Форум » Виртуальный мастер-класс » Вечный поиск » Ответить

Вечный поиск

Shpil'ko: Ринат расскажите пожалуйста о вашем способе держания смычка. По моему вы играете французской постановкой, если я не ошибаюсь. Так вот кто то ставит большой палец внутрь колодки, в кто то частично на трость, частично на выступ колодки. Я постоянно в поиске, вот к четвертому курсу академии я добился все таки того что пропали болевые ощущения в кисти, путем того что избавился от привычки давить на смычок. Теперь играю так сказать липким смычком, заставляя струну естественно колебаться. Но никак не могу определится с большим пальцем, куда его воткнуть:-), в трость или в колодку? Я думаю что вам есть чем поделиться в этом вопросе. Расскажите пожалуйста.

Ответов - 184, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Shpil'ko: Или вот еще вопрос, касается пальцев левой руки. Кто то играет прогнутыми пальцами, а кто то считает прогибать пальцы это преступление. Что вы думаете и как играете сами?

rinatibragimov: вопрос чисто индивидуальный. я пришёл к колодке,потому что пальцы всё время съезжали вперёд и их распределени-равновесие всё время нарушалось. Вместо 4х палцев на трости получался один.И как результат давление и задранный локоть. Осно звукоизвлечения-найти точку максимальног резонанса на струне без давления и скорость,соответствующую этой точке (Колосов). А держание смычка-это недержание смычка. Ощущение баланса,контроль равномерно распределёнными на трости пальцами (а у немцев-внутренней стороной ладони),смычок-живой, струн нет,в руках-живой звук. Лучше использовать весь волос-больше обертонов. Если держать большой палец за колодку-лучше ощущение баланса,но хуже артикуляция в конце смычка. Вообще ,нет одной постановки. Я держу по-разному,в зависимости от того ,что нужно. В оркестре ,когда очень громко (а громко почти всегда!)-в кулаке с просунутым между тростью и волосом большим пальцем,этакой фигой,и мочу....иначе не выживешь...но рекомендовать такого не могу. А в классике и бароко,намного выше колодке,как барочники... Короче-нет идеальной постановки, нужно приспосабливаться,-слишком тяжёлый инструмент. Очень советую попробовать и немцем тоже. Последнии пол года играю немцем в оркемтре и многое для себя открыл.И для франц. постановки тоже

rinatibragimov: ? Или вот еще вопрос, касается пальцев левой руки. Кто то играет прогнутыми пальцами, а кто то считает прогибать пальцы это преступление. Что вы думаете и как играете сами? Растропович играл прогнутыми пальцами! В технике и громкой динамике играю собранными пальцами,а нежных местах в верхнем регистре- прогибаю. Опять же-нет одного правила.Ищите краску,кот. Вам нужна. Более важно -как ставить пальцы. Не тянуть вниз и не зажимать большой палец,а как на ф-но: сверху,как будто хотите проткнуть гриф (шоколадный) насквозь.Как опорная нога лягушки перед прыжком(Колосов).можно даже попробовать на столе:положите руку и поотталкивайтесь разными пальцами,но на абсолютно расслабленной кисти. И ещё очень важный момент,перенесение веса руки на играющий палец. Как мы переходим с одной ноги на другую,также и на грифе-ходить,переступать с одного пальца на ,и помогать (ВАЖНО!) небольшим соскальзыванием большого пальца в сторону играющего (2го и 4го) Не Держите позицию! Один играющий палец на струне ,особенно в ставке (Колосов) , в необходимых случаях-с поддержкой большого(тоже подвижного) Особенно важен этот принцип (перенесения веса)для вибрации,наряду с полным освобождением первой фаланги(Колосов),чтобы видно было её вихляние от прогнутого состояния к нормальному. Всё ,пора остановится!


Шуллер: Ринат! скажите пожалуйста. У меня немецкая постановка но маленькая рука. По всем методикам и школам получается что с моей рукой нужно играть французкой постановкой. Ето правда, что от размера руки зависит подбор постановки? или можно подобрать смычок с меньшей(уже) колодкой и дальше играть немцем?

Шуллер: Ринат! скажите пожалуйста. У меня немецкая постановка но маленькая рука. По всем методикам и школам получается что с моей рукой нужно играть французкой постановкой. Ето правда, что от размера руки зависит подбор постановки? или можно подобрать смычок с меньшей(уже) колодкой и дальше играть немцем?

rinatibragimov: Я вообще предпочитаю смычки с маленькими колодками. Менять постановку на франц.? Просто поучиться, а не менять-стоит. А от размера кисти ,по-моему,такого решения принимать не нужно .У меня была пара крохотных девочек с нем. колодкой,-одна теперь номер 3 в Байриш рундфунк,а другая тоже очень сильная,с большим звуком,учится сейчас в Берлине у Эско Лайнена. А вот некоторым французам лучше перейти не немцев (Колосов делал такой тест-заставлял класть руки на стол с вывернутыми на 360 градусов кистями. Если не можете-берите нем смычок)

Шуллер: спосибо большое за ответ! потомучто серйозно начал относится к постановке(я только учусь...) и вопрос способа держания смычка сейчас очень волнует! спосибо!

Shpil'ko: Ринат, огромное спасибо вам за ваши ответы. Очень интересные образы и ассоциации вы приводите. Спасибо. Мне интересно о вашем мышлении при выборе аппликатуры при игре соло. Приведу небольшой пример. Возьмем пьесу Кусевицкого "вальс миниатюра", пятый такт партии контрабаса. Это место обычно у всех очень невнятное, приходится делать несколько переходов, фраза рвется. Мой друг придумал аппликатуру такую: ре второй палец, до диез первый, ми третий, ре второй, си первый, соль ставка, ми на ре струне первый, и все это без переходов, растяжка и шарнир так сказать. Все получается как бы в одной позиции, звучит цельно, но на мой взгляд очень опасно, по крайней мере для меня. На сцене из за волнения можно такую аппликатуру провалить. В общем у нас есть свои, контрабасовые каноны аппликатур, но порой они идут в разрез с фразировкой и как ни странно на это мало обращают внимание. На мой взгляд лучше у растянуться как следует, попытаться свести переходы к минимуму но что бы фраза была цельной. Что то я увлекся, извините:-). В общем мне очень интересно узнать ваш подход. Как вы решаете эти проблемы? Может быть у вас есть какие нибудь интересные примеры?

XAND: Тоже очень благодарен как Ринату, так и всему форуму, классный ресур, потому как где узнать такие простые но важные истины и ньюансы, тем кто не имеет ни учителей ни возможности уже учится где либо :) По возрастной причине

rinatibragimov: По возможности делать переходы,чтобы не ломали фразу: на сильных или относительго сильных доляхб при смени струн,при смене смычка... Мне кажется ,что использовать растяжки нужно только в крайних случаях,т.к. страдает вибрация из-за дополнительного еапряжения на мышцы пальцев. В том конкретном случае предложение интересное,нужно только изловчиться,чтобы был действительно шарнир,а не растяжка(иначе не будет артикуляции),т.е. успеть перенести вес кисти на играющий палец,что в этом темпе потребует ловкости.Можно сыграть и третьим пальцем. Технология:Попробуйте сделать маленький переход на первом, накрыть сверху свободным третьим (с маленькой вибрацией,если успеете дрыгнуть....) переместив на него вес кисти и вместе с третьим поставить большой палец ,довольно блтзко (где-то на месте до диеза),а 1-й и 2-й -поднять) Сделайте это всё на абсолютно свободной ,расслабленной кисти. Тогда на переходе не будет спазма и верхняя ми успеет пропеться.

Shpil'ko: У меня еще столько вопросов! Буду постепенно спрашивать, что бы равномерно усваивать ваши ответы:-). Ринат, мне кажется что многим будет интересно узнать как вы занимаетесь. Это очень важный вопрос. Потому что многие просто не умеют правильно заниматься и как результат огромное количество времени потрачено впустую. А самое неприятное то что когда человек заканчивает учится, и остается один на один с собой, педагога больше нет, вот тут начинаются проблемы. Сейчас я для себя выработал какую то систему, но помню что когда я закончил училище и готовился поступать в академию Гнесиных меня охватил ужас, от того что я остался один. Расскажите, как например вы учите своих студентов правильно построить план своих занятий, как вы советуете разыгрываться, может какие то упражнения и т.д. Спасибо.

rinatibragimov: Я тоже потратил многовремени впустую.только пиля на контрабасе,вместо того,чтобы заниматься теорией, анализом,партитурами,барочной музыкой и общим развитием.Игра любого человека отражает не только владение инструментом,но и общее понимание музыки,общее развитие ,человеческие качества и т д. Намерения-для чего он играет? Что в это время происходит в его сознании: скучная обязаловка ,самолюбование, желание высказаться, самоутверждение, встреча с Богом? От того на что настроены мозги очень много зависит. Нельзя всё сводить к технологии-придёте в тупик. Музыкально-эстетические потребности толкают технологию вперёд,а не наоборот. Начните с похода в музей и прослушиванием какой-нибудь симфонии Бетховена с партитурой, а потом разберите и сыграйте какой-нибудь кусок,ну скажем начало из медл. части 7 симф. и пропойте партию альтов . Или сыграйте хорал Баха и пропойте один голос,а затем другой проигрывая оставшиеся . Очень важно пройти курс контрапункта,чтобы лучше слышать музыку,понимать направление фразы и зависимость от смены гармонии. Что же касается технологии,то это зависит от индивидуальных проблем. Для разыгрывания,пока лучше упражнений Шрадика ( свободное падение пальцев на струну и активное снятие со струны при переходах и движении вниз)- спросите у скрипачей рассказать по-подробнее, и гамм -ничего не придумали. Вообще почаще консультируйтесь со скрипачами и виолончелистами-они так нас обогнали! И система у них уже давно отлажена (Янкелевич, Козолупов) Хорошее упражнение для укрепления пальцев из бас гитарной школы. Один палец не каждой струне: начните с полупозиции- фа 1 на ми стр., си 2 на ля, фа 3 на ре . си 4 на соль дальше первая позиция наоборот :ля 1 на соль фа 2 на ре . ре бемоль 3 на ля, ла 4 на ми, дальше тоже на 2 позиции и т д И конечно-вибрация: считаное количество витков под метроном, постепенно убыстряя и замедляя,добиваясь контроля,(про перенос веса и роль Б пальца смотри выше)обратить внимание на освобождении первой фаланги вибрирующего пальца,затем тоже с переходами в др. позиции сохраняя туже скорость и амплитуду. А вообще можете сами придумать упражнения какие Вам нужны или спросите у скрипачей что они делают,-у них таких миллион (знаю ,потому-что жена и дочь скрипачи,всё время у них что-нибудь поддидюриваю...)

Sinzin: А про упражнения четырьмя пальцами - здорово! Видел такое у Д.Патитуччи. Его же можно и с большим пальцем играть.

Shpil'ko: Ринат, не могли бы вы рассказать как вы работаете над новым произведением? Вот мне например порой не слышно при моей игре, то что слышно со стороны, это конечно меня расстраивает. Как вы работаете над фразировкой, интонацией и т.д? Понимаю что на эту тему говорить можно очень долго, но все же не могли бы вы дать несколько полезных советов? Спасибо.

Shpil'ko: Ринат, вы экспериментируете с натяжением волоса? По моему это очень полезно, но никто почемуто этим не пользуется.

rinatibragimov: То ,как вы фразируете зависит от того,как слышите гармонию (опять пришли к тому .что нужно заниматься гармонией и контрапунктом)Фраза движется от одной гармонии к другой,с кульминациями на наиболее острых ... Каждая смена гармонии-СОБЫТИЕ, изменения среды обитания,напряжения мелодического голоса. Когда занимаетесь,не играйте по сольной партии,а играйте по клавиру и пытайтесь,чтобы аккомпанимент всё время звучал в голове. Каждая нота-цепочка в направлении от чего-то и к чему-то. НИ ОДНОЙ ПРОСТО СЫГРАННОЙ НОТЫ! Только с музыкальным содержанием и с направлением. Интонация? Чёткое ощущение позиций ,но с игрой по принципу -один палец на струне (где не хватает сил ,то со с помощью других: 1+большой,2+1,или 2+ большой и т д)каждый раз с переносом веса руки на играющий палец. Част проблемы с интонацией зависят от зажатости и ,как ни странно,от плохого ритма,когда последняя нота перед переходом не дослушивается,подсекается. Ещё полезно вслушиваться в ноты: чистые ноты -здоровые,полные обертонов,звенят,а фальшивые-больные,усечённые. И опять совет Гордана Николича-"не играйте,-СЛУШАЙТЕ" И попробуйте доверять своим рукам,освободить их и понять их логику,чего они хотят...

moltobasso: rinatibragimov пишет: Ещё полезно вслушиваться в ноты: чистые ноты -здоровые,полные обертонов,звенят,а фальшивые-больные,усечённые. А ведь и правда! А ещё чистые и здоровые ноты могут быть благодарны.

rinatibragimov: Про правую руку забыл добавить самое главное. Тоже от Колосова.Рука прямая (но не вытянутая), Маятник, ощущать вес ВСЕЙ руки от плеча,начинать ведение смычка от спины,положив вес руки на струну. К концу смычка руку обязательно открывать,вести колодку по направлению вниз,не задирать локоть(очень часто),а при ведении вверх смычком у колодке пытыться погладить себя локтём по животику (у кого есть), это позволяет ощутить вес верхней части руки и не зажать плечо.При смене у колодки ослабить указательный палец и отдать его функции следующему (среднему или безымянному)

Shpil'ko: Ринат, а у вас нет видео какого нибудь вашего мастеркласса? Если нет то не планируете ли вы что нибудь в этом роде?

Shpil'ko: Вообще на мой взгляд это было бы интересно. Вы же бываете в Москве? Мастер класс где можно было бы задать вам вопросы

vitek: Здраствуйте Ринат Ибрагимов, только что попал на этот форум мне интересно вы много времени проводите в интернете?

rinatibragimov: Shpil'ko пишет: Ринат, а у вас нет видео какого нибудь вашего мастеркласса? Если нет то не планируете ли вы что нибудь в этом роде Вообще на мой взгляд это было бы интересно. Вы же бываете в Москве? Мастер класс где можно было бы задать вам вопросы Есть видео с мастеркласса из роял коледжа. Они вроде бы сделали такую серию для всех инструментов и продают где-то в Европе. Начали с Испании,как мне сказали. Как его достать я не знаю. А в Москву с тех пор как я уехал,меня никогда не приглашали. Надоел....

rinatibragimov: vitek пишет: Здраствуйте Ринат Ибрагимов, только что попал на этот форум мне интересно вы много времени проводите в интернете? Заглядываю каждый день,когда не на гастролях. Но через три дня начнётся... До 5 апреля безвылазно

Shpil'ko: Здорово! Ринат, а каким образом вас можно пригласить? Нужен какой нибудь официальный документ, например от вуза?

rinatibragimov: Ну как обычно приглашают людей на мастеркласс. Документов и гонорара не нужно.Пусть хотя бы оплатят дорогу.

vitek: А со скольки лет Вы играете на контрабасе? И до контрабаса на чём играли?

rinatibragimov: Муз.школу закончил на виолончели и с 16 лет играю на к-б. Выходит ,что больше 30 лет

vitek: Вы тридцать лет играете и за это время у Вас верное вырос большой репертуар, а сейчас Вы пополняете свой репертуар новыми произведениями , если да, то какие это произведения?

rinatibragimov: Ещё не играл ни одной сюиты баха полностью, хочу также сделать переложения песен Шуберта, Вольфа,Берга Уже есть все ноты ,но нет времени, живу в оркестре. А вообще -море всякой музыки,кот. может позвучать на к-б.

Sinzin: rinatibragimov пишет: хочу также сделать переложения песен Шуберта, Вольфа,Берга Это всё-таки расчитано на нормального слушателя, в России такого почти уже нет.

rinatibragimov: пессимизм

Shpil'ko: Ринат, у меня есть частный вопросик. Подскажите пожалуйста какой аппликатурой вы играете первую фразу интермеццо Глиэра (ре, соль, ля, си, ре, до, си, ля, ми, ля)?

rinatibragimov: Давно это было...Вроде бы так 1Б1232121(на ре)2 или так 1Б1231Б212

Shpil'ko: А вот вопрос для всех, ну и конечно Ринат, ваше мнение мне тоже очень интересно. Этот вопрос по моему уже где то обсуждался, но я его задам немного подругому. А именно: надо ли играть репертуар других инструментов? Поясню. Ведь признаемся что далеко не весь контрабасовый репертуар интересен в художественном плане. Например я считаю что кое какие произведения для виолончели можно играть на контрабасе, и не потому что они удобны на контрабасе, а потому что они мне очень нравятся, я бы хотел их исполнить, при этом вложив в них частичку себя, и более того, на контрабасе они приобретут именно ту окраску, которую я бы хотел. Как вы считаете?

vitek: Я считаю, что нужно играть всё, что только возможно сыграть, тем самым расширять репертуар контрабасистов, и рассеирвать сомнения, что у контрабаса ограниченные возможности. Ведь на контрабаса большие возможности, но как я считаю не совсем большой оригинальный репертуар.

Sinzin: rinatibragimov пишет: пессимизм Хотелось бы верить, что это не так.

Sinzin: Вообще как-то сейчас подзабыли о вокальной музыке и видимо не очень модно сейчас делать такие переложения. а ведь сколько шедевров у Брамса, Шуберта и т.д..... , которые прекрасно звучат на виолончели и существуют множество редакций подобного толка. А из контрабасистов (отечественных) пожалуй Азархин уделял большое внимание вокальному репертуару. rinatibragimov А каие именно песни Вы хотите переложить????

gkrotenko: .......а я пробовал перекладывать вокальные произведения, в частности пытался играть Песню Вальтера из Майстерзингеров, услышав её в исп. Казальса (пер. Вильгельми, скрип. пьеса), и быстро убедился, что в сравнении с виолончелью Казальса, а тем более в сравнении с голосом, контрабас у меня звучит очень тускло и невыразительно. Когда слушаю Доминго, Лисициана, старых итальянцев, очень хочется, чтобы у меня на контрабасе хоть чуть-чуть было похоже, но... Может, оно и может как-то получиться, но когда в ушах это звучит, так, как должно...короче, думаю, никакой инструмент не сравнится с голосом. И вокальную музыку играть на контрабасе опасно. Я не прав? Конечно, дело скорее всего во мне, а не в контрабасе... (((((научиться что-ли петь?))))))))))

Борисович: gkrotenko пишет: научиться что-ли петь?)))))))))) Да,научиться петь не помешает.Это реально помогает. Вот по поводу вокальных произведений, моё мнение такое,их нужно играть и слушать тем более нужно. Ну вспомните басовый репертуар,(училище или школа)там есть одно из замечательных переложений Ария Сусанина,разве она не стоит внимания?

Kontrabas: А "Вокализ" Рахманинова тоже неплохо звучит на к-басе.

XAND: Кстати... вокализов Ф.Абта "Избранные вокализы" ни у кого нет в электроннм виде случайно? Сорри за офтоп

gkrotenko: Kontrabas пишет: А "Вокализ" Рахманинова тоже неплохо звучит на к-басе. ...тема про Гарри Кара была инициирована прослушиванием как раз Вокализа Рахманинова в его исполнении...

Kontrabas: Я про его исполнение ничего не говорил и вообще не слышал,хотя могу представить.. Мне казалось тема Гарика создалась из дуэта Bottesini с Daniel Nixom.. А "Вокализ" всё-таки хорошо звучит)))

gkrotenko: вокализ хорошо ложится на инструменты, именно потому, что он вокализ: а-а-а. но большинство вокальных произв. написаны НА СЛОВА. А выкидывая из песни слово, да ещё перекладывая с голоса на контрабас, исполнитель ставит себя в затруднительное положение. Яркий образец интерпретации вокального материала на контрабасе представляет Боттезини, кстати. Есть о чём подумать, не правда ли?

Shpil'ko: А я думаю что для того что бы заниматься переложениями нужно иметь большой исполнительский опыт, по моему нужно переиграть добрую долю родного репертуара, обзавестись так сказать музыкальным "вкусом". А кто нибудь играл арию из бразильской бахианы Э.Вилла Лобоса? Этож ваще! У меня мечта ее хотя бы для себя, дома сыграть:-).

Shpil'ko: Друзья! Ринат как я понимаю сейчас на гастролях, я ему этот вопрос потом задам, а пока что давайте поделимся как кто занимается штрихами? Например моя подруга скрипачка, она в консерватории Московской училась, не помню у кого, говорит что ее педагог считал что штрихами надо заниматься только на этюдах, а гаммы для этого не подходят. По моему это странно. Поделитесь своим опытом.

Борисович: Shpil'ko пишет: а гаммы для этого не подходят. По моему это странно. Да,странно. Штрихи нужно учить на всём,особенно на оркестровых произведениях. А то в этюдах да гаммах обычно не плохо получается,а как попадается такое место в оркестре сразу провал((

Shpil'ko: а мне кажется что ми мажор в три октавы тоже не просто штрихами

vitek: Кто нибудь играл гамму ре-бемоль мажор? Просто мне препод дал эту гамму и у меня на басе гриф короткий и последние и ноты си, до, ре находятся за пределами грифа! Подскажите как мне быть, лучше наверное в бок струну оттягивать?

DKBaSS: vitek Нет,наверно здесь врядли кто-нибудь играл такую страшную гамму Оттягивать,что еще то можно сделать?

Kontrabas: Или взять другую гамму,зачем так извращаться..

gkrotenko: играйте тише

Sinzin: Борисович пишет: А то в этюдах да гаммах обычно не плохо получается,а как попадается такое место в оркестре сразу провал(( Полностью согласен. Гаммами злоупотреблять не следует. Руки запоминают только одну комбинацию и совершенно притупляются другие ощущения (это не значит , что гаммами не стоит заниматься).

vitek: DKBaSS Kontrabas У меня был до этого другой педагог он даже анекдот расказывал про эту гамму!

rusbass2008:

kont_barabas: Играю все гаммы по хроматизму. Занимаюсь ими немного. rinatibragimov считаете ли вы полезным на практике занятие гаммами ,или в повседненвных занятиях предпочитаете что то другое?

rinatibragimov: Da chitaiu, hotia sam eto delaiu redko,-ne hvataet terpenia. Pridumivaiu uprazhnenia na tekuschiy moment.A zria! Vot priedu iz otpuska , i srazu za gammi.

Shpil'ko: Первый вопрос который я задал Ринату когда была создана эта рубрика, это где держать большой палец при игре французской постановкой, в колодке или на трости. Вот хочу поделится. Все таки я переучил себя держать большой палец на трости(!), и мне кажется что так смычок становится более управляемым, артикуляция более четкая, более четкая атака как у колодки, так и в конце смычка. Это конечно все очень индивидуально, каждый ищет свой метод, но я советую поэкспериментировать, многое интересного можно для себя открыть.;-) А вам Ринат еще раз спасибо!

vitek: Я тоже раньше играл постановкой когда большой палец ставится на колодку, но почти два года назад когда перешёл к другому педагогу и поменял постановку, теперь я когда играю я ставлю палец на трость, с этой постановкой у меня появилась более мелкая техника, стали лучше летучие и отрывастые штрихи. Но со старой постановкой я могу выдавить больше звука. Сейчас я могу играть двумя постановками! Кто знает может быть освоить ещё и смычок с высокой колодкой?

Sinzin: vitek пишет: я могу выдавить больше звука Выдавливать ничего не надо, надо научиться раскачивать струну.

Kontrabas: Я где-то месяц играл французским смычком,но немецкой постановкой,очень удобно!Только если бы винт ещё подлинней был)) Затем колодку поменял и мучаюсь до сих пор..два пальца(мизинец и безымянный) у меня всегда в воздухе болтаются.. надо мастеру заказать маленькую колодочку.

SSurok: Доброго время суток Вам, Ринат! Расскажите пожалуйста о Вашем мнении относительно разбора новых произведений. Ведь разбор произведения это почти как зачатие ребёнка, хочется что б произведение (ребёнок) здоровым палучился На что больше уделять внимание. Если в масштабах выбраной программы, каким произведения всё таки лучше больше уделять внимания (какнтиленным, техническим). И прочее.

pullman: rinatibragimov у меня вопрос: я занимаюсь на к-басе тоько 1.5 года, можно ли попутно стандартной апликатуры употреблять и 4-ох пальцевую?

rinatibragimov: SSurok пишет: Доброго время суток Вам, Ринат! Расскажите пожалуйста о Вашем мнении относительно разбора новых произведений. Ведь разбор произведения это почти как зачатие ребёнка, хочется что б произведение (ребёнок) здоровым палучился На что больше уделять внимание. Если в масштабах выбраной программы, каким произведения всё таки лучше больше уделять внимания (какнтиленным, техническим). И прочее. Про разбор я уже что-то писал. А выбирать программу не только из технических соображений,но и учиться играть в разных стилях

rinatibragimov: pullman пишет: rinatibragimov у меня вопрос: я занимаюсь на к-басе тоько 1.5 года, можно ли попутно стандартной апликатуры употреблять и 4-ох пальцевую? Очень полезно,особенно в оркестре

pullman: rinatibragimov, дело в том, что в книге Доброхотова написано, что не рекомендуется прибегать к ней молодым и неопытным ученикам. вот. Спосибо

rinatibragimov: pullman пишет: молодым и неопытным ученикам. вот Когда станете опытными может быть уже поздно... К тому же для игры таким способом нужны сильные пальцы,а следовательно - ежедневные упражнения.

mazay: rinatibragimov a po ditersdorfu ? chto s nim delatj?mojet estj kakie osobue sikretu ili skajem naxodki? ya zanimaysj nim uje mnogo let i lyboj polesnoj nformazui bul bu ochenj rad.

rinatibragimov: Всё больше убеждаюсь,что его нужно играть в венском строе.

Sinzin: rinatibragimov пишет: Всё больше убеждаюсь,что его нужно играть в венском строе. Всё больше и больше людей приходят к этому мнению. Слушал я как-то запись концерта Пихля в венском строе (оркестр тоже играл соответственно в стиле)-здорово, воттолько имя контрабасиста не знаю...

vitek: rinatibragimov А что такое венский строй?

Sinzin: Позволю себе ответить (если можно дополните меня). "Венский пятиструнник" - инструмент, который имел благоприятную для игры конструкцию, форму и размер и, что особенно существенно, терцово-квартовый строй, соответствующий ре мажорному трезвучию: F-A-D-Fis-A. Отсюда преобладание почти во всех сочинениях тональностим ре мажор или ля мажор. Кроме того, композиторы довольно часто использовали скордатуру, повышающую строй на полтона и более (тогда удобными становились тональности си бемоль мажор или си минор). В этих случаях строй выглядел следующим образом: F-B-Es-G-B или F-H-(E)D-Fis-H. Контрабас с такой настройкой использовался не только в сольных (в этих случаях обычно без нижней струны F) произведениях, но и в камерной и оркестровой музыке. Для венского строя написаны почти все классические контрабасовые концерты: Диттерсдорф, Пихль, Хоффмайстер, Циммерман, Шпергер, Ванхаль. Концерт Диттерсдорфа №1 и концерт Ванхаля имеют оригинальную тональность Es (повышение на полтона).

rinatibragimov: Sinzin пишет: Слушал я как-то запись концерта Пихля в венском строе (оркестр тоже играл соответственно в стиле) Дэйвид Синклер. Он подарил мне диск. Я его отправлю вместе с Чичиными записями. Только разгребу немного свои дела после поездок...

rinatibragimov: Sinzin пишет: "Венский пятиструнник Можно и без пятой струны. многие играют с 4 -я.

Sinzin: rinatibragimov пишет: Можно и без пятой струны. многие играют с 4 -я. Да,конечно. У меня кстати есть редакция 2го концерта Диттерсдорфа в венском строе. Из обычного контрабаса можно сделать вот это чудо. !я струна сольная -ля. Остальные оркестровые 2я -соль -настроенная на фа-диез, далее соответственно ре и ля оркестровые.

mazay: no wseje po ditersdorfu w normalnom stroe ili w wenskom neznay ya ot wenskogo stroya dalek da i na konkursax w orkestru mogut za wenskiy stroy zarezat. a po muzuke 1. wibrato ??? ??? 2.schtrixi (imeyu wwidu spikato ili schto??) Chichi igraet, Streicher igraet wse rasnoe,ponyatno Chichi igraet Uhr tex. barok w stile i wse takoe no zwuchit nesowsem kakto ubeditelno, ax da 3. stil .neyasno samuy slojnuy konzert

rinatibragimov: mazay пишет: zwuchit nesowsem kakto ubeditelno, Звучит неубедительно,потому что Чичи не хватает мастерства. Н Давида Синклера звусит убедительно.Если хотите сыграть на "нормальном" контрабасе,но в стиле ! вибрато (если не можете без него обойтись),а лучше пользоваться иолько когда нужно развить ноту,раскрыть её к концу) очень умеренное, достаточно быстрое и с ограниченной амплитудой.звук интенсивный и звонкий . чистый (не романтический , даже в кульминациях. Не цыган, а аристократ в парике) 2. спикатто в класс. концерте отлисается от романт. тем,что оно естественное. Прыгать только там,где смычок САМ хочет прыгать,а не делать спикатто используя "мастерство" чётко представлять себе фразировку. направление КАЖДОЙ ноты

Sinzin: Как часто играют другие классические концерты, например:Циммерман, Диттерсдорф№1, Шпергер (около 16 если не ошибаюсь). Кстати у Шперегера есть очень симпатичные концерты, их как-то незаслуженно обходят стороной.

rinatibragimov: Довольно часто стали играть. Циммерманна впервые услышал месяц назад . Но как-то не проникся. Ещё 3 хофмайстера стали часто играть-он по-интересней на мой взгляд

Sinzin: Ура! Значит прогресс всё таки идёт. Только до наших ВУЗов через 50 лет всё доходит (или до педагогов... незнаю). Циммерманн, действительно очень странный концерт, и к тому же на современном строе его безумно сложно играть, в отличаи от Хоффмайстера. Ещё совершенно невероятная акробатика в концерте Ванхаля в ре-мажоре (немецкая какя-то редакция), зачем такая нужна, непонятно. А насколько большой популярностью пользуется Диттерсдорф №2 в До-мажоре (ред.Трумпф если я не ошибаюсь)??? И ещё вопрос. Что это за концерт Johann Hindle? По стилистике классика. 18 век. Ни кто о нём ничего не знает, может есть какие-нибудь сведения???

mazay: Sinzin пишет: Ура! Значит прогресс всё таки идёт Mne na dnyax Prislal Grigoriy Kaz DVD konzert Kapuzzi s orchestrom w sobstwennom ispolnenii ochen solidno W STILE !!!

rinatibragimov: Sinzin пишет: Johann Hindle не слышал.попробую найти

Sinzin: Концерт Johann Hindle у меня есть в записи. Исполняет Josef Niederhammer.

rinatibragimov: А как можно послушать?

Sinzin: Весь диск или только этот концерт??? Могу залить....

rinatibragimov: Только концерт пожалуйста.

Sinzin: Joahnn Hindle. Concerto.Josef Niederhammer-contrabass СКАЧАТЬ

rinatibragimov: спасибо.было очень любопытно. Но играть его я наверное никому рекомендовать не буду,музыка малоинтересная. Наверное не даром никогда не слышал про этого композитора (или бассиста?) Но всё-равно спасибо за Ваше время. Я пошлю Вам сегодня Чичи,Парадзика и Шашину. Пока. Р.

Sinzin: Ринат простите, а сенклера где можно достать или заказать (Пихль, диттерсдорф,Хоффмайстер)???

rinatibragimov: Sinzin пишет: Ринат простите, а сенклера где можно достать или заказать (Пихль, диттерсдорф,Хоффмайстер)??? Он уже к Вам едет....

Sinzin: Ура!!! Встречаю, накрываю на стол, ставлю чайник

Shpil'ko: Здравствуйте Ринат! А я просто хотел с вами поздороваться, сто лет ничего не писал, что то я обленился. А вы не могли бы рассказать о Паражике, не знаю как правильно произносится его фамилия, нигде не могу найти о нем информацию. Спасибо. Если кто то знает где про него на форуме написано, напишите ссылку. Спасибо.

rinatibragimov: Shpil'ko пишет: вы не могли бы рассказать о Паражике Насколько я знаю ,он препадаёт в Германии во Фрайбурге. Я послал его запись Евгению Синицину. Просите его ,чтобы выложил на сайт,когда получит. Я не умею....

kont_barabas: Shpil'ko пишет: Если кто то знает где про него написано, напишите ссылку. Спасибо. У меня есть его два диска и DVD с его концерта, если нужно пишите, выложу. Božo Paradžik Božo Paradžik Božo Paradžik, double bass, Born in Zagreb, Božo Paradžik received his fi rst lessons at the age of 13. Already before graduating from the Prague Music Academy he was off ered his fi rst position as solo double bass player at the Residentie Orchester, Den Haag, in 1991. He later joined the Radio Symphony Orchestra Stuttgart. Božo Paradžik is first and foremost known for his solo work. At the age of 16 he made his fi rst recordings for the then Yugoslav broadcasting association. Between 1996 and 2001 Paradžik recorded a series of CDs for the SWR. He achieved worldwide fame with his solo CD for the EMI label, the only CD ever to have been recorded with works for solo double bass. As a soloist Božo Paradžik has appeared with many orchestras and chamber music partners in the musical centres of Germany, Great Britain, France, the Netherlands, Poland, the Czech Republic and the entire «ex-Yugoslavia». His artistic achievements have been honoured highly, thus Paradžik is the recipient of the rarely awarded Generation Prize of the Prague Music Academy and «Orlando», a prize conferred by the Croatian Radio and Broadcasting Association for the most outstanding appearance at the international summer festival in Dubrovnik in 2002.

Sinzin: kont_barabas Выкладывай, у меня есть его диск Лебедь или Слон и всё....

Shpil'ko: только если можно выложите так что бы было доступно всем, очень хочется послушать

kont_barabas: DVDs skopiruju i na dnjah vishlju v Moskvu Sinzinu ... Cd- Bozo Paradzik "Allegro Capriccioso" , Beethoven Cello Sonata A-Dur, "Forel" Quintet mozhna skachat' v biblioteke sdes': http://contrabas.fastbb.ru/?1-7-0-00000028-000-0-1-1209394042 p.s. Shpil'ko ssylochku na disk ja otpravil tebe na Л.С.

Shpil'ko: СПАСИБО!!! ВАЩЕ КРУТО!!!

Sinzin: .расскажите пожалуйста о школе .раббата .а точнее о технике повдижного расширения. Прстите за банальность, ноя думаю многим будет интересно услышать....

rinatibragimov: Обычный шарнир с подставлением большого пальца. Вообще из этого полупрофессионального к-бассиста,кот. имеет очень поверхностные представления о классической музыке,понятия не имеет о стилях, настоящем звукоизвлечении,вообще не знает контрабасового репертуара, а стал известным из-за своих пьес в жанре французских шонсон-полуджаза и наивных импровизаций, ну и конечно огромного обояния на сцене, делают столько шума, что меня это приводит в недоумение.

Genka: rinatibragimov пишет: ...понятия не имеет о стилях, настоящем звукоизвлечении... От нескольких человек слышал, что Раббат всегда играет с подзвучкой, даже если это зальчик в 20 кв.м.... Кто- нибудь слышал его живьём?

Sinzin: Раббат постоянно играет с подзвучкой , это слышно на записях, даже там звук снят микрофонон+усилитель и т.д. Насчёт его техники, так и знал,что услушу подобное мнение. Раздутый Франсуа... и всё-таки, как же ему удалось добиться такой популярности?

Shpil'ko: Ринат, я не знаю как правильно сформулировать свой вопрос, но звучит он примерно так: как научится слышать себя? Ведь можно сколько угодно пилить контрабас, но ничего не добиться если не слышишь себя, а думаешь так сказать только о пальцах. Я например пытаюсь заниматься с закрытыми глазами, тогда меня ничего не отвлекает от звука, интонации, ну и как то более объективно слышу что я играю. Но с закрытыми глазами я проигрываю отдельные небольшие фрагменты, все произведение я так исполнить не могу. Посоветуйте пожалуйста как развить такой навык, слышать себя как бы со стороны. Спасибо.

rinatibragimov: Генка,это ты? Слышал и игру и мастерклассы ,и не раз.Без микрофона,но когда играл с оркестром Проттовского паганини, ничего слышно не было. .Я ,конечно,немножко вспылил в предыдущем письме. Раббат талантлевейший человек и добился в своём жанре очень многогою И вообще ,так играть в 76 лет-фантастика! Просто этот жанр -не классичесский .со всеми вытекающими обстоятельствами: звукоизвлечение, само представление о звуке, его интенсивности (Билли Холидей , а не Паворотти), отсюда поверхностной.облегчённой технике обеих рук. Он сам признаётся ,что не знает базового к-басового репертуара и не может давать советов по оркестровой игре тоже. Поэтому на его мастерклассе нужно играть или его или Протовские вещи...Но зато он читает лекции по технике по методу Сузуки-стоит толпа учеников и повторяет за мастером. Всё это очень хорошо организоваанно в коммерч. смысле. Всё можно купить на ДВД и везде сильно рекламируется. Сам он обычно срашивает на мастерклассах"вы ещё не купили мою книгу" или "всё ,что я сейчас скажу,есть на ДВД.только более обстоятельно..."А ДВД тут-же и продаются. Дело ,конечно,не в этом, а в том,что он настаивает-его метод должен быть базовым, с него начинать. А теперь представьте себе современного студента,кот. через пару лет играть конкурсы в оркестры,а потом всю жизнь в них работать.Даже если получится стать солистом,то что играть вот таким способом?Во-всяком случае не Баха и Бетховена.

rinatibragimov: Shpil'ko пишет: Посоветуйте пожалуйста как развить такой навык, слышать себя как бы со стороны. Спасибо. С закрытыми глазами-хороший способ. Можно просто отвернуться от контрабаса и смотреть в сторону от публики(не смотрите на гриф). Самое важное.чтобы голова,туловище и дыхание были свободны,не помогали(гримасы на лице, ртом,зажимы в шее, ,задержки дыхания,пыхтение и т д ) и не зависили от игры.Только свободный вес рук, ощущение каждой фаланги свободного играющего пальца, расслабленныеживот,спина и плечи, НЕЗАВИСИМОЕ ОТ ИГРЫ ДЫХАНИЕ (не в ритме с музыкой, обособленное) и слушание себя.Тогда и сознание будет свободно.сможете дослушать и доиграть все ноты. И ещё ощущение трёхмерного пространства в каждой ноте, звук живой,живой... Пора остановиться....

Genka: rinatibragimov пишет: Генка,это ты? Конечно я! Разве не похож на картинке? особенно постановка - "выше конец"

Sinzin: rinatibragimov пишет: Дело ,конечно,не в этом, а в том,что он настаивает-его метод должен быть базовым, с него начинать. Хорошо знаком с эго школой в трёх частях многие вещи не совсем понятны, топчится вокруг одного и того же.Принципиально нового там ничего нет.

Shpil'ko: Ринат вот тут много споров идет о видео Клауса Штоля, про оркестровые трудности. Что вы думаете по этому поводу, ну в смысле как вам это видео?

rinatibragimov: Ну вот.пошли провакационные вопросы. Он классный дядька и хороший концертмейстер.А видео...Там много полезных советов...Но если очень общё ,то его технические возможности превышают музыкальные потребности. Но, критиковать легко...

Sinzin: Часто у Штоля звучит очень угловато, как-то кандово по контрабасовому, что очень часто режет слух. Но группа Берлинского оркестра звучит здорово все играют в одинаковой манере и т. д. что не скажешь про наши коллективы. Много с чем я не согласен в итнтерпретациях маэстро ( с музыкой как-то не дружим, кантилена оставляет желать лучшего), но группа звучит...

mazay: Sinzin пишет: как-то кандово по контрабасовому, что очень часто режет слух naskolko ya znay Stoll na kontrabase igraet?

Sinzin: mazay Я имею ввиду грубовато-слоновое музицирование.Очень часто приходилось слышать контрабасово, не контрабасово, так то оно так, просто часто этим прикрывают свою недалёкеость и ограниченность многие контрабасисты. Всё таки надо отталкиваться от того, что, контрабас-это прежде всего струнный инструмент и играют на нём смычком как на скрипке или виолончели.

mazay: Sinzin пишет: играют на нём смычком как на скрипке или виолончелиpozwolte w korne wurasit swoe nesoglasie kak wu goworite Maestro Sinzin пишет: контрабас-это прежде всего струнный инструмент a ne chelo i ne skripka i orkestrowue mesta nado igrat polagay po Kontrabassowomu toest kak Stoll pokasuwaet, poskolku luchsche Stola po schtrixowoy texnike prosto nikogo i net wowse da i nepokasuwaet bolsche nikto Botesini skolko ugodno a orkestrowux mest net, prostoy primer wozmite orkestrowuy Bass ,kakoe nibud orkestrowoe mesto ,skajem 5 Bethovena (2,3)9,3 )da newajno jizn geroya Strausa ,Wse snayt da, wklychite mobilnik na zapis i sugrayte a potom mojna i o straschnoy nedalekosti Stola pogoworit ,wot po Botesini on konechno nefantan a orkestowue dela nu uj prostite.

Вано:

Shpil'ko: Ринат, у меня сново вопрос про слышание себя. Вот ваша девочка-кореяночка (так ее все называют , не могли бы вы сказать как ее зовут? я ее на конкурсе слышал, очень понравилась, а как зовут не запомнил, стыдно конечно), ну вот она на гриф по моему практически не смотрит. Это все таки ваша методика или она сама? Может вы подскажете какие нибудь упражнения? Я сейчас (либо с закрытыми глазами , либо просто отвернувшись от грифа) пытаюсь играть переходы на большие интервалы по струне соль, по моему полезное упражнение. И еще один вопрос, вы уже про это говорили, но если можно то же пару советов. Опять же у вашей девочки это очень заметно. В общем я вот о чем: пальцы левой руки как молоточки. Я помню что она довольно таки активно шлепала пальцами по грифу, особенно в позиции ставки, ну и соответственно хорошая артикуляция такая у нее. Я этим занимаюсь, но мне кажется что толи высоковато пальцы задираю перед шлепком, в общем мне пока не нравится как у меня получается. А в нижнем регистре этот прием ваще не получается, все таки я продавливаю струну. Ну в общем лаконично задать вопрос я не умею, но я думаю вы поняли о чем я. Большое спасибо.

Sinzin: mazay пишет: o straschnoy nedalekosti Stola pogoworit Не хотел ни кого обидеть ни Вас, ни тем более Штоля. И сравнивать с собой подавно не стану. Я лишь хотел сказать, что у всех разные взгляды на интерпретацию, это дело вкуса и высказал своё личное мнение по поводу некоторых эпизодов этого видео.Нельзя однозначно оценивать + или -, в каких то вещах Штоль неповторим, а в каких- то меня очень сильно разочаровал и именно в плохом смысле "немецким контрабасисзмом".

gkrotenko: я не смотрел обсуждаемого ДВД, но был 2 дня назад в БЗК на ген. реп. Берлинского Филармонического. Штолль играет в оркестре свободно и артистично, группа его звучит мягко и мощно. Эти артисты музицируют в великолепном оркестре с лучшими солистами и дирижёрами, на прекрасных инструментах за хорошие деньги - и получают от этого всего удовольствие. В таких условиях, на мой взгляд, об "оркестровых трудностях" говорить просто смешно. А трудности - они там, где шкафы фабрики Лира, горенштейны и халтуры на мосфильме...

rinatibragimov: mazay пишет: Botesini on konechno nefantan a orkestowue dela nu uj prostite. Такое немного контрабасово-кандовое впечатление от того,что Клаус демонстрирует оркестровые трудности без попыток передать их общий музыкальный контекст.Просто очень качественно демонстрирует чисто технические приёмы. В оркестре я уверен он играет по-другому. Хороший урок для тех.кто игрпет конкурсы в оркестр: играть по-настоящему музыкально и с хорошой "сольной" фразировкой нужно даже оркестровые трудности,иначе впечатление может быть очень средним.

Sinzin: rinatibragimov пишет: играть по-настоящему музыкально и с хорошой "сольной" фразировкой нужно даже оркестровые трудности Аминь.

rinatibragimov: Shpil'ko пишет: все таки я продавливаю струну Завут её Ха янг фамилия Жьунг. Она тоже смотрела на гриф. играла с прогнутыми пальцами ,правой рукой вцепившись в смычок,и с абсолютно зажатой неконтролируемой вибрацией, отчего звук был агрессивным. И всё очень быстро. Когда я давал масстеркласс в Корее таких спортсменов там было 99% (и парочка не менее талантливых! один из них-1 премия кусевицкого,но мы с ним не нашли общего языка...). Она несколько месяцев сидела на гаммах, арпеджио , упражнениях и этюдах. Очень быстро всё схватывала,вообще она очень тонкая и музыкальная от природы.Сейчас всё несравненно лучше ,но ,если Вы заметили,всё-равно часто хватает смычок и прогибает пальцы в быстрых пассажах. На гриф не смотрит,но гримасничает. Над этим сейчас тоже работаем. Стучать пальцами не нужно. Пальцы конечно должны быть активными , но ЛЁГКИМИ,свободное падение, ЛЁГКИЙ шлепок,ни в коем случае не вдавливание! Большим пальцем не давите? Если играете сидя,то позанимайтесь без большого пальца вообще.Пальци перед тем как уронить держите в кучке,ближе друг к дружке,свободными,не старайтесь держать их в позиции. Почитайте.что я писал раньше про активное снятие. Попросите Шрадика у скрипачей и поиграйте что-нибудб подобное (только помните,что у них 4 пальца,а у нас 3.

rinatibragimov: gkrotenko пишет: А трудности - они там, где шкафы фабрики Лира, горенштейны и халтуры на мосфильме... Так как звучали струнные у Мравинского на "Лирах" и т д никому пока не снилось....

Shpil'ko: Ха янг гримасничает:-), если честно то мне это даже понравилось, я помню когда она играла элегию Боттезини, то она так раскачивалась сильно когда звучали вступительные такты у фортепиано, здорово! Ну с технической точки зрения это видимо плохо, но выглядит красиво. А вот вы сказали что дыхание свободно должно быть, не в такт музыке. А когда в оркестре группа играет? Ну я стараюсь всегда как бы с дирижером дышать или когда пицикато, что бы вместе было я заставляю своих коллег по группе брать вместе дыхание и это очень помогает. Что вы думаете по этому поводу?

rinatibragimov: Дирижёрам это помогает,чтобы дать хороший ауфтакт духовикам,а нам не нужно. Это сразу сужает поле зрения. Попробуйте играть и при этом ВСЁ СЛЫШАТЬ И ВИДЕТЬ. Как только уходите в контрабас,сразу выпадаете. Понимаете меня?

mazay: rinatibragimov пишет: только помните,что у них 4 пальца,а у нас 3. ya nesoglasen w korne, moi glasa goworyat mne chto palzew 5.a okazuwaetsa 3 jalko. (schutka)

Sinzin: По поводу Шрадика,гениально. Был кстати ещё такой скрипач как Шевчик, так у него на каждый палец чуть ли не по сотни упражнений У виолончелистов подобие Шрадика представляет тов. Кленгель.Украинский контрабасист Окань переложил Кленгеля для контрабаса (с нашими 3мя пальцами), со временем выложу на форум. Кто знает этот труд, высказывайте своё мнение....

Shpil'ko: У меня есть куча нот Оканя. Я точно не знаю, но по моему он прислал много своих нот Хоменко, а Владимир Владимирович мне их отдал (ну повторные экземпляры конечно), они ему не очень понравились короче. Там разные пьесы Оканя, переложение Чардаша Монти, есть и очень нелепый на мой взгляд опус, он написал аккомпанимент (фортепиано) к дуэту для виолончели и контрабаса Россини, ЗАЧЕМ??? Ноты этого чуда тоже есть. И значит два сборника упражнений, один для левой руки, тот что упомянул Sinzin, другой для правой руки. Хорошие упражнения, другое дело что заниматься ими, я говорю о начальном этапе, необходимо под присмотром педагога, иначе пользы они врядли принесут. По моему это дельный труд Оканя. И вот, начальные упражнения для левой руки там как раз на те приемы о которых я спрашивал у Рината Ибрагимова, пальчики-молоточки. После советов Рината я как раз и хотел снова обратиться к этим упражнениям. Если кому интересны ноты Оканя я поделюсь.

Shpil'ko: rinatibragimov пишет: Понимаете меня? Я вас понимаю. Я играл в камерном составе (без дирижера), там я учился слушать всю фактуру произведения, движение всех голосов. Ринат, а вы не подумывали заняться дирижированием? Вообще я думаю что вы этим занимались. Или вообще не хотели бы стать дирижером? Просто вы говорите об изучении партитур, я конечно частенько заглядываю в партитурки. Но в основном смотрю произведения которые я уже очень хорошо знаю на слух. Я их не изучаю, просто мне нравится так иногда послушать что нибудь и последить по нотам. Спасибо.

pullman: Shpil'ko пишет: Если кому интересны ноты Оканя я поделюсь. ОЙ-ой-ой!!! мне-мне! можно пожалуйста?

rinatibragimov: mazay пишет: ya nesoglasen w korne, moi glasa goworyat mne chto palzew 5.a okazuwaetsa 3 jalko. (schutka) Ну вообще то у некоторых есть 4 пальца: У Ганса Роелфсона, Силвио Далаторре и др. Я даже присутствовал на одном интересном концерте-исполнении Роелфсоном 2 сонаты Бетховена. Он откапал в переписке,что Драгонетти сказал,что эту сонату невозможно сыграть без использования всех пяти пальцев (со ставкой),что и послужило поводом к его выступлению (в смысле Драгонетти - -историческому)месяц назад. Ну и продемонстрировал ,как это делается...Комментариев про качество звука и музыкальные аспекты давать не буду, но мизинцем работал лихо,аж до самой последней ноты на грифе...

Sinzin: У Ганса Роелфсона сразу слышно в звуке что-то не то....Он конечно молодец. Слышал его записи виолончельных сонат Брамса и Рахманинова и ещё дисочек с русской музыкой, очень часто из-за такого "краба" страдает интонация, что мы иможем слышать в отдельных местах на этих записях. Азархин компенсировал недожим слабыми пальцами (3 внизу и 4 в ставке) давлением правой руки.Кому то нравится, это дело вкуса конечно... Но с 5ю пальцами надо быть осторожнее.

Shpil'ko: pullman конечно можно, только придется подождать пока я все это дело отсканирую и выложу или на почту тебе пришлю, просто я этим никогда не занимался и сканера у меня своего нет. В общем как сделаю я тебе сообщу:-)

Shpil'ko: Ринат хочу вам еще раз сказать спасибо за ваши советы, мне они очень помогают. Занимаюсь сейчас левой рукой, использую вес кисти, а не вдавливаю пальцами струну. Даже в метро когда еду барабаню пальцами по футляру для смычка используя тот же принцип:-). Тут вот кто то на форуме сказал что в Питере делают большое расстояние между грифом и струнами, сказали что большой палец педагога должен проходить в это расстояние, у конца грифа. Вы как к этому относитесь? По моему это издевательство над собой. Мне как то раз посчастливилось выступать в большом зале Питерской филармонии, так мне там дали местный контрабас (очень приличный надо сказать), я чуть не заплакал, с таким трудом прижимал струны. К тому же это отражается на интонации, струна растягивается при прижатии, нотка повышается.

rinatibragimov: Shpil'ko пишет: большой палец педагога должен проходить в это расстояние А у Шило и Яковлева большие пальцы будь здоров! Резко отрицательно отношусь. Свободный резонанс и интенсивность звука намного важнее громкости. Что за эстетика у натужного вытья?

rinatibragimov: Shpil'ko пишет: там дали местный контрабас Мы тоже играли на контрабасах Марьинки .когда приезжали с ЛСО . И тоже мучались,задавленные инструменты,хотя и хорошие.

Vladimir_N: Странно, эти басы ещё не успели испортить "повышением" струн. И, надеюсь, не испортят. rinatibragimov пишет: Мы тоже играли на контрабасах Марьинки .когда приезжали с ЛСО . И тоже мучались,задавленные инструменты,хотя и хорошие.

rinatibragimov: Да и не только в высоте дело. Инструмент нужно довести,чтобы он звучал максимально свободно (правильные расстояния между подгрифником и подставкой,высота порожка подгрифника.длина самого подгрифника,материал,место подставки ((не всегда посередине!)), душки и т д . Вообщем ,должен всё осмотреть хороший специалист.. Бывает-струны низко.а ноты не сыграешь,всё зажато. Я говорил Гергиеву,что нужно пригласить какого-нибудь классного специалиста из Европы довести инструменты в Марьинке до идеального состояния(хотя это и не моё дело,но хотелось помочь) Но с его занятастью,не уверен,что руки дойдут.

Shpil'ko: Ринат, а вы случайно не играли Арию из бразильской Бахианы Виллы Лобоса? Я все никак не придумаю в какую ее тональность транспонировать что бы на контрабасе удобно было играть и конечно что бы звучало. Или может вообще в родной тональности играть?

rinatibragimov: Не играл. Я не думаю,что нужно строго придерж. тональности в этой музыке. Знаете.что он сказал "вот так бы писал И С Бах ,если бы жил в Бразилии"

M"uRаv'еV: Люди добрые,подскажите как избавиться от манерности.Когда мне шеф говорит:"Ну,пожалуйста,ну придумай,ну сделай сдесь что-нибудь!..." Я конечно стараюсь,но получается игра,по его мнению,плохого актера.Разные роли,а все в одну дуду.Дело даже наверно не столько в стилистике,как...Бог его знает в чем...

Sinzin: Постарайся развивать себя. Больше слушать , анализировать, штудировать партититуры и т. д. Причём развиватьсебя в разных стилях, воспринять традицию, а потом избавляться от шаблонов.

bass solo: На всё выше перечисленное уходит вся жизнь...

bass solo: Sinzin пишет: Постарайся развивать себя. Больше слушать , анализировать, штудировать партититуры и т. д. Причём развиватьсебя в разных стилях, воспринять традицию, а потом избавляться от шаблонов. На всё вышеперечисленное уходит вся жизнь...Это перманентный процесс и совершенства не достичь никогда...

Alek: bass solo, вся наша жизнь(жизнь музыканта и тем более контрабасиста),- это сплошная борьба за качество и рост, и чем выше мы поднимаемся в нашем развитии , тем тяжелее и непосильнее ноша ложится на плечи!Музыкант-сложнейшая и труднейшая профессия на земле.Кто не осознает этого,не готов переносить все тяготы нашего дела, - тот из творца превращается в обычного ремесленника! Терпения и вдохновения!

bass solo: Здравствуйте,Ринат! Хотелось-бы попрсить у Вас совет.Дело в том,что меня не устраивает собственная система занятий,а именно следующее: я занимаюсь ежедневно,в зависимости от занятости на работе от 3 до 5-7 часов.НО 1 раз в 2-3 месяца непременно начинаются "каникулы",т.е. я хочу заниматься и знаю ,что надо.Но моё второе я категорически против! Ну никак не усадить себя за инструмент,и всё тут! Продолжается это 1-2 недели,потом занятия возобновляются.Лично мне кажется,что это вредно.Ведь приходится несколько дней восстанавливаться.Да и часто я слышала,"что лучше 1час,но каждый день,чем 6 часов один раз в неделю". Как Вы считаете ,надо ли с этим явлением бороться или это естественный процесс и ни я одна такая? А если бороться,то как можно искоренить такое разгильдяйство?

rinatibragimov: Я понял,что не могу просто так заниматься лет 20 назад. И стал устраивать себе концерты, ...неважно какие: у приятеля на квартире перед узким кругом друзей, в муз. школе , на каком-нибудь фестивале....И уже никуда не денешься, пришлось заниматься. Можете не верить, но до сих пор так... А перерывы конечно необходимы. Когда же аккумулировать энергию, вынашивать идеи...? Мне кажется,что лучше и продуктивнее волнами, взапой, в связи с каким-нибудь концертом. А в перерывах слушать мастеров ( не контрабасистов), читать,ходить в музеи.

Alek: 100% согласен,чем и занимаюсь. Рад что в этой философии не один, да ещё и с кем!

Sinzin: Хочу повторить вопрос. Так стоит ли себя заставлять и насиловать, вредно это или нет. Тонкая грань между самодисциплиной и тупой зубрёжкой.

rinatibragimov: Наверное это дело индивидуальное, зависит от самодисциплины и жизненной философии вообще...А Вы что думаете?

bass solo: Если голова способна к восприятию свежей информации,т.е. я могу посмотреть ТВ,покопаться в Интернете,почитать ,поболтать.Всё, что угодно ,только не занятия на инструменте-вот это разгильдяйство,и надо самого себя ЗАСТАВИТЬ любой ценой.Но бывает так ,что и время есть и физические силы есть,но голова не способна работать не то ,что над программой.Имя своё вспоминаешь с трудом,вот в таком случае насиловать себя нельзя!

rinatibragimov: Ну вообще то,когда делаешь что-то вопреки,то получается сильней. А в музыке,если это любовь ,прекрасное,бог, то через насилие себя....не знаю. А если только техникой заниматься без остановки,то засушишься. Всё-таки лучше заделать себе концертик и всё само-собой встанет на место...?

Вано: мне пока не удается концерт организовать в моем городе, в других легче чем у себя на родине это всегда меня удивляло .все время кто-то что-то не может ,а очень хочется. Мне очень понравилось мысль играть для своих , ведь это труднее, как мне кажется. Постепенно лето начинает побеждать меня, буду бороться до последнего.

АЦЦКІЙ БАС: Уважаемый Ринат!!!расскажыте пожалуйста о том,сколько времени перед тем как заниматься,вы тянете долгие ноты и сколько внимания нужно етому скушному делу приделять?

rinatibragimov: Тяну минут 5 . только перед репетицией оркестрачтобы "раздышать!" контрабас и когда долго не занимался,чтобы размять мышцы.

bass solo: Здравствуйте,Ринат! А я опять к Вам за советом ! У меня ситуация такая : в предстоящие 8 месяцев надо сделать большую программу,но не знаю как распределить свои силы.Требуется выучить и сделать 2 концерта целиком, 2 сонаты и ещё произведения для к-баса соло. Но с какого края подойти? Если учить по очереди, например взять один концерт и пока он не сделан не отвлекаться ни на что другое,можно закопаться и не хватит времени.А если заниматься периодами над первым ,вторым третьим,а затем возвращаться к первому,и так по кругу,то боюсь,что качество будет страдать .Вообщем не знаю,что делать.Вы могли бы мне что нибудь порекомендовать? Заранее спасибо.

rinatibragimov: А как Вы обычно делаете. У всех разные подходы. Для меня лучший- начинать учить задолго, а потом отложить,иногда проигрывая трудные места. Тогда, после повторения получается стабильнее и не устанешь от пьесы,останется что сказать. А вообще ,у самого проблемы:закапываюсь в деталях и могу целый день сидеть на нескольких тактах,так до конца и не доиграв. поэтому часто выступления неровные. Наверное ,лучше почаще проигрывать насквозь. Вообщем,Вы видите с кем имеете дело...Лучше спрсите кого-нибудь ещё.

Alek: bass solo пишет: Но с какого края подойти? rinatibragimov пишет: Лучше спрсите кого-нибудь ещё. Мне кажется. что от перестановки слагаеиых сумма не изме няется... 8 месяцев довольно большой срок для подготовки. так что суетится и торопиться сломя голову , думаю, не стоит.Лучше всего, когда произведение " отстоится".Я бы рекомендовал какое-то время позаниматься плотно одним концертом, потом отложить его и взяться за другое произведение, дальше следуещее, и так по кругу, пока не прийдешь к первому... и тогда начать цикл снова. Но при этом нужно обязательно постоянно всю программу проигрывать целиком напролет не слишком останавливаясь на деталях( для этого самостоятельные задания), всё-таки программа обьёмная. Соответственно больше внимания уделить более сложным произведениям, в которых наиболее остро ощущается необходимость кропотливой работы. А вообще в обьемных программах есть свое преимущество и особая прелесть: если от чего-то уже просто" тошнит", то всегда можно переключится на другое пр-е. У каждого свои индивидуальные особенности, и они должны учитываться при планировании занятий.По крайней мере я так думаю.А что вы скажете? Согласен с Ринатом: сольный концерт - лучший стимул для занятий и наиболее творческое применение своим музыкальным исполнительским способностям.

timon: Обычно стараюсь по-возможности быстрее выучить весь текст - оно и откладываться будет и всегда можно когда нот и инструмента нет под руками в голове проигрывать.

Sinzin: rinatibragimov пишет: Тяну минут 5 . только перед репетицией оркестрачтобы "раздышать!" контрабас и когда долго не занимался,чтобы размять мышцы. Существуют разные мнения по поводу игры тянучек. Многие советуют играть в миллиметре от подставке, очень часто заменяя вес руки-давлением. Я придерживаюсь несколько другого мнения. Ринат, расскажите об этом по подробнее пожалуйста.

rinatibragimov: Только без экстрима. Найти такую точку на струне ,кот. максимально резонирует на СВОБОДНЫЙ ВЕС РУКИ, а не на давление. Как у Микельанджелло"Отсечь от камня всё ненужное" Так и в игре-насилие только душит.

Sinzin: Лично мне это понятно, но есть и другие мнения.Так нужно ли стремиться к подставке, как например призывает школа Хоменко.

rinatibragimov: Нужно стремиться к максимальному резонансу (включая и игру в тишайших нюансах), но не допускать,чтобы звук становился задушенным. Поэтому у подставки нужно не перейти эту грань :от звука к вытью. Потом, мне это непонятно:школа одного,школа другого. Музыка-та тут причём? Какой-то набор ненужных догм.Или устав?

Sinzin: Ни я придумал эти понятия. Они сами устоялись и этими терминами многие изъясняются. Гнесинка сама себя ставила как некоторая опозия консерватории. Музыка тут совершенно не причём. Но по разным контрабасистом видно и слышно у кого они проходили обучения. Не многие могут похвастаться самостоятельностью. А что самое страшное самостоятельностью мышления. Всё идёт не от ушей, а от пресловутого... меня так учили, это великие традиции и т. д. Многих приходиться переубеждать, но гне всем это нужно. Удобнее быть зашоренным. Зделаю поправку, что я говорю ооб обычных оркестрвых музыкантах. Скрипачи до сих пор знают только Ойстраха и Когана, ну Хейфеца ещё, виолончелисты Ростроповича и несколько других. А что в европе есть и было много другого... это уже, сами понимаете. Конечно сейчас с этим получще, всё таки информация с развитием интернета и прочих технологий поступает сюда. Вы ориентируетесь что происходит в мире (музыкальном), здесь далеко не все.

rinatibragimov: Да,всё это к сожалению знакомо. Но всё-таки меняется к лучшему.

Alek: Спасибо развитию информационных технологий! Теперь многие не имеющие хороших преподавателей, или не совсем довольные их методой и взглядами на исполнительство , имеют возможность почерпнуть( а главное наглядно!) знания из других источников.Лично мне этот форум дал больше. чем все годы обучения в консе методике и истории исполнительства.

Вано: Alek пишет: мне этот форум дал больше. чем все годы обучения в консе методике и истории исполнительства. Заметьте, много из себя извлекается. большое спасибо Ринату Ибрагимову, очень интересно и познавательно читать и пересматривать свои взгляды на все, что связано с музыкой и технологией

Genka: bass solo пишет: я опять к Вам за советом Вопрос был к Ринату, но поскольку он сам сказал, что rinatibragimov пишет: Лучше спрсите кого-нибудь ещё. то просто напишу как делаю я. Учу всё сразу, но каждый день работаю серьёзно над чем-то одним: или целая песня или её часть, если песня большая или навороченная. Остальное - чисто технический прогон: то есть в среднем темпе, но чтоб по тем нотам и.т.п. Что не успел прогнать сегодня - на следующий день. Постепенно вырисовывается где больше лажи- соответственно этому уделяется больше "рабочего" времени. А тех. прогон постепенно заменяется игрой "на всю катушку". В результате программа получается приготовлена равномерно плохо или равномерно хорошо но после концерта это уже не важно.

Шуллер: всем привет! наконецт-то вернулся. Ринат и все контрабасисты! у меня вот такая проблема. обьясните пожалуйста чем и как передается вес на смичок при игре с нем. колодкой. я играю с весом, но вот как обьяснить словами, как он передается?? и еще. играя, я и не зажимаю большой палец правой руки, но все же он чувствует какой-то дискомфорт на смычке. что мне делать и как избавиться от етого, как передать вес, чтобы большой палец был свободен полностю??? правда смык больше, чем мне надо, у меня маленькая рука, может быть ето изза чисто физ. даних или ето все же я?? спосибо!

rinatibragimov: Опять по-Колосову: чувствовать трость кожей указательного и среднего пальцев (плоских) смычок висит на них. (рука тоже висит как маятник) Звук в ладошке. Не давление, а направление смычка в струну,поддерживание сопротивления.

timon: Ну лучше наверно трудно сказать!

rinatibragimov: Booбще, я тут выступаю всё больше как секретарь Колосова. Вам нужен сам "первоисточник" Попробуйте пригласить его на форум!

Шуллер: rinatibragimov Что самое интересное, когда я ето написал уже на форуме, на следущий день до меня самого ето дошло и проблема исчезла. спосибо большое вам за помощь.

ferd: возник такой вопрос.под каким углом должен стоять большой палец на французской постановке?ровно 90 градусов подушечкой или он должен стоять по касательной?было бы неплохо если бы кто-нибудь выложил какие-нибудь верные фотки со стороны большого пальца

Анатолий: ferd пишет: Booбще, я тут выступаю всё больше как секретарь Колосова. Вам нужен сам "первоисточник" Попробуйте пригласить его на форум! Это было бы прекрасно. :)

ferd: У меня есть проблемка,особенно ярко она проявляется при игре гаммы по одной ноте.переходы в ставке застревают именно в медленном темпе.почему то в быстром темпе нет никаких проблем с переходами.а вот в медленном , и если это совпадает со сменой смычка, рука как бы застряёт в грифе и палец не хочет скользить,как нестранно с переходами вниз всё нормально.С этой проблемой борюсь уже не первый год.периодически она исчезает, а потом опять появляется.прямо похожа на какую-то хроническую периодически обостряющуюся болезнь

engineer_BASS: Моя версия событий - думаю, Вы при переходе скользите не на одном пальце, а еще какой – то оказывается в этот момент тоже на этой же струне. Он и мешает. Кстати, в быстром темпе он помешать не успевает – вот и выходит. Попробуйте шагать обеими ногами сразу, а не переходить с одной ноги на другую перенося вес тяжести тела. В пальцах точно так. Пока не перенесли всю тяжесть руки на один единственный играющий палец ( «опертая игра») переход на следующий не удастся. Успехов!

VictorW126: Друзья, помогите понять. Музыка для меня хобби и впереди еще много непонятного))) Я беру уроки у профессионального контрабасиста, и столкнулся вот с каким вопросом. Преподаватель играет французом и держит его так: - смычок повернут "на себя" - волосом чуть вверх, средний и безымянный палец на трости (строго против колодки), большой палец на колодке напротив них (на нижней грани колодки - на перламутравой вставке). Указат.палец на трости давит трость в направлении к струнам, а мизинец на торце трости - давит на хвост смычка, фиксируя его по вертикальному наклону. Т.е. большим вместе со средним и безымянным пальцами удерживается смычок, а указательным и мизинцем регулируется его положение в горизонтальной и вертикальной плоскостях соответственно. Но насколько я могу судить по всевозможным видео и фото, француза держат иначе: - смычок повернут "от себя" - волос направлен отн-но струн чуть вниз, 4 пальца на ребре трости, а большой - на боку колодки (или под тростью). Смычок удерживается и направляется всей кистью. Преподаватель знает эту постановку, но играет (и учит играть меня) предыдущей. Скажите, какая из этих постановок правильная, какую следует избегать, или применимы обе??? Как они называются и к какой склониться?? Я постоянно играю первой, она мне нравится, но и вторая так же вполне удобна. Так же выслушаю замечания вообще по поводу моего хвата смычка (на фото) - т.к. занялся смычком совсем недавно и прямо скажу, что не освоился еще. Не стесняйтесь - мне на пользу!

Genka: Первая называется "французская", вторая "итальянская". Я тоже начинал "французской" и только в консе перешел на "итальянскую". Последняя дает больше возможностей для контроля смычка, но может быть несколько сложнее для начинающего в плане звуковых ощущений.

NIk: если хобби то обе имеют место главное кисть и БОЛЬШОЙ палец не напрягать, выгибать ... раз все только начинается! преподавателю надо верить если не веришь ищи другого... СПРОСИ и он все расскажет и про историю этих постановок и о многом другом!

VictorW126: Cпасибо! Точно, вспомнил, преподаватель так и называл: французская и итальянская. Насчет доверия вопроса нет - просто летом каникулы были, осенние занятия еще не начались, а узнать-то уже не терпится. )) Я с преподом вообще немцем играл - но особых результатов не достиг. Летом сам пересел на француза, попробовал - играть удобнее. Стал вспоминать, что ж препадователь про постановку говорил (когда учился немцем, особо внимания французу не придовал) - поэтому вопрос и возник, т.к. пока я сам по себе, а играть уже пытаюсь. Перечитал форум, поискал статьи и решил, что самым верным будет спросить знающих людей. Спасибо еще раз.

hl_strider: Почему с немцем не достиг успехов?

VictorW126: А не знаю... Не моё, видимо. Год мучал-мучал его: и рука устает, и нюансы не обрабатываю и веду плохо. А даже если просто взять немца французским хватом, то значительно проще играется мне. Ну, шеф глядел на мои потуги и сказал, что мне нужно французом играть. Вот решил перейти - даже без надзора препадователя легче им играть. Так что с этого года решил француза осваивать.

hl_strider: Незнаю, меня немец всем устраивает. И звуком и постановкой.

VictorW126: Да меня тоже всем устраивает, да и со смычком своим (немцем) сроднился уже)) Но чего-то сложно он у меня идет, француз проще... Может, с непривычки - я ж за смычок довольно поздно взялся, а француз по хвату естественнее как-то)))

Scriv: VictorW126 - играю "итальянской" постановкой, только вот большой палец упираю примерно в стык трости с колодкой и не выгибаю его (как у Вас на фото) а скорее сгибаю - мне так удобнее - пальцы и кисть меньше зажимаются, легче пружинить, хотя это только моё субъективное мнение, можт оно и не правильно так..



полная версия страницы