Берлинская -- тоже. Лейпцигский "Гевандхауз", амстердамский "Концертгебау", лондонская "Филармония", Осло, Филадельфия, Детройт, Цинциннати, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический -- всегда. С Musica viva мы, конечно, играем без вибрато, точно тем составом, который подразумевали Моцарт и Шуман: Восемь первых скрипок. На самом деле не так уж много надо знать, чтобы правильно играть. Симфонию Гайдна можно научить играть за три часа. Может, даже за два. Для этого не надо заниматься пять лет и сидеть на йогуртовой диете. Но есть определенные вещи, которые важны: темпы, рассадка, фразировка. Это не так сложно, но это надо знать. Ведь когда вы садитесь за руль, вы должны знать, что красный означает "стоп". Иначе -- катастрофа. http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-7706.html

timon: про русские оркестры чет он лишков хватил.. представляю как Венявский (например) дает массу концертов в Питере и всем своим примером показывает что нужно играть без вибрации и требует от студентов того же

murbass: При чём сдесь Венявский со своими студентами ? Речь об ОРКЕСТРОВОЙ игре !


timon: то есть солист в романтическом концерте что хочет творит, вибрирует как сумасшедший, весь в эмоциях, а скрипки как только у них какая тема поинтереснее появляется сразу в кусты, или тутти какое-нить грандиозное и все так степенно смычочком по струне ведут, не дай бог медь заглушить..?

murbass: Группа скрипок может так "грянуть" non vibrato, что медь вообще сдует со сцены ! Сам слышал.

timon: не буду спорить, но все ж другая музыка, другой оркестр, время совершенно другое.. если это будет убедительно сделано - я честно порадуюсь

Sinzin: Могу предложить записи Малера и Брукнера....

timon: Sinzin заинтриговал, буду ждать)

Sinzin: СмотриЗДЕСЬ по этой теме

Анатолий: Осмысленная вибрация необходима, имхо, и в нижнем регистре контрабаса, будь то открыетое место или тутти всего оркестра. В самой вибрации как таковой ничего плохого, и, тем более, немузыкального нет. Ее отсутствие (за исключением отдельных мест, где это является художественным замыслом композитора), как раз кажется мне немузыкальным. При этом никто не отрицает, что звук все равно извлекается правой рукой. Мне запомнилось выражение профессора Ирины Бочковой (зав. кафедры скрипки Московской консерватории) на ее мастер-классе: "Если нет качественного звукоизвления правой рукой, вибрируй или не вибрируй - все равно звучать будет плохо. Если нет звука - вибрацией его не создашь".

Sinzin: Анатолий пишет: "Если нет качественного звукоизвления правой рукой, вибрируй или не вибрируй - все равно звучать будет плохо. Если нет звука - вибрацией его не создашь Согласен на все 100

Genka: Анатолий пишет: Ее отсутствие (за исключением отдельных мест, где это является художественным замыслом композитора), как раз кажется мне немузыкальным. Оставьте в покое художественный замысел композитора. Вам он неизвестен- если только композитор сам, лично Вам его не раскрыл. Вы в каком- нибудь произведении (за исключением соверменных) видели авторские пометки con vibrato, non vibrato? Значит во время испольнения использование вибрации и ее вид будут зависеть только от Вас. И никого другого. Композитор ни при чем.

Анатолий: Genka пишет: Вы в каком- нибудь произведении (за исключением соверменных) видели авторские пометки con vibrato, non vibrato? Значит во время испольнения использование вибрации и ее вид будут зависеть только от Вас. И никого другого. Композитор ни при чем. Значит буду вибрировать практически везде, за очень редким исключением. Вот и все :)

Sinzin: А можно не вибрировать нигде..)))))))))

Анатолий: С вибрацией, по моему, красивее. :) Попробуйте пройти конкурс в оркестр или вступительные экзамены в консерваторию играя без вибрации. :)

Sinzin: Анатолий пишет: С вибрацией, по моему, красивее. :) С этого и надо начинать. А куда пройти, да ещё с нашим тёмным и лабушеско-мафиозным образованием . это тоже понятно....

Телевизор: Анатолий пишет: С вибрацией, по моему, красивее. :) Но только с хорошей вибрацией...! Анатолий пишет: Попробуйте пройти конкурс в оркестр или вступительные экзамены в консерваторию играя без вибрации. :) А я видел как человек исполнил только гамму и его взяли в консерваторию... ) (Играл без вибрации)

Sinzin: К вопросу о вибрато. Если вы читали несколькими постпми выше интервью с Норрингтоном. По поводу того что раньше (в обозримом прошлом) что задокументированно с помощью звукозаписи, окестры играли без вибрато. Обратите на специфическое (для нас) портаменто струнных, вот одно из основных средств выразительности струнных конца 19 начала 20 века. Опять же всё отражено в школах того времени. В частности в передачи про Вагнера сэр Роджер Норрингтон ссылоеится на школу Иоахима Пожалуйста The great Hungarian conductor Arthur Nikisch (1855-1922) leads the Berlin Philharmonic in Beethoven's fifth symphony. This was recorded in 1913

Анатолий: Телевизор пишет: Но только с хорошей вибрацией...! Да, так будет точнее. Телевизор пишет: А я видел как человек исполнил только гамму и его взяли в консерваторию... ) (Играл без вибрации) Исклюительный случай. :) И вообще, я думал программа вступительных экзаменов в консерваторию объемнение чем просто одна гамма. :)

Телевизор: Анатолий пишет: я думал программа вступительных экзаменов в консерваторию объемнение чем просто одна гамма. :) Да объемней , но другие поступающие не могли исполнить нормально гамму, так какой был смысл слушать весь остальной объем..?



полная версия страницы