Форум » Виртуальный мастер-класс » Преподаватели, давайте делиться опытом » Ответить

Преподаватели, давайте делиться опытом

Alek: Много вопросов приходит от учащихся, но педагогам( особенно молодым ),нужно учиться ещё больше.Уважаемые контрабасисты! Давайте обсудим вопросы по практической и теоретической методике,особенно на начальном этапе обучения.

Ответов - 29, стр: 1 2 All

SSurok: Ну давай, делись опытом

Alek: А что именно тебя интересует?

DKBaSS: На самом деле важная тема. Как построить самый первый урок?


timon: Думаю точно стоит узнать - знает ли ученик что за зверь басовый ключЪ! Первый урок - это знакомство, причем если для педагога - с учеником, то для ученика - с педагогом и с инструментом (и у каждого свой характер ). Как-то попробовал с абитуриентом позаниматься, общий язык сразу нашли,бас подходящий ему дал (благо аж из трех "роскошных инструментов" можно выбирать!! ), ноты в первой позиции быстро разобрали (он на гитаре играет), поиграл ему пьески, вроде убедил что музыку и на контрабасе можно играть . Вопрос подбора инструмента мне кажется очень важным - а то бывает рука небольшая а гриф как каталка вареной колбасы длиной с шею жирафа, зачем с самого начала такие мучения?

Alek: Первый урок нужно построить так, чтобы ученике запомнил его на всю жизнь! Он должен влюбится в контрабас раньше ,чем поймёт,как тяжело добиться результата.И здесь самая важная роль педагога, он должен запустить аванс, который ученик будет отрабатывать всю жизнь,

Вано: главное не нужно забывать, что все должно быть естественно как в музыке так и в остальном. Со всеми согласен, не маловажен психологический подход.

Alek: Есть ещё один важный момент, предшествующий первому уроку- переманить ученика с его инструмента на контрабас!!! Редко бывает,когда человек приходит сам осознано и твердо заявляет: "Хочу играть на контрабасе и всё!". Хотя уменя был и такой случай. Приводит родителей маленький шпундик и заявляет,что мечтал с детства играть на контравасе,а самому12лет и роста с пол-контрабаса.

Alek: Господа преподаватели школ,десятилеток и училищ!Как вы решаете вопрос набора учеников?

Alek: Преподаватели! Неужели вам нечего сказать?! Предлагаю здесь излагать вопросы ,волнующие и интересующие своей актуальностью.

kont_barabas: Книга о природе таланта и творчества. Предисловие Этой работе - исследующей природу таланта - четверть века. Именно тогда, четверть века назад, расцвела и поныне живучая мода отбирать для гимнастики, музыки, математики, балета, шахмат, фигурного катания детей в самом нежном возрасте. "Чтобы талант не пропал, его нужно обнаружить как можно раньше (покуда он пластичен), и отдать в огранку не в случайные руки, а истинному мастеру", - вот что было начертано на знамени охотников за талантами. На первый взгляд идея светлая, но стоит задуматься - и на ней начинают проявляться вопросы: "каковы критерии таланта?"; "зачем спешить с его обработкой? почему не дать ему созреть' - ведь только тогда можно узнать, каков истинный вкус его плодов"; "почему его нужно гранить? - ведь именно своею самобытностью он интересен"; "кто может поручиться, что этот тренер, этот педагог имеет столь безошибочный вкус, что нигде не повредит таланту, а только поспособствует?.." Вопросов много ... Увы, природа - особа своенравная логике она и не подозревает. Она обещает одно (это родители и педагоги полагают, что природа обещает), а несколько лет спустя вынимает из рукава совсем иное. Но разве это оправдывает бессердечие, с каким через тренерско-педагогическую мясорубку пропускают тысячи детей? Каково будет им жить дальше, с душой, заклейменной печатью второсортности?.. Впредь свое счастье они будут собирать по пятачку, и даже если соберут большую кучу - это будет всего лишь куча меди. Дверь, за которой возможна свобода, они будут деликатно обходить, чтобы не оказаться в ситуации, когда нужно самостоятельно, смело, неординарно действовать. Страх (пусть и неосознанный - от этого он не перестает быть страхом) станет их тенью, никакое благополучие от него не избавит; поэтому покой не входит в реестр их ценностей: ведь покой - это самый изысканный плод гармонии, которая нашим гуинпленам доступна лишь в примитивных формах. Их прибежище - равнодушие. Так вот, четверть века назад авторы этой работы оказались среди тех, кто получил заказ: 1. создать методику выявления талантливых детей; 2. создать технологию развития таланта от почки до созревшего плода. Очевидно, заказчик представлял талант исключением из правила. Одиноким злаком, высоко вознесшимся над плотной порослью безликих, ничем не отличимых собратьев; жемчужиной, спящей в складках раковины, затерявшейся в огромной груде ей подобных - но бесплодных. Взгляд, прямо скажем, банальный. Взгляд человека, который никогда не размышлял на эту тему и равнодушно принял легкую для восприятия, не требующую усилий формулу. Подразумевалось, что природа пользуется шаблоном; из биомассы она штампует серых, ничем не замечательных людей; но иногда случается внешняя помеха-мощный энергетический импульс (иначе говоря - Бог положил глаз) - и тогда появляется талант. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сразу увидеть здесь две ошибки. Первая: в этом рассуждении не учтена человеческая сущность человека. Не учтено, что хотя он и состоит из тех же элементов, что и весь остальной живой мир, он все же выделен из этого мира. Одни считают, что он выделен сознанием, уникальной способностью мыслить; другие - наличием человеческой души (которая стоит над растительной и животной душами). Однако убедительней всего выделяет человека его способность сознательно переделывать мир. Это и есть талант. Он не у всех проявляется, но только потому, что обстоятельства жизни останавливают развитие человеческой сущности на каком-то предварительном этапе. Так что же, если у человека в детстве не сложилась жизнь (это всегда происходит не по его вине), мы откажем ему в возможности -если он сильно захочет ~ все-таки стать полноценным человеком? Вторая ошибка: в руках природы не шаблон, а норма. Если шаблон -это жесткая, единственная форма, то норма - это диапазон (от и до), в котором может разместиться (свободно развиваясь!) огромное количество форм. Норма триедина: 1. это диапазон развития, 2. это процесс развития и... 3. это результат развития; результат не конечный, а в любой момент, когда мы захотим поглядеть, с чем имеем дело. Вывод первый: талант - это способность человека оригинально решать банальные задачи; способность, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы. Если человек делает свое дело хорошо, даже - очень хорошо, даже -лучше остальных, можем ли мы сказать, что он талантлив? Нет. Просто он работает лучше других - вот и все. Если столяры забивают гвозди с трех-пяти ударов, но есть среди них такой, который вгоняет гвоздь по шляпку одним ударом, причем никогда у него гвозди не гнутся, - можно ли утверждать, что он талантлив? Нет. Просто навык по забиванию гвоздей доведен у него до совершенства. Еще ситуация: столяры мастерят стулья. У всех стулья не отличимы, каждый стул - копия тех, которые были сработаны и вчера, и год назад; и только у одного - совершенно иная продукция: хотя сработанные им стулья имеют общий замысел, общий абрис, и сразу видно, что они составляют один комплект, - все же каждый стул не похож на остальные, каждый имеет свое лицо и даже свой характер. Нет сомнений: те столяры - обычные ремесленники, этот - несомненно - талантлив. Почему он не работает - как они - по шаблону? Не может. Копировать ему скучно. Скука создает дискомфорт; от работы ему становится тошно. Чтобы избавиться от этой напасти, он вынужден выбирать: либо бросить работу, либо сделать ее интересно, - мастерить стулья не так, как надо, а так, как хочется. Какие изменения при этом он будет вносить в каноническую форму? Он будет убирать лишнее (по его мерке) и добавлять там, где не хватает. И угомонится только тогда, когда исчезнет дискомфорт. Тут напрашиваются три вопроса. Первый: бывают ли ситуации, в которых талантливый мастер исполняет рутинную работу не чувствуя дискомфорта? Ответ: это происходит, если мастер переутомлен или пережил тяжелую болезнь (из-за больших энергопотерь сместился за пределы нормы). Мало энергии - механизм таланта не включается. Такое состояние может длиться годами, и все это время он будет тиражировать серийные стулья без ущерба для души. Вопрос второй: талант и воля - как они связаны? Как воздействует воля на работу механизма таланта? В каких ситуациях мастер вынужден насиловать свой талант, приказывая ему работать? Если мастер говорит себе: "дай-ка я придумаю такой стул, чтобы все ахнули", - что при этом происходит? Ответим сразу: нормальная работа механизма таланта (свободная его работа) не нуждается в хлысте; любое насилие над собой (вмешательство воли) искажает гармонию. Поэтому воля включается в энергетический процесс лишь по необходимости - чтобы компенсировать энергодефицит. За счет чего? - за счет энергии почек. Тут есть над чем подумать: вы платите собой, чтобы получить сомнительный результат. Стоит ли?.. Очевидно, отношения таланта и воли определяются ситуацией, предшествующей работе. Вот основные варианты. Когда мастер больше задачи, когда он в норме (значит, с энергией нет проблем),- ему нет нужды ни собираться в кулак, ни подхлестывать себя. Он сразу действует, он работает спокойно и просто, не заботясь о впечатлении. Когда мастер равен задаче (форма стула вызывает у него дискомфорт, но он не может определить сразу, в чем тут дело), воля просыпается и встает у него за спиной, ожидая, какую ей отведут роль. Если с энергией нет проблем, воля ограничивается констатацией: вот задача; не стоит суетиться - спокойно ее решим. Если с энергией плохо, то воля берется за лопату, чтобы добыть из почетных загашников недостающий уголек. Когда мастер меньше задачи - ему лучше отойти в сторону, иначе дискомфорт его раздавит. Если ж предшествовавшего дискомфорта не было, если мастер вызывает дискомфорт искусственно, насилуя себя: измени! придумай что-нибудь! пусть не лучше - лишь бы иначе... - он обрекает себя на неудачу. Пусть не очевидную; пусть большинство людей ее не разглядит ни сейчас, ни потом; пусть на какое-то время созданная им форма привлечет внимание своей необычностью, - все это слабое утешение. Имеет шанс на продолжительную жизнь (потому что в ней сконцентрирована значительная энергия) только та гармония, которая родилась естественно, которая создана свободно. Если же она - результат насилия, - гармония будет искажена, а созданный предмет энергетически пуст. Поэтому и внимание к нему будет недолгим: пустота рождает дискомфорт, и человек старается поскорей от нее дистанцироваться. Вопрос третий: зачем включается и начинает работать механизм таланта? Ответ: чтобы освободиться от дискомфорта, обрести покой. Например, писателя мучает сюжет или чувство - обычный писательский дискомфорт. Чтобы от него освободиться, нужно этот сюжет либо это чувство материализовать в слова. Еще: написав, он употребил некое слово, и тут же понял: не то. Хочет писать дальше - и не может: слово сидит занозой, требует к себе внимания, требует замены другим, точным - обычный писательский дискомфорт. Если писатель запечатлевает чувство столь удачно, что у каждого, кто прочитает текст, оно пробуждается в душе; если случайное слово ему удается заменить точным, теперь уже незаменимым, - мы говорим: он талантлив. Если же он удовлетворяется приблизительным описанием, первым подвернувшимся под руку словом, - мы говорим: он бездарь. Итак, талант - точен; его главная забота - быть точным; но не абстрактно точным, а точно соответствовать своею деятельностью своему чувству, своей душе. Когда это удается, мы говорим: он не похож ни на кого. Что и не удивительно: ведь каждая душа - единственна. Такие же проблемы и у механика, и у земледельца - у каждого с его материалом. Суть не в материале; суть в том, как человек ощущает соответствие норме, - и как реагирует на это чувство. Вывод второй: механизм таланта включается сам - как ответ на дискомфорт, как стремление вернуть свободу (либо покой - выбирайте, что вам больше нравится). Все есть во всем - это известно уже много тысяч лет. В момент зачатия, в момент объединения двух ничтожно малых биологических систем, в их сплаве, от которого до будущего зрелого человека так бесконечно далеко, - в этой оплодотворенной яйцеклетке уже заложены все механизмы, благодаря которым мы будем жить. И механизм таланта (механизм утилизации дискомфорта) заложен тоже. В каждого!.. Остается выяснить: отчего у одних людей этот механизм работает, а у других - нет? Ответ необычайно прост, он вам уже известен: механизм таланта работает в тех, в ком он успел сформироваться. Автомобиль, существующий только в воображении конструктора, уже автомобиль; но он не может функционировать, пока не материализуется в чертежи и расчеты, затем - в металл, потом в него введут источники энергии, - и лишь тогда он оживет, лишь тогда можно будет судить, какой груз он потянет, с какой скоростью, насколько он надежен и удобен в управлении. Талант, заложенный в нас природой, может так и остаться нераскрывшейся почкой (в ней уже запрограммированы и побег, и листья, и цветы, и плоды), если эта почка была угнетена неблагоприятными обстоятельствами. Она не погибнет, она будет существовать (при условии, что будет получать необходимый минимум энергии - иначе она просто засохнет), но это будет всего лишь нереализованная потенция. Есть в ней плодоносящая ветвь? Вероятно. Но судить о ней в таком качестве бессмысленно, потому что она должна сперва развиться от почки до полноценной ветви, - и лишь тогда мы увидим, есть ли на ней плоды, а если есть -то каковы они на вкус. Есть талант или нет - можно судить лишь по результатам его работы. Если человек самостоятелен, если он чувствует необходимость нового решения и способен его найти, - он безусловно талантлив. Но когда это проявляется? Когда можно с уверенностью заявить: это не просто симпатичный, энергичный пагонец, - это нормальная плодоносящая ветвь, - когда?.. Некоторые ослепленные любовью родители убеждены, что их чада талантливы едва ли не от рождения. Обсуждать этот лепет бессмысленно. Ведь прежде, чем взять в практическую работу (пропустить через механизм таланта) чувство или явление, или слово, или глину, или душу, - их нужно хотя бы осмыслить. Не слишком ли высокое требование к существу, которое, открыв от изумления рот, с восторгом проглатывает банальности "что такое хорошо и что такое плохо"? Еще проще с вундеркиндами. Это дети, у которых гипертрофированно развивается специализированная память. Этот перегруз тормозит развитие чувств, формирование души уже на ранней стадии не соответствует норме. Вундеркинд цветет так недолго! - через 2-3 года сверстники начинают его обгонять. Формирующийся талант очарователен своею простодушной дерзостью, а вчерашний вундеркинд, ощутив свою неполноценность, либо сразу (и навсегда) сходит с дистанции, либо обречен всю жизнь (покуда не сломается) доказывать свою бесплодную силу. Но вот наступает пора (на изломе отрочества, на пороге юности), когда вчерашние нигилисты пробуют писать стихи, по-своему мастерить или выращивать. Вот когда заработал талант! Только что вылупившийся, он пока беспомощен; ничем, кроме претензий, он козырнуть не может. Он перебирает учителей, ищет лидера, ищет понимания, хочет понравиться. И подражает, подражает, подражает; подражая - учится... Потом все заканчивается ничем. Либо - пожизненным подражанием. Либо он преодолевает слепое увлечение, начинает учиться осознанно, пока однажды вдруг не увидит, что своей сокровенной мечты (а в нем уже будет зреть - тревожа, напоминая о себе, неспешно порабощая душу - сокровенная мечта) никогда не достигнет чужими средствами, что все - от начала и до конца - придется делать собственными руками... Вывод третий: формирование таланта завершается к 13 годам; до этого нужно следить, чтобы ребенок развивался свободно (в пределах нормы); после этого - чтобы юноша все делал качественно, точно; чтобы - как моряк на Полярную звезду - был сориентирован на совершенство. Так или приблизительно так мы размышляли четверть века назад, встретившись с древней задачей - как находить и растить таланты. Мы сразу увидели, что задача поставлена неверно, и предложили заказчику свой вариант: Какова природа таланта? В ответе на этот вопрос содержались ответы и на все остальные вопросы, но поскольку умственные возможности заказчика вызывали у нас сомнение, мы для наглядности отщепили от главного ствола более близкие ему задачи: 1. как определить, развивается ли ребенок в пределах нормы (иначе говоря - формируется ли в нем механизм таланта)? 2. как контролировать развитие ребенка, чтобы оно происходило в пределах нормы? 3. как ликвидировать патологию, возвратив процесс в русло нормы? Естественно, это не помогло; общего языка с заказчиком мы так и не нашли. Заказчик не скрывал, что хочет получить шаблон: приложил шаблон к ребенку - и сразу видишь - талантлив или нет. Что можно сказать на это? - каждый меряет по себе... Мы сложили свои наработки в папку (господи! какой плоской она была тогда) - и забросили ее повыше на стеллаж. С глаз долой - из сердца вон. Сейчас не важно, сколько длилось забвение (зерну полезно пережить холод). но настал день - и забытая задача постучала в наши сердца. Вначале робко - вроде бы случайным воспоминанием; потом все настойчивей. Потом забарабанила так, что мы уже едва различали остальные звуки. Поверьте на слово: характеров нам не занимать; мы умеем говорить "нет" не только другим, но и себе. Мы хорошо знали, что даже малейшее послабление непозволительно - и сделали все, чтобы настырный росток позабыть, закатать под асфальт неотложных текущих дел. Увы! если жизнь подпитывается достаточно мощной энергетикой - никакие препоны ее не остановят. Короче говоря, задача о природе таланта оказалась столь магнетической, что, однажды прикоснувшись к ней, мы так и не смогли от нее отлепиться. Теперь она решена. Разумеется, разбираясь с одним механизмом (таланта), мы не могли не реконструировать всю машину (человека). Потому что талант становится понятным и простым лишь в случае, если он оказывается необходимой частью свободно развивающейся сущности - человека. Частью его души - но и тела тоже! Ведь талантлива не душа - талантлив человек. Да - это душа ощущает дискомфорт, это душа проявляет и называет его; но утилизирует дискомфорт - используя механизм таланта -именно человек. Человек как целостность тела и души. Поэтому нам пришлось дать собственную концепцию феномена человека. Прочитав наш опыт "О природе таланта", вы узнаете, как рождается и развивается душа; вы станете понимать своих детей, смысл их поведения и поступков, которыми прежде не придавали значения; вы сможете направлять процесс формирования их души; вы станете понимать себя, свои состояния, которые прежде либо тяготили вас, либо сбивали вас с толку; вы станете понимать окружающих - подоплеку их добрых и злых поступков; вы поймете, почему от одних нечего ждать - потому что им нечем делиться, почему другие только обещают - но не дают никогда, почему у третьих много, и они предлагают вам: бери! - а вы не можете взять... Не сомневайтесь: после этой книги вам станет легче жить. А может быть, откроется дверь - и вы войдете в совсем иную жизнь, о которой до сих пор только слышали от других. Так что же - закрыта тема? И теперь о проблеме таланта нового ничего не скажешь? Напротив.... скачать книгу: "О мальчике, который умел летать или путь к свободе." И.Акимова и В.Клименко http://marik1ua.mylivepage.ru/file/index Мечтатель ищет счастье, романтик - свободу, реалист - покой.

Alek: Интересненько...но как-то слишком метафизически.В принципе, правильные и понятные вещи, но сталкиваясь на практике со многими проблемами специфически-специализированного толка,эти утверждения,определения,вопросы и тезисы остаются лишь утверждениями,определениями,вопросами и тезисами...помочь начинающим педагогам справиться с возникшими проблемами зачастую не могут. Здесь более полезен опыт предшественников помноженый на собственное понимание природы исполнительства и педагогики...

kont_barabas: Alek пишет: Здесь более полезен опыт предшественников помноженый на собственное понимание природы исполнительства и педагогики... Вот и хорошо ,вернуться бы к воспитанию каждой личности в отдельности как лет этак на 150 назад, а опыт системы обучения когда-то созданый и воплощённый в систему обучения "французскую консерваторию" модернизировать на раскрытие идивидуальности, личности и таланта в каждом ученике. Ведь многое зависит от сегодняшних педагогов ,и ещё довольно часто встречаются в педагогике примеры различный видов клонирования на различных уровнях.

Alek: Возникла проблема такого плана: ученик недавно начал осваивать приём вибрато, и если в нижней и верхней частях грифа дело идет более-менее, то посередине...5-я,6-я позиция...фа и фа диез четвертым пальцем нивкакую!Сам принцип движения вроде понимает,но практически не выходит.Очевидно проблема в большом пальце,который он не может2отпустить" в должной мере.Я советую ему такое положение руки:играется ми(на соль струне в 4 позиции) четвертым пальцем, затем делается переход на фа или фа диез 4-м пальцем, но большой палец при этом остается на месте.Происходит как-бы позиционная растяжка, при которое расстояние между большим пальцем и мизинцем увеличивается и немножко меняется наелон кисти относительно грифа. Посоветуйте: не кроется ли здесь ошибки. и какие возможны действия для устранения данной проблемы

engineer_BASS: Могу поделиться своими соображениями на этот счет. Меня в свое время очень увлекла педагогическая система Ференца Листа, хотя я и не владею фортепиано, но это очень занимательно. В огромном зале стояли рядами рояли, как ткацкие станки в старом советском фильме с участием Орловой. Вдоль рядов бегал разъяренный МАСТЕР, бил линейкой по рукам нерадивых учеников и орал «Ниже запястье!» Даже навинчивались специальные рейки вдоль клавиатуры на которые опиралась ладонь занимающегося. Ему была нужна свободная кисть! Процентов 70 всех басистов играют с так называемым «бабьим коленом» - выгнутая крюком в запястье левая рука, о вибрато в этом случае речи быть не может, ну и конечно его величество БОЛЬШОЙ палец.

Alek: Кисть,как раз,стараемся не выгинать, придерживаясь плавной ровной(относительно) линии от сгиба локтя до основания фаланги пальцев.Здесь скорее дело в небольшом дефекте общего мышечного состояния руки и последовательности нервно-двигательных процессов.Со стороны всё выглялит правильно, есть наглядный образец, всё осознано, но ...Нужен комплекс решений, упражнений, который может запустить процесс"настройки параметров" и "отформатирует диск С",т.е. левую руку Занимаемся упражнением по развитию вибрации,состоящим в следующем:сидя на стуле, рука опускается на поверхность стола, вес руки направляется на пучку пальца,линия "изгиб локтя-кисть" прямая ,предплечье почти парралельно поверхности стола, мышцы расслабленны.Проводим импульсные движения в этом положении,имитирующие вибрато,поочерёдно на всех пальцах(равномерное импульсное раскачивание слева-направо).Очевидно этого недостаточно...

kont_barabas: Так без наглядного примера и не посоветуешь , может локоть нужно повыше или большой палец при вибрато на этих нотах немного с боку грифа вывести? Можна попробовать эту ноту ми ,фа и фа-диез играть вибрируя безконечно пока не найдёт, при этом экспериментируя с различными положениями л.руки, корпуса и ... , может таки образом найдёт нужное ему ощущение свободного вибрато. В всяком случае разные методы нужно иметь в арсенале ,чем больше тем лучше. Глядишь один и приведёт к желаемому результату.

engineer_BASS: Вы видать серьезно занимаетесь педагогикой, kont_barabas? Ну конечно, если запястье нормальное, плечи надеюсь Alek контролируешь, то остается собственно только пясть. В пясти проблема древняя – хватательный комплекс…. Чтобы не схватить, нужно чтобы большой палец работал в другой плоскости чем остальные, не антогонируя им. Простой способ вывести его сбоку. К тому же локоть сразу окажется под грифом инструмента, а это балансир тяжести руки. Алек пробуй,… Правда у kont_barabasa есть способ получше – игра по струне одним пальцем, если я правильно понял. Там всякая «хваталка» просто исключается и кисть занимает сразу естественное положение на инструменте – все само вибрирует! Если надо напрягусь, отсканирую Назарова 1915 г. – сольфеджио на инструменте (одним пальцем) выложу…..

kont_barabas: Как показывает практика , пока не услышат твоих записей , ни кто и не обратит внимания на твои предложения. А вдруг я ужасно играю? Никто ведь незнает ! Получается как в анекдоте: лучшие музыканты играют, хорошие преподают ,а плохие пишут методические книг. Приплюсуй к этому невозможность наглядного демонстрирования на форуме. Поэтому вопросы и советы такого типа носят в большинстве, в своей массе так сказать, полуутопический характер. Я ведь только из светлых побуждений хотел помочь ученику Алека , нехотев никоим образом унизить педагогических способностей Алека. А может и нестоит мне ничего писать, ведь достаточно людей на форуме которые могли бы дать дельные советы ,а молчат. Есть ещё один метод. Можна попробывать играть вибрируя хроматическую гамму одним пальцем , делая переходы на движении вибрато вниз при восходяшем движении , и вниз при нисходящем ! Хватательный рефлекс в этом упражнении отсутсвует заменяясь скольжением по струне.

rinatibragimov: Напряжение таким способом только увеличится и снять его можно поднятием локтя. Попробуйте лучше посоветовать сделать наклон в сторону мизинца,вниз. и чтобы 1й и 2й пальцы были при этом абсолютно свободны, висели ,как сосиски, только не согнутые

kont_barabas: engineer_BASS пишет: Если надо напрягусь, отсканирую Назарова 1915 г. – сольфеджио на инструменте (одним пальцем) выложу Конечно надо ! Очень уж любопытно полистать сей труд , тем более что Вы ранне не раз ссылались на эту работу.

rinatibragimov: Забыл, на фа диезе лучше вообще держать Б.п. сбоку,иначе будет сковывать движение

rinatibragimov: kont_barabas пишет: Так без наглядного примера и не посоветуешь , может локоть нужно повыше или большой палец при вибрато на этих нотах немного с боку грифа вывести? Даже лучше вынуть его совсем. И вообще полезно позаниматься вибр. без б.п. ,особенно тем,кто играет сидя

Alek: Сбоку - это к себе(вправо) больше, или отсебя(влево)?

kont_barabas: Alek пишет: Сбоку - это к себе(вправо) больше, или отсебя(влево)? От себя. Kак бы предвкушая движение л.р. в позиции ставки. По моим ощющениям, cидя без большого пальцa , ещё лучше опора на этих нотах ,чем с ним . главное чтобы локоть не висел.

Alek: Попробуем поискать с большим пальцем rinatibragimov, engineer_BASS, kont_barabas - огромное вам спасибо!!!

Бастронавт: Alek пишет: Господа преподаватели школ,десятилеток и училищ!Как вы решаете вопрос набора учеников? Преподаю в муз. школе, правда не контрабас. Но в нашей школе учатся 2 контрабасиста(ого-го! ), заниматься начали по собственной инициативе. Один из ребят играет на контрабасе с 13л. Практически все наши ученики-контрабасисты приходят на контрабас одним путем: бас-гитара--джазовый контрабас--смычек. На бас-гитару же они попадают после подготовительных классов (фо-но), по рекомендации педагога.

Kontrabas: Alek пишет: Господа преподаватели школ,десятилеток и училищ!Как вы решаете вопрос набора учеников? У нас лет надцать назад работал препод,к сожалению фамилию не вспомню. так он выходил на улицу из училища,подходил к дворовым,здоровым парням,кот. сидели на лавочках,пили пиво,лабали на гитаре и тд..говорит "дай руку,оо,хорошие пальцы,хочешь здесь учиться?(показывая на здание училища)"

Бастронавт: Kontrabas пишет: подходил к дворовым,здоровым парням И что кто-то из этих дворовых действительно стал хорошим музыкантом?

Kontrabas: С одним "дворовым" я знаком-отсидел 5 лет за драку,сейчас о музыке не вспоминает.. вообще у этого препода многие учились,те кто что-то хотел добиться,сейчас вполне нормальные музыканты. а "дворовыми" он видимо решал вопрос набора учеников)



полная версия страницы