Форум » Оркестровая игра » Вибрация » Ответить

Вибрация

vitek: Хочу спросить! Стоит ли при игре в оркестре в нижних позициях вибрировать? И стоит ли вообще вибрировать когда есть большая группа 8-12 контрабасов? И ещё стоит ли вибрировать обертонами?

Ответов - 183, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

engineer_BASS: Ринат, а мы тут и делаем такую школу. Если просмотреть материалы форума (а толковых тут просто ОЧЕНЬ много) то становится понятно, что такое коллективный интеллект. Я интуитивно все пытаюсь организовать массированную атаку на проблему. Кто чувствует энергию и ритм этой атаки моментально ввязывается и бьет в точку. Например, Алек со своими ПРОПИСЯМИ - как подгадал момент. Талант. Вы меня ошеломили своей наследственной леворукостью. Надо подумать. Мне как - то приходила мысль, что балерины и боксеры всегда работают с зеркалом. Думаю это элементарное перенесение навыка с органа на орган. Ведь двойник в зеркале все делает другой рукой и наш мозг это читает. Зрительная коррекции от отражающего изображения как раз помогает тому полушарию, которое не совсем компетентно в отрабатываемом навыке. Надо пробовать - ЗЕРКАЛО!!!! Насчет ПРОПИСЕЙ – действительно очень все похоже. Линейки и наклонны к ним уже определяют матрицу движения, строки и интервалы организуют ритм. Нужен специалист, но по-моему при написании буквы работает гортань – а это природный ритмический фон. Надо подумать что там у нас еще делается в левой руке, какие вообще там движения (их порядочно), думаю вибрация маскируется в каком –либо…..

Sinzin: Что -то мы ушли куда-то далеко, простите за недалёкость

rinatibragimov: а как практически?


engineer_BASS: Я думаю многих ждет разочарование, но тут как в кулинарии: любой рецепт всегда проверяется плитой. Кулинарный шедевр на бумаге не получится…До меня только сейчас дошло, что если бестолково трясется рука и все это нелепо звучит, то беда вовсе не в самой вибрации, а в неправильности вообще игровых движений левой руки. Просто явно одно другое отторгает вместо того чтобы быть содружественным. Можно выделить три основных движения левой руки помимо многочисленных фонов в том числе и вибрации: 1. Независимое движение пальца падающего или упирающегося в струну (это кто как умеет) 2. Перенос предплечья вдоль грифа ( собственно говоря интонирование и звуковысотность.) 3. И поворот кисти от отыгравшего пальца к следующему ( то что Ринат называет перешагиванием). Вот это последнее третье движение, по всей видимости, и должно цеплять этот фон, т. е. вибрацию. Это движение осуществляется поворотом кисти к струне, а если сделать обратно, то это ни что иное, как ТРЕЛЬ! Другого я не вижу. Злая шутка- до 19 века ,как говорят, вообще не вибрировали, получается, что все треллировали. Картина! Зато с ТРЕЛЬЮ можно работать – есть точный ореол звуковысотности, есть опора и упирающийся в струну палец, можно вычислить ритм. Но дело в том, что трель должна быть по сути вращающимся движением иначе оно не сложится с вибрацией. А по всей видимости и движение №2 тоже не должно быть прямолинейным (локоть по кругу) иначе не соберется единый двигательный навык. У меня так получилось……

rinatibragimov: engineer_BASS пишет: вообще не вибрировали, получается, что все треллировали Это остроумно! Т.е. ноты ,кот. хотели выделить -трелировали,а сейчас вибрируют. Своего рода эволюция. Только то,что раньше совсем не вибрировали,не совсем правда. Вибрация использовалась в определённых случаях как выразительное средство и это упоминается в трактатах. То есть базовый звук был чистый ,а вибрация как одна из красок. Сегодня-прямо противоположное. Часто в нотах даже пишут-играть без вибрации, теперь это становится необычным эффектом...

engineer_BASS: Честно говоря, предостережения в старинных трактатах от чрезмерного увлечения вибрацией кажутся излишними. С трудом представляю, как можно дергаться над жильной струной обильно смазанной жиром. По-моему легче бить чечетку на льду. Вероятно они зажимали струну что-нибудь вроде картинки с моего аватара. Неразвибрируешся!

Sinzin: rinatibragimov пишет: Часто в нотах даже пишут-играть без вибрации, теперь это становится необычным эффектом... Для многих это значит играть мерзким, зажатым, тусклым звуком.А сыграть нормально не трепыхая не получается.Побольше заниматься звуком, его носкостью и направлением, вот что нужно как мне кажется.Прислушиваться к правой руке и использовать её вес, так же и левая, весит на гриже а не давит пальцем в гриф. Разница очень заметна. Я сам раньше играл всё на форсаже.И ничего хорошего из этиого не вышло, переделал (и продолжаю переделывать) сам себе весь аппарат и ничуть не жалею.

engineer_BASS: В человеческой руке (в отличии от руки роботы или репликанта) очень много степеней свободы, а для целенаправленных движений их просто излишек. Есть два способа борьбы: 1. фиксация излишних степеней свободы мышцами антагонистами ( а проще – зажаться, но увы – гарантировано отсутствие настоящего звучания инструмента.) 2. организовать движения руки так, чтобы ее реактивные силы (маховые моменты плеч, трения сухожилий, инерция и растяжения мышц, центры тяжести были организованы в фоновые движения, которые непосредственно в игре, в общем то, и не участвуют, но и не мешают исполнению. Более того, скрытый ритм этих фонов как бы создает колею по которой катится основное игровое движение и это защищает его от срыва. Великое правило биомеханики – прежде чем создавать основное игровое движение, надо подключить к нему или заново создать необходимые фоны. Это виртуозная задача педагогики. Дом строят с фундамента –это опалубки, леса, грязь и грубость стройки, но потом……….Совершенно прав Синицын, вопрос качества «вибрации», снятия с неё рефлекторности и подчиненности игровой задаче, - это вопрос эффективности формирования игрового аппарата в целом и конечно ушей.

stukalenko: Слышали ли вы что-нибудь о соединении вибрации и о художественном (не механическом) смысле вибрации? Что вы об этом думаете?

engineer_BASS: Андрей, эти вопросы не по моей части, я стараюсь их избегать, поскольку затрагивают они интимную сторону жизни людей. Но все же я отвечу, не претендуя на оригинальность или на общепринятость взглядов. Отношение к вибрации как художественному феномену на мой взгляд коренится в религиозном дуализме понимании Мира. Это вещь неосознанная, двигаемая чем - то внутренним для каждого человека. Спаситель двуедин изначально, но что в нем больше человеческого или божественного? Реформации в жизни христианских церквей касались именно этой острой проблемы. Одна крайняя точка зрения: видеть в Христе только человека, пусть пророка, но все - таки человека, тогда не являясь Сыном и посланником божьим он отделяет мир людей от божественной благодати. Богооставленный мир – это мертвый мир, без чудес – статичный и лишенный вибраций. Другая крайняя точка : Христос - Бог, а не человек и явившись к нам – людям он принес ТАТАЛЬНЫЙ мир божественных вибраций, пронизывая ими все клеточки бытия. Кто мы, к чему движется наша душа – это вопрос нашего выбора, а в частности и художественного вкуса….

Sinzin: Inogda vibraciya pomogaet soedeneniyu not i vipolneniu perehodov.

Alek: Неделю не заходил. а тут - такое!!! Молодцы!Особенно engineer-Bass! Радуют интереснейшие мысли, рассуждения, теории, гипотезы.Радует,чёрт побери ,метафоры,поэтические, психолингвистические и прочие "неортодоксальные" аналогии.Как не хватает ТВОРЧЕСТВА! Как не хочется скатываться опять и опять к формализму и сухому статизму фактов.Ещё раз спасибо! К вопросу о вибрации - а не кажется вам,господа, что психофизические истоки происхождения вибрации как феномена мы ищем в рамках инструментального исполнительства, так как ,может стоит копнуть ещё глубже, и осмыслить вибрацию в границах её исконного( по происхождению) начала - вокального? Ведь там задействованы несколько другие механизмы.

engineer_BASS: Alek-Искуситель! Куда ты нас ведешь? Мы и так одной ногой в мистической стране вибраций звуков и отражений. Я же предупреждал насчет вибрации и левой руки – это рука ЛЕ-ВА-Я! Прямой путь всегда в тупик, а туда влево – как повезет…Это пахнет затеями великого с улицы Черной кошки. Хочешь единую теорию игры на всех инструментах…….

kont_barabas: engineer_BASS пишет: Тренировать вибрацию бесполезно, так как все целесообразные движение находятся в сфере уровня D (уровень действий) коры головного мозга. Там эту пародию на вибрацию можно отдрочить (пардон,,,) и загнать в автоматизмы Автоматизма не должно быть в игре. Вибрацию конечно тренировать и выдрачивать не нужно особенно в работе над произведением, но нужно учиться делать её подконтрольной ,осознаной, управляемой... Цель всех упражнений над вибрацией (дуолями ,триолями...) именно это. Вибрация же в музыкальном подтексте зависит прежде всего от личностного звуко-представления, которое тоже может менятся на протяжении жизни ... engineer_BASS пишет: Мы и так одной ногой в мистической стране вибраций звуков и отражений. Я же предупреждал насчет вибрации и левой руки – это рука ЛЕ-ВА-Я! Моя жена видела в Датском оркестре в групе виолончелей виолончелиста который играл наоборот( в левой смычёк). Очень необычно смотрелось ... неповезло его соседу :-) Может этот оркестр и к вам одним солнечным днём заедет...

engineer_BASS: Не хочется как то опять возвращаться к техническим аспектам вибрации, а вот любопытные аналогии напрашиваются. В 16 веке в истории европейской демократии произошло знаменательное событие – в моду вошла ее величество –РАПИРА. городской житель (отнюдь не военный) теперь мог отстоять свою честь и достоинство (и своих близких) с этим блестящим оружием в руках. При том, что солдаты рапирами не пользовались и техники боя не знали…. Ну конечно начались запреты на длину клинка и его ношение. Но с появлением рапиры, горожанин в Европе стал ГРАЖДАНИНОМ он обрел независимость. Маэстро Паганини- первый свободный артист, так переполошил всю Европу своей вибрацией, что старик Сальери, узнав про это грозное оружие, не поленился встать с постели и написать следующее: «Благоразумные профессора музыки со всем возможным старанием стремятся изгнать пронырливую и фальшивую методу, распространившуюся с некоторого времени среди многих музыкантов как в пении, так и в игре на смычковых инструментах, известную под названием maniera languida, smorfiosa (сентиментальная, жеманная), но которая может быть охарактеризована как бессильная манера. Скрипачи, альтисты, виолончелисты (нас, сука даже не упомянул…) впадают в эту манеру, когда скользят по струне между двумя звуками, одним пальцем вверх и вниз; певцы – напротив, когда при скачках или переходах несут голос не с грацией и истинным искусством, а дергают и волочат его, вроде того как плачет ребенок или мяукает кошка. При этом более всего удивительно, что исполнитель на смычковых инструментах или певец, применяющий эту методу, впадает в заблуждение, играя или исполняя это с серьезным выражением, так как достигает прямо противоположного впечатления, ибо подобная манера только иногда может быть использована в комическом. Теперь, когда все без исключения композиторы ничего так горячо не желают, как лишь того, чтобы эта поистине смешная и ложная метода исполнения музыки была бы совершенно оставлена, Я , НИЖЕПОДПИСАВШИЙСЯ, из долга и любви к своему искусству и к чести Общества друзей музыки, членом которого горжусь состоять, настоятельно прошу: если среди них найдется приверженец этой крайне безвкусной манеры, передать это пожелание БЛАГОРАЗУМНЫХ ПРФЕССОРОВ. Неотложность выполнения этого тем более необходима, что делом достойного уважения Общества, его единственной истиной и достойной награды целью является поощрение художественных произведений выдающихся мастеров их бесплатным публичным исполнением. Из внимания к слушателям и к самим мастерам нужно, чтобы благородная, серьезная и истинная метода исполнения стала бы НЕПИСАНЫМ правилом, добавлю даже больше – ДОЛГОМ!» Вена, май 1814г. Придворный капельмейстер в Вене. Антонио Сальери Во КАК!!!!! P/S: Завтра 27 октября – День Рождения Николо Паганини, выпьем же за первейшего струнника. УРА!!!!!

stukalenko: Ты еще и на контрабасе играешь? -Респект и уважуха! P.S. По поводу первейшего струнника- спорно, скорее первейшего вибратора ( в хорошем смысле этого слова )

Sinzin: Как многие новаторы Паганини помимо добра , принёс и зло. Кто знаком с историей скрипичного искусства-тот может проследить эволюцию развития техники и приёмов.Сейчас очень сильно преувеличивается значение таких личностей как, Паганини, Моцарт, Бетховен. Я ни сколько не умоляю их достоинства, но то что нам впаривают, как правило вырванно изконтекста эпохи.

engineer_BASS: И так. Опять настали времена когда о Паганини, Моцарте и Бетховене заговорили как о злодеях. Архипостмодерн…… В таком случае, могу дополнить список еще дюжиной «злодеев» лично знавших великого МАСТЕРА, учившихся у него, разделявшие его взгляды на искусство и влиявших на его творчество: Россини, Лист, Шопен, Клара Вик, Шуман, Лафон, Липиньский, Шимановская, Берлиоз, Гете, Гейне, Бальзак, Энгр, Стендаль, Делакруа, Байрон, Жорж Санд, Мюссе, Готье и т.д. Их могущественными врагом были: церковь и обыватель, а с некоторых пор появился и третий враг, многое бы отдавший за демонтаж и забвение этого художественного течения именуемое «романтизм». И дело тут как всегда в женщине…..Дело в том, что с момента упадка европейского рыцарства вплоть до великой французской революции мир позабыл про женщину. Церковь оградила две ее ипостаси: жрицы и любовницы жестоким табу, и приняла лишь ее материнскую роль. Сытый и тупой обыватель затолкал ее на кухню где она превратилась в злое и завистливое существо. Лишившись равного соперника «мужской» мир стал резко деградировать лишаясь прежде всего сакрального женского влияния. Великая революция РОМАНТИКОВ взорвала, прежде всего, этот деградирующий мир и возродила Великую Белую Даму, ЛЮБОВНИЦУ!!!! Вся их поэзия, литература, живопись и музыка имеет только две темы, которые непосредственно связанные с истиной природой женщины –ЛЮБОВЬ и СМЕРТЬ. Конец двадцатого века преподнес романтизму еще одного могущественного врага –это европейский гомосексуализм. И опять началось…..Две мировые войны унесли здоровую часть мужского населения Европы, дав возможность всякого рода извращенцам проникнуть в высшие эшелоны власти, экономики и культуры. С прискорбием хочется отметить концентрацию этих деятелей различных оттенков голубизны вокруг обществ и ансамблей старинной музыки с подозрительными полумальчиками – полудевочками и отвратительным звуком. Их влиятельные идеологи со страниц музыкальных журналов, экранов ТВ и так называемой «музыковедческой» литературы снова предприняли попытку деклассирования и уничижения Великого гения скрипки и певца любви и тем самым ,унизив опять женщину, превратив е в пошлый топ- продукт, имидж, бренд и просто товар. Но слава БОГУ! Наша Родина –это не выродившаяся однополая Европа. Мы северная страна и глаза наших подруг так сверкают на морозе, а дыхание их так опьяняет и так зовет либо к смерти либо к любви. P.S. Джоаккино Россини в конце жизни написал пьесу для скрипки и оркестра в честь своего друга, которого не было уже 25 лет на свете. Первые приглушенные аккорды скрипки звучат как тщетный призыв, мольба - хоть как то, хоть одним глазком увидеть ЕГО. И вот нарастающее звучание оркестра пронизывает ошеломляющий блестящий пассаж, как гром, как острие клинка, а дальше двойными……И вот из полумрака попыхивая сигарой и прищурив глаза появляется ОН, кавалер ордена золотой шпоры, со своей «пушкой» под мышкой и помадой на щеке –ВЕЛИКИЙ ЛЮБОВНИК!

Alek: БРАВО!!!

Sinzin: engineer_BASS пишет: С прискорбием хочется отметить концентрацию этих деятелей различных оттенков голубизны вокруг обществ и ансамблей старинной музыки с подозрительными полумальчиками – полудевочками и отвратительным звуком. Причём здесь голубизна. Полудевочки это я понимаю Деллер, Якобс,Чанс,Шоль??? Интересное мнение. А как вам их искусство???? Видимо никак. Каждый имеет право выбирать то, что ему нравится. Но только не надо про геев. Не будем называть имена (их все и так хорошо знают ) выдающихся дирижеров, пианистов и т.д. чья сексуальная ориентация отличается от традиционной. И про мерзкий звук, это тоже интересно, я так понимаю это-Giardino Armonico,Freiburg Barock,Concentus Musicus два оркестра Гардинера, ну и ещё ряд выродков. А у кого хороший звук???? И голос???? Ну можно на примере интерпретации Баха и Генделя...



полная версия страницы