Форум » Виртуальный мастер-класс » Дыхание при игре за контрабасом » Ответить

Дыхание при игре за контрабасом

Полковник: Продолжение разговоров на тему дыхания, начатых в теме "Стойка за контрабасом"

Ответов - 12

Полковник: Выскажу свое мнение...Общая практика дыхания при физических упражнениях - делать выдох на мышечном усилии (при толчке штанги, ударе и т.п.). Помимо этого, все восточные практики (как йога, так и боевые искусства) делают акцент на свободном дыхании низом живота. Поэтому (особо не теоретизируя) я пришел для себя к выводу: смычок вверх - вход, вниз - выдох. Вдох идет через нос, выдох-через рот. И дополнительно к контрабасу очень полезно заниматься восточными практиками, но без фанатизма... а то "крышу" снесет и захотите уехать куда-нибудь в Тибет, чтобы там насладиться глубокой медитацией...

сольрелями: Около недели пробую различные, придуманные самим собою, варианты упражнений по контролю дыхания, как по мне, это здорово влияет на общую свободу и координацию движений, в следствии чего становится намного легче играть, но есть вопросы... Вот что интересно узнать: 1) при занятиях по контролю дыхания дышать нужно свободно, не зависимо от движений, или все же возможны варианты накладывания дыхания на пульсацию? 2) Как нужно дышать непосредственно при художественном исполнении?

engineer_BASS: Известно, что при внимательном прослушивании музыки у слушателя начинают самопроизвольно вибрировать голосовые связки, т.е. как-бы человек молча подпевает, тем более это распространяется и на самого исполнителя. Таким образом вокальная техника дыхания на мой взгляд является наиболее приемлемой при игре на инструменте. Более того, педагоги старых школ, говорили, что музыкальная фраза на любом инструменте будет убедительной , если исполнитель сыграет ее также как ее же и споет. Конструирование фразы по методу умозрительного группирования и залиговывания ( т.е удобства для руки) будет всегда НЕЕСТЕСТВЕННЫМ. Из этого вытекает и штриховая политика исполнителя. Штрих – средство выразительности и напрямую зависит от пения и соответственно и качества дыхания.


Контрабаобаб: в таком случае неплохо бы освоить основы вокала!

Вано: Контрабаобаб пишет: освоить основы вокала!

Bassiak: Может и не плохо , только у вокалистов есть один недостаток - надо брать дыхание . Это мешает свободе фразировки . Пыхтение за контрабасом и судорожное взятие дыхания в конце фразы - результат " пения " за контрабасом , хотя может они не доучили "основы вокала"?

сольрелями: А если разбить дыхание так, чтоб и петь и не задыхатся? Только вот узнать бы каким образом это сделать... (завтра пойду к вокалистам) И еще интересно знать мнение по поводу дыхания распределенного под пульсацию (оно тогда ровным получается) Из наблюдений: по совету engineer_BASS теперь стараюсь все время дышать животом, когда иду по улице, еду в тролейбусе, читаю, пишу и т. д. И я заметил, что перестал не то что нервничать, а даже раздражатся. Краем уха слышал, что эти явления связаны между собой, но достоверной информации пока не имею.

Sinzin: engineer_BASS пишет: Конструирование фразы по методу умозрительного группирования и залиговывания ( т.е удобства для руки) будет всегда НЕЕСТЕСТВЕННЫМ В точку!!!

сольрелями: Из методики Ивана Тимофеевича Назарова: ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ Приводим пять дыхательных упражнений, расположенных в том порядке, в котором они разучиваются. На освоение каждого упражнения отводится десять дней. Упражнение выполняется трижды в день по пять раз за одно за¬нятие. При изучении каждого из последующих упражнений предва¬рительно делают все предыдущие, начиная с первого. Предыдущие номера выполняются по одному разу, за исклю¬чением первого, который всегда повторяется пять раз в целях полного проветривания легких. В дальнейшем дыхательные упражнения делают один раз в день, сразу же после упражнений мышц-антагонистов, в том же порядке. № 1. Становятся прямо, но без излишнего напряжения. Руки назад — правая обхватывает левую у кисти. Перед упражнением энергично выдыхают через рот имею¬щийся в легких воздух (такой выдох производится только перед началом упражнений). При естественном желании сделать вдох, следят за тем, чтобы сначала заполнялась воздухом нижняя часть легких (это достигается путем опускания диафрагмы, которая, надавливая на брюшные органы, выпячивает стенки брюшной полости впе¬ред) , затем — средняя и, наконец, верхняя часть легких, при этом раздвигаются ребра, расширяя грудную клетку. Нижняя часть брюшной полости несколько втягивается, давая легким довольно прочную опору и способствуя тем самым наполнению воздухом их верхней части. После того, как легкие наполнились воздухом, задерживают дыхание на секунду или две. Во время этой короткой задержки открывают рот и сразу выдыхают через рот весь воздух. Груд¬ная клетка во время этого выдоха расслабляется. Таким образом, вдох должен быть активным, а выдох —пассивным. Надо постоянно помнить, что в этом упражнении вдох производится через нос, а выдох — через рот. Выдыхать через рот следует для того, чтобы грудная клетка опускалась сразу, без за¬держки, і № 2. Упражнение выполняется так же, как и № 1, с той лишь разницей, что дыхание здесь задерживается на 5—10 секунд. При задержке дыхания следят за тем, чтобы грудная клетка не опускалась и не напрягались бы шейные мышцы. № 3. В этом упражнении вдох производится, как и в первых двух — воздух задерживается на одну - две секунды. Выдох также медленный, через нос. Выдох начинают посредством по¬степенного втягивания брюшного пресса, после чего переходят без перерыва к постепенному опусканию грудной клетки до конца выдоха. Упражнение рекомендуется для развития мышц-антагонистов грудной клетки. Поэтому, выполняя его, необхо¬димо иметь в виду принцип напряжения мышц, изложенный в начале описания активной гимнастики (культура мышц-ан¬тагонистов). № 4. Дыхание производится попеременно каждой ноздрей: зажимают большим пальцем правой руки правую ноздрю и де¬лают вдох через левую; затем зажимают указательным паль¬цем той же руки левую ноздрю и делают выдох через правую. Не отнимая указательного пальца от левой ноздри, делают вдох через правую, затем опять, зажимая большим пальцем правую ноздрю, делают выдох через левую. Все это считается одним упражнением. Движения грудной клетки и брюшной полости такие же, как и в упражнении № 3. № 5. Вдох производится так же, как в упражнении №1. После задержки дыхания на 1—2 секунды делают выдох следую¬щим образом: сосредоточивают внимание на плотно сжатых губах и затем энергично выдыхают воздух сквозь плотно сжа¬тые губы толчками, с задержками в одну секунду. После не¬скольких толчков остаток воздуха выдыхают просто через от¬крытый рот. Грудная клетка при начале выдыхания неподвижна, как и в № 3. Выдохи производятся путем втягивания брюшной полости, затем, при дальнейших выдохах, начинает опускаться и грудная клетка. ЗАДАЧИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Задача упражнения № 1 заключается в достижении естественного вдоха и выдоха, которые производятся под контролем сознания. Этот процесс дыхания должен быть таким же естественным, каким он бывает при непроизвольном дыхании. Задача упражнения № 2 состоит в укреплении легких и рас¬ширении верхней части грудной клетки соответственно типу конструкции каждого человека. В задачу упражнения № 3 входит культура мышц-антагонистов всего дыхательного аппарата. Задача упражнения № 4 — привить навык дышать через нос, что приводит к улучшению состояния носоглоточной области. Задача упражнения № 5 заключается в тренировке брюш¬ного пресса и в укреплении легких.

rinatibragimov: сольрелями пишет: 1) при занятиях по контролю дыхания дышать нужно свободно, не зависимо от движений, или все же возможны варианты накладывания дыхания на пульсацию? 2) Как нужно дышать непосредственно при художественном исполнении? Чем независимее дыхание,тем больше свободы. Общий принцип-услышать всё целиком,со стороны,увидеть всю картину.

rinatibragimov: Отдельные занятия дыханием конечно помогут здоровью....но к игре отношения не имеют. Здесь нужно научиться играть только руками,не помогая себе ни гримасами, ни шеей,ртом ,зубами... и дыханием. Свободная шея и живот очень важны.

сольрелями: rinatibragimov Спасибо



полная версия страницы