Форум » Виртуальный мастер-класс » Игра наизусть » Ответить

Игра наизусть

Sinzin: Для многих музыкантов существует проблема выучивания текста наизусть. Хотелось бы услышать мнение коллег и поделиться опытом. Лично для меня сейчас остро встала проблема игры наизусть .Игра в оркестре и камерном ансамбле преобладают в моей жизни, и это стало уже привычкой. С нотами я чувствую себя комфортно, а без нот, ступор какой-то. В студенческие годы, когда постоянно учишь программу, как-то само запоминалось (к сожалению очень часто преобладала мышечная память), а сейчас....

Ответов - 16

Alek: Музыкальная память(как, в прочем, и любая другая) требует постоянных тренировок.В этом простом и нехитром рецепте,на мой взгляд, и заключается вся суть решения данной проблемы.Различаются два типа качества процесса запоминания: первый тип характеризуется медленным усваиванием материала,но ,в то же время,отличается длительным периодом хранения информации.Что в этом положительного и наоборот?С одной стороны,качественный и длительный итог работы является положительным моментом, но для специфики исполнителя эти качества не всегда помогают.а иногда и откровенно мешают.Зачем хранить лишнюю информацию, когда необходимо в короткие сроки усваивать новую,а старая только под ногоми путается и мешает( помните высказывание Шерлока Холмса по поводу систематизации знаний,где он сравнивал мозг с чердаком дома,противоставляя просторное помещение с аккуратно расставленными полочками,где нет ничего ненужного, с захламнённым всякой полезной и бесполезной информацией чердаком),да и слишком долгое запоминание не добавляет позитива в этот процесс. Второй тип характерен сверхбыстрым запоминанием,но неглубоким и коротким сроком хранения.С одной стороны это вызывает неодобрение(мол, потеря качества), но на практике эффективнее и практичнее первого,давая возможность бастро оперировать с множеством различного материала не перегружая память.Со вторым типом вроде особых проблем возникать не должно(везунчики), с первым проблем гараздо большею.Как разогнать процессор внутренней организации систематизации информации?Опять же тренинг и только тренинг!Эрудированным музыкантам проще: для них нотный текст не просто беспорядочная череда символов.Они видят тонкие сплетения гармоний.динамический натюрморт образов,проецируют стройную архитектонику всего произведения,пользуясь канонами той или иной эпохи,школы,направления и многое другое.Лучшая методика улучшения запоминания - это привязка неконкретных символов к конкретному образу,сочленяя таким образом малые фрагменты в большее ,единое целое.

kont_barabas: Думаю можна и сольные концерты играть по нотам ,это в последние десятилетия на западе очень часто практикуется. Рихтер тоже практиковал выступления с нотами, говорил что так чеснее выходит ,ведь невозможно все авторские вилочки запомнить. Особенно при таком напряженном концертном графике как у него. Вопрос в том, как правильно воспринимать нотный текст на концерте? Видим ли мы пунктуально или смотрим в текст лишь для чесности и ориентации в форме ?

kont_barabas: С Alek в многом согласен особенно это понравилось- Эрудированным музыкантам проще: для них нотный текст не просто беспорядочная череда символов.Они видят тонкие сплетения гармоний.динамический натюрморт образов,проецируют стройную архитектонику всего произведения,пользуясь канонами той или иной эпохи,школы,направления и многое другое.Лучшая методика улучшения запоминания - это привязка неконкретных символов к конкретному образу,сочленяя таким образом малые фрагменты в большее ,единое целое. Кратковременная память думаю не связана с музыкой, вернее она связана ,вот только я не представляю себе на каком уровне будет находится тогда данное произведение. Ведь если человек что то разучивает он погружается в произведение с головой или он барахтается на поверхности ,других вариантов мне не представляется ... Так вот если произведение раскрыто , найден его смысл, образ, характер, пускай даже в короткий срок ,такое нескоро забудется.


Alek: По нотам. без нот - во многом зависит от того .что и с кем ты играешь.Для сонаты с фортепиано несомненно есть смысл ставить ноты ,чтобы лучше и точнее наблюдать сплетение музыкальных линий обоих инструментов. Здесь я бы рекомендовал класть на пульт не сольную партию,как делают многие( не имеет смысла,если видишь что происходит у тебя,но не знаешь что твориться в партии ф-но. Такой вариант говорит скорее о том,что исполнитель просто поленился и не смог выучить наизусть свою партию),а клавир с обоими партиями.Тогда уже можно говорить о стремлении передать поточнееи т.д. Отдельного разговора требует и современная музыка(особенно сонаты).Иногда автор пишет такое,что запомнить не то что бы невозможно,а просто не имеет смысла из-за слишком трудоемкого по времени и усилию процесса. НО ребята! Не выучить наизусть соло Баха, классический или романтический концерт и т.п. - Это просто недопустимо!!! Стыдно должно быть! И если ученику училища ещё простительны подобные сложности( недостаток муз. образования и опыта,как правило), то студенту, а тем более выпускнику консы -ПРОСТО ПОЗОР!!!

kont_barabas: Alek пишет: Не выучить наизусть соло Баха, классический или романтический концерт и т.п. - Это просто недопустимо!!! Стыдно должно быть! И если ученику училища ещё простительны подобные сложности( недостаток муз. образования и опыта,как правило), то студенту, а тем более выпускнику консы -ПРОСТО ПОЗОР!!! Приходилось и такое наблюдать , конечно это не совсем позор. Нужно делать ксидку может у человека, что то в жизни неладится и он переживает кризис, в такие времена как себя не заставляй мысли не о музыке. Всё зависит от ситуации, опытный педагог сразу всё поймёт и даст свою оценку... А, память тренировать нужно! Вот напишу ,что например нужно играть в Австрии на Магистра: - 2 этюда -Сюиту Баха или Фриба - 2 сонаты различные по стилю -2 концерта различные по стилю -современное произведение написаное после 1950 года -виртуозная пьеса -камерная музыка -5 оркестровых трудностей . Так вот ,отсылается весь список произведений которые будут играться на экзамене и за 6 недель до экзамена приходит список того, что, какие части нужно играть. В сумме должно быть на 100 минут чистой игры. Из всей программы разрешается только сонаты играть по нотам. Alek точно подметил, как знал. Написал и понял ,что немного не в тему с своим примером, флудить начинаю. Что сначала мне казалось трудно осуществимым, оказалось при хорошей тренировке(ох, как не люблю я это слово) возможно. Как тут без минимальной музыкальной памяти, музыка ведь не только текст.

Kontrabas: Это надо быть мегамозгом,чтобы ставить клавир с обоими партиями на пульт во время концерта,разбираться в патии ф-но и ещё при этом пытаться музицировать.. Зачем усложнять себе жизнь,неужели нельзя просто слушать? Мне ноты мешают сосредоточится на музыке,всегда думал,что их ставят для того,что бы если вдруг сбился,крикнуть концертмейстеру "Поехали с пятой!"

kont_barabas: Ставишь на одну высоту 10 пультов в ряд и по мере игры передвигаешься за нотным текстом, незабыв при этом приделать к стулу колёсики.

Alek: Вот я о чём и говорю: НАИЗУСТЬ и ТОЛЬКО НАИЗУСТЬ!!!Хватит плакать и причитать.Музыка -профессия не из лёгких.А по поводу магистра в Австрии,то на то он и МАГИСТР,чтоб такие программы спокойно делать за 6!!!(по моему, более чем достаточно) недель.Хватит лениться и прибедняться.Лучше больше работать.

Sinzin: Kontrabas пишет: Это надо быть мегамозгом,чтобы ставить клавир с обоими партиями на пульт во время концерта,разбираться в патии ф-но и ещё при этом пытаться музицировать.. Зачем усложнять себе жизнь,неужели нельзя просто слушать? Мне ноты мешают сосредоточится на музыке,всегда думал,что их ставят для того,что бы если вдруг сбился,крикнуть концертмейстеру "Поехали с пятой!" Я раньше всегда учил партию клавира и мог её сыграть. Так происходило со всем контрабасовым репертуаром который я играл.

Kontrabas: Прикольно,теперь можно работать концертмейстером в контрабасовом классе

pullman: Sinzin пишет: Я раньше всегда учил партию клавира и мог её сыграть Для этого нужно нормально владеть ф-но, я например без подготовки, с ф-но на "Вы", времени на спец не хватает, не гворю уже про ф-но....

Alek: Не знаю,как сейчас,но раньше считалось,что любой исполнитель просто обязан владеть ф-но на уровне сложности достатачной,что бы прочитать любой клавир с листа. Кому как повезёт с первым преподавателем по общему ф-но.Я,например обожаю играть на ф-но и всегда сам напрашивался на сложные программы.Помню,на3 курсе училища сыграл даже 2-й концерт Рахманинова.Пианисты конечно оборжались(ну не пианист всё таки и руки раком),новедь сыграл!Сейчас подрабатываю по воскресеньям органистом в немецкой кирхе.Владение ф-но на приличном уровне - большая подмога музыканту.

pullman: Alek да, ты прав, как ни крути, но ф-но владеть нада..... (будем овладевать .....)

Борис: В один прекрасный день мой сансей сказал"Перестань учить ноты,просто играй с листа"

Didakakiyfdrvch: Кстати, по поводу наизусть и все дела. У меня проблема какая "появилась", отсутствие стабильности. И вот думаю, что соль в малом количестве "перерабатываемого" материала. Как ни крути, а читать с листа (действительно толково и сразу читать) - это необходимый навык для "студента", который хочет развиваться. Другое дело дедушки, которые переиграли всё-всё-всё, но про них я и говорить не буду, они знают, чего там у них происходит и чем им заниматься. :О)

Kontrabas: Я в последние пол-года не могу запомнить даже элементарный текст..влюбился Kontrabas ничего невозможно делать нормально,ни работать ни учиться,а тем более наизусть играть)



полная версия страницы