Форум » Поговорим о контрабасе » Бах на контрабасе. » Ответить

Бах на контрабасе.

Sinzin: По окончании ВУЗа все мы пишем рефераты. Моей темой было "СЮИТЫ И.С.БАХА ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ СОЛО. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ. ТРАНСКРИПЦИИ ДЛЯ КОНТРАБАСА." Здесь небольшой кусочек главы про транскрипции. Целиком главу помещаю в ссылках... Может, кому интересно... %) ТРАНСКРИПЦИИ СЮИТ ДЛЯ КОНТРАБАСА Более 20 лет длился труд американского контрабасиста Ричарда Хартсхорна по переложению сюит для контрабаса. Многолетние эксперименты со скордатурой дали весьма внушительные результаты. Хартсхорн ставил себе цель сыграть сюиты в виолончельной октаве и не менять в аккордах ни одной ноты. В аннотации к своему диску он очень подробно описывает, как ему это удалось. Чтобы наиболее точно передать все этапы данной работы автор реферата счёл нужным поместить свой полный подробный перевод этой аннотации. «Осенью 1967 года я купил копию сюит Баха. Это был последний год моего обучения в Джулиардской школе. Мой учитель, Стюарт Сенки (Stuart Sankey), сказал: «Просто возьми виолончельные ноты, так как контрабасовые транскрипции пропускают все аккорды. Ты пропустишь их так же, но ты хотя бы будешь иметь о них представление». Я купил издание Barenreiter 320, 1967 и с того момента стал играть сюиты ежедневно. Я понимал, что никогда не смогу сыграть эти пьесы на публике, но это было очень хорошим техническим упражнением и почвой для сопоставления музыкальных идей . Подобная практика была обычной среди контрабасистов, работающих с этими шедеврами. Я сразу выявил все естественные ограничения контрабасовой редакции: 1) в низком регистре пьесы звучат грубо, 2) в правильной октаве все ноты связаны с высокой позицией на грифе , 3) огромное расстояние между нотами приводит к тому, что любая неточность сразу слышна, 4) нет характерного резонанса открытых струн, свойственного виолончели. Постепенно меня захватила идея исполнения этих пьес, так как каждый раз, когда отдельный фрагмент получался, глубокий богатый тон инструмента давал качество звучания, которое, с одной стороны, очень отличалось от виолончели, с другой стороны, было очень подходящим. Я мечтал объединить все удачные фрагменты в единое произведение. Первая сюита. Я начал работу над первой сюитой в 1967 году. Эта сюита в G Dur может быть сыграна в правильном ключе и оригинальной октаве, если использовать комбинацию первых двух струн: G – открытая первая струна, D – октавный флажолет на второй струне. Прелюдию играть было очень трудно, так как приходилось использовать комбинацию из первых двух струн . Например, первые три ноты G, D и H игрались так: G – первая открытая струна, D – октавный флажолет на второй струне, затем H – на грифе на первой струне. Но данное положение на струне обычно вызывает треск и скрип. Однажды я сыграл это по трём струнам, как на виолончели (используя октавный флажолет), опустив струну A на тон вниз, на ноту G. Переучивание всех нот на третьей струне (на тон ниже) показалось мне небольшой ценой за лёгкую игру не только прелюдии, но и так же всех трёхзвучных аккордов на протяжении всей сюиты. Я играл каждую ноту и был весьма горд собой. (Настройка GDGE.) Вторая, третья, четвёртая и пятая сюиты. В 60-70-е годы моя работа над сюитами 2, 3, 4, 5-й в виолончельной октаве не дала положительных результатов. Исполнение сюит в высоких позициях не давало резонанса открытых струн. Неохотно я начал играть их в теноровом ключе (обычная практика среди контрабасистов) . Я использовал свою идею перестройки 3-й струны на тон вниз, это частично помогло мне в 3-й и 5-й сюите, которые я играл соответственно в G Dur и g moll со строем (GDGE). Я продолжил свои эксперименты на протяжении 70-х годов, но результаты их были неудовлетворительны. 21 декабря 1978 года состоялся мой дебют в Линкольн Центре в Нью-Йорке, где я исполнил 5-ю сюиту в a moll на контрабасе с сольным строем (AEHF#), опять перестраивая 3-ю струну на тон ниже (AEAF#). Это было на тон выше g moll. a moll звучал намного лучше, но 4-х звучные аккорды всё-таки не удовлетворяли качеством звучания. Скордатура и высокие сольные струны для четвёртой и пятой сюиты. В 1980-м году у меня появился контрабас, который позволил мне делать радикальные эксперименты с перестройкой. Я был наслышан о том, что многие контрабасисты (в том числе джазовые) используют в своей практике так называемые высокие сольные струны, но я никогда не видел и не слышал их в действии. Наконец я приобрёл их, и настроил инструмент (CGDA), тем самым повысив строй контрабаса на кварту . Используя ту же аппликатуру, что и при игре в теноровом ключе я получил звучание 3-й и 5-й сюиты в их натуральной тональности (и той же октаве). Я, как и раньше, настроил 3-ю струну D на С, и стал наслаждаться звучанием резонирующих струн (CGCA). Но всё же по-прежнему было тяжело играть 4-х звучные аккорды. Нижние ноты аккордов C и G на 2-ой и 3-ей струне звучали замечательно, а вот С и Е (или С и Еs) на 1-ой и 2-ой струне из ряда вон плохо. Проблема была в ноте G, которая бралась на той же струне что и нота Е. Реорганизация. Однажды я подумал, что мне нужна ещё одна струна G, такая же, как и 2-ая. Так как сюиты не играются ниже С (самая низкая нота на виолончели), я никогда не использовал свою низкую 4-ю струну А. И тогда я решил опустить её на тон ниже на ноту G. Теперь, когда я играл 2-е верхние струны, я получал нижнюю квинту виолончели (но в другом порядке), когда я играл 2-е верхние ноты аккорда, то получал их на 2-х нижних струнах. Подобная перестановка при исполнении аккордов, не была заметна слушателю. Это открывало безграничные возможности в исполнении всех 2-х, 3-х, и 4-х звучных аккордов, которое теперь становилось возможным во всех сюитах. В итоге я мог установить педальный тон G в прелюдии 3-ей сюиты. Строй контрабаса для 3-ей и 5-ой сюиты: CGCG-где 2-я и 4-я струна G-унисон. Вторая и Четвёртая сюиты. Следуя логике своего открытия, я настроил 4-ю низкую струну на ноту D, на один тон выше 3-ей струны С, и получил строй 2-ой сюиты (CGCD). При таком строе все 4-х звучные аккорды стали возможны и звучали очень хорошо. Для 4-ой сюиты я настроил 4-ю струну на Еs (выше па терцию, чем С, 3-я струна). Это было отличным решением, теперь прелюдия 4-ой сюиты звучала как органная прелюдия благодаря открытой струне Еs. Это ближе к замыслу Баха и совершенно невозможно на виолончели. Я провёл годы, с 1980 по 1986, используя плоды этих открытий. Теперь ноты и аккорды игрались все, но каждая новая перестройка инструмента между частями требовала времени. Технический и музыкальный вызов исполнения этих 4-х сюит возрастал, но инструмент помогал мне. Часы и годы практики были вознаграждены резонансом и глубоким тоном, который сильно отличался от виолончельного, в чём мог убедиться каждый. Теперь, когда я стал играть хорошо, сюиты звучали так, словно они были написаны для контрабаса. Шестая сюита. 6-я сюита постоянно напоминала о себе и стояла между мной и завершением работы над циклом сюит. Бах написал её для 5-ти струнной виолончели с высокой Е-струной (EADGC). На обычной виолончели сюита звучит зажато и неестественно (такие же проблемы я испытывал при игре сюит на контрабасе до моих экспериментов со скордатурой). Однажды меня посетила мысль о том, что можно сыграть сюиту так, как она написана, ничего не меняя, только транспонировав на октаву вверх низкие С и Сis (в 6-ой сюите их встречается всего 3). Bingo! Если бы я настроил мои струны на строй EADG, я получил бы резонанс октавных флажолетов как открытых струн, а немногие низкие Cis могли быть сыграны в транспорте. К сожалению, я не мог достать высокую E струну, и эта идея вела в тупик. Однажды во сне я осознал, что, если бы обращался с высокой С струной как с Е, мог бы настроить другие струны ниже соответственно. На следующее утро я настроил контрабас таким образом: CFBEs (квинтовый строй). Вскоре я осознал, что один из пассажей в прелюдии не может быть сыгран без Es, расположенного на октаву выше. Затем я транспонировал всю сюиту на терцию вниз, в тональность B Dur. Это довольно утомительный процесс, переучивать все ноты на струнах FBEs. Вскоре я сыграл сюиту и наконец получил эффект резонирующих струн. Но я никогда не оставлял своей идеи, что лучшего звучания можно достичь только в D Dur. Я исполнял эти сюиты множество раз, некоторые из них сотни раз, но мне всё-таки хотелось оставить запись проекта всей моей жизни. В ноябре 1992 года я начал работу в студии, которая продолжалась до июня 1995 года. В сентябре 1994 года пришло время записывать 6-ю сюиту, но я продолжал сожалеть об отсутствии высокой E струны. Один из моих слушателей захотел помочь мне. Барри Колштейн сделал несколько звонков по своим связям в компании по производству струн. Одна из таких компаний экспериментировала с длиной виолончельных струн и прислала мне три из них (виолончельные E, A, D). После этого я перестроил виолончельную струну А вверх на Е и убедился в том, что эти струны прекрасно выдерживают натяжение на контрабасе. Я настроил инструмент EADG. На следующий день бас словно ожил. На низких струнах он звучал как контрабас, а на верхних как большая гамба. Это было очень естественно. Я продолжал считывать текст в B Dur (так как я уже хорошо знал аппликатуру), но теперь это звучало в D Dur. Несколько маленьких открытий, встретившихся на моём пути. 1 Перестройка C и D для исполнения жиги из 3-ей сюиты (CGDC) 2 Перестройка 4-ой струны вниз на F для исполнения гавотов из сюиты №5 (CGCF). 3 Открытие комбинации прижатых нот и флажолетов для исполнения сарабанды из 6-ой сюиты. Я полностью осознаю, что этот 28-летний проект был моей навязчивой идеей, и сомневаюсь, что кто-либо ещё мог бы быть удовлетворён подобным. Тем не менее, любой контрабасист достаточно одержим своим инструментом, чтобы пытаться извлечь из него максимум возможного и, заинтересовавшись тем, что я сделал, использовать это для исполнения шести сольных сюит . Я начал традиционно, терпеливо совершенствовать свою технику, чтобы преодолеть трудность этих произведений. В этом я был похож на любого другого, и все мои усилия были тщетны. Но там, где обычно пользуются традиционными способами исполнения, я пошел путём экспериментов с перестройкой инструмента. Отказавшись от ограничений, диктуемых мне традиционной настройкой инструмента (GDAE), отличной от виолончельной (ADGC), я, в сущности, использовал путь, которым шёл Бах, путь соединения открытых струн в единой композиции. Я искал возможность настроить контрабас с максимальным количеством употребляемых открытых струн (или октавных флажолетов), даже изменяя их очерёдность на инструменте. Я старался приблизить мой инструмент к этой музыке, а не наоборот. Каждый эксперимент с перестройкой занимал месяцы практики, прежде чем я мог оценить результат, но у меня в запасе была вся жизнь. Я не буду преуменьшать вызов, который бросают музыканты, исполняя эти сюиты на других инструментах, но перестройка, которую изобрёл я, делала сюиты неоправданно неудобными и, порой, необычный порядок струн вынуждал совершать громадные прыжки. Но я верю, что теперь любой контрабасист, у которого есть время и желание, может научиться играть эти пьесы (используя мою скордатуру) и сделать их звучащими так, будто бы они написаны для контрабаса. Резонанс баховских двух-, трёх- и четырёхзвучных аккордов с использованием открытых струн на контрабасе – это огромная радость. Я глубоко убеждён, что оттенок тембра контрабаса добавляет этим шедеврам свежесть и самобытность. Для меня это стоит потраченных лет».

Ответов - 88, стр: 1 2 3 4 5 All

KYCH: Sinzin Нисколько не умоляю твоих заслуг в написании данного реферата, попутно прикидывая затраченный труд на поиск нужного материала для этой непростой темы,и все равно не могу не улыбнуться читая умозаключения вышеупомянутого Ричарда Хартсхорна: однажды я подумал, что мне нужна ещё одна струна G Однажды во сне я осознал, что, если бы обращался с высокой С струной как с Е Резонанс баховских двух-, трёх- и четырёхзвучных аккордов с использованием открытых струн на контрабасе – это огромная радость Я полностью осознаю, что этот 28-летний проект был моей навязчивой идеей Перечисленные цитаты вызывают смех, остальное... Ему бы на теоритическое отделение того же Джулиарда поступать,а не мучать животное называемое контрабас. В училище ,когда меня отправили с виолончели на контрабас за профнепригодность(15 лет),у меня некоторое время в папке находились виолончельные сюиты Баха в переложении для контрабаса.Мне хватило месяца понять ,что это скорее музыкальный "максимализм" ,нежели расширение моего профессионального мастерства, даже при наличии упорства и желания. Единственное на что претендует автор труда ,так это на номинацию в Игнобелевской (IgNobel) премии,как самая бесполезная научная работа,и то сомневаюсь ,что она была бы отмечена. Все вышесказанное ИМХО. P.S. играйте сюиту Фриба...

Телевизор: Я-то думал, чем бы мне на пенсии заняться..! Но нет! Все-таки, надеюсь заняться чем-либо более плодотворным, чем перестраивать контрабас на протяжении 2030- 2050-х годах… Но энтузиазм я всегда одобряю! Для меня не существует проблемы с сюитами Баха, т.к. мне кажется, что слушать их мало кому интересно. Но, когда их играешь сам ,то это просто кардинально переворачивает представление об этих произведениях, это совсем другие ощущения и ради них действительно стоит хотя бы немного соприкоснуться с этой музыкой… А то ,что кто-то пытается сыграть нотка в нотку как написано в виолончельной партии или у самого Баха, то этот труд в данном случае я не одобряю. В те времена не имело значения, какую там нотку брать в аккорде и проч., это было просто НЕ ВАЖНО..! А слушателям это до сих не интересно (слава Богу...) А сейчас кто-то это просто забыл и теперь мучаются от недостатка собственных знаний истории ,стилей и эпох…

Sinzin: Да,вот такие чудаки на белом свете встречаются. Двадцать лет животину тиранил... Если интересно, могу попробовать выложить запись этого извращения. -Hartshorne (не правда ли, похож на пещерного человека?) Вообще, интересно, господа, какие вы слышали записи Сюит Баха на контрабасе? У меня, например, есть запись Мейера и франц. контрабасиста Салле. Они играют на обычном басе в сольном строе.


overon: Sinzin , лучше выкладывай этого пещерного человека ..никогда не слышал.. Что на диске?

Sinzin: Со временем выложу много записей, подскажи как делать это проще...

overon: Я выкладывал через это, вполне удобно: http://www.filefactory.com/ или http://www.fileho.com/ или http://www.depositfiles.com/ru/ или http://www.megaupload.com/ru/

goldfinger: да.....главное без фанатизма.....

Sinzin: Телевизор пишет: мне кажется, что слушать их мало кому интересно - это по-нашему, по-контрабасовому...

Sinzin: Идите и слушайте! Записи Баха на контрабасе. (Hartshorne)

Sinzin: А здесь лежит ссылка на вышеупомянутого Салле.

Sinzin: Никому ничнго не надо, ну и ладно, как хотите... Буду всё делать только для себя

Телевизор: Sinzin пишет: Никому ничнго не надо Зря ты так... Всем всё очень надо...!

NNN: Замечательно, что такой опыт существует. Спасибо за информацию. Однако нахожу для себя более увлекательной работу с акцентами в баховских произведениях, это дает колоссальную вариативность. Иногда довольно забавно.

Sinzin: NNN Расскажи по подробней о своём опыте игры баховских сюит.Какими переложениями пользуешся, каой регистр предпочитаешь и т.д., я думаю многим было бы интересно. P.S.Побробно о моих соображениях на эту тему можешь узнать в рубрике РЕФЕРАТ КОНТРАБАСИСТА http://contrabas.borda.ru/?1-7-0-00000019-000-0-0-1175487988

NNN: Любопытная вариация на тему куратны из первой сюиты. Правда, виолончель. Исп. Том Кора. http://contrabas.ifolder.ru/1754107

Sinzin: Своебразно конечно, честно говоря не являюсь поклонником такой музыки, всё равно спасибо за поддержку этой темы.

NNN: На самом деле это всего лишь одна вещь из альбома, посвященная Баху, к тому же – шуточная. Речь не идет о переработках классики. Собственно Кора – авангардный виолончелист - никогда и не исполнял классическую музыку, точнее, не записывал. Участвовал в самых разных проектах. Интересны его эксперименты со звуком виолончели.

Sinzin: http://www.youtube.com/watch?v=qaOHG8t8Rh0&mode=related&search=

Sinzin: http://www.youtube.com/watch?v=vFAMiABhSl8&mode=related&search=

NNN: Интересно, у кого сколько существует вариантов исполнения одного такта из виолончельных сюит. Каким вариантам вы отдаете предпочтение и почему?

Sinzin: NNN Ты емеешь ввиду исполнения контрабасистов? Из контрабасистов для меня предпочтительнее Мейер и Салле. А виолончелистов предпочитаю аутентиков. Кстати я выкладывал прекрасную запись Линдена.... Исполнений сюит у меня очень много...........

NNN: Я не имею в виду исполнения разных музыкантов – только личный опыт. При прочтении нотного текста возникает несколько вариантов исполнения, ну, скажем, одного такта – разная фразировка, акценты. Возьмем, например, первый такт первой сюиты. Что с ним можно сделать: - либо ставить акценты на первой и третьей доли – доминировать басовую ноту; - либо, сохраняя доминирующую басовую ноту, сделать пульсирующей повторяющуюся си; - либо в первой половине такта использовать второй вариант, а во второй – акцентировать слабые доли. - etc. Во 2-м и 3-м вариантах возникает псевдополифония. (Да, акценты не должны быть навязчивыми, они должны проявляться в общем музыкальном потоке) Однако 3-ий вариант, если его применить ко всей прелюдии очень быстро становится навязчивым…И т.д. В данном случае не имеет значение, кто исполняет – виолончелист или контрабасист.

Sinzin: Существует достаточно ограниченное колличество литературы на русском языке по данному вопросу. Могу привести в пример книгу А.Швеёцера почти 100 летней давности, где он всё-таки расскрывает в общих чертах основные параметры и принцыпы баховского языка.Очень интересная книга Н.Арнонкура"Монтеверди,Бах,Моцарт мои современники", где рассматриваются проблему аутентичного исполнительства и языка этих композиторов.

Андрей: Господа, Бах в редакции Хоменко и Пельчара? Просто интересно ваше мнение.

Sinzin: Есть тема "Реферат Контрабасиста" , я там выкладывал свою работу. Постараюсь выложить ещё раз. Вот и почитаешь.... Вообще эту тему стоит обсудить в этом разделе.

Sinzin: Хотелось бы поднять вопрос об исполнении на контрабасе 3х гамбовых сонатах И.С.Баха. Есть ли у кого-нибудь опыт их исполнения или ноты каких-либо контрабасовых редакций??? Как уже выяснилось 2ю сонату часто игрпают на тон ниже в до-мажоре, а что с 1й и 3ей???

mazay: Андрей пишет: Господа, Бах в редакции Хоменко и Пельчара? Просто интересно ваше мнение. slischkom nizko. ya igray po Amerikanskoy redakzii(okt wusche)zwuchit xoroscho.

Sinzin: mazay Не мог бы ты выложить эту редакцию, или прислать по почте, а я бы выложил.

NNN: Редакция Rabbathа в той же октаве, что и для виолончели. У меня есть только первая http://nbasova.mylivepage.ru/file/1235/6191_Bach_-_Suite_No.1_-_Double_Bass

Sinzin: Спасибо, у меня тоже есть, может, у кого есть что-нибудь ещё?

NNN: Tony Falanga http://www.youtube.com/watch?v=fPclt2R7xbE

Genka: Заходил вчера к инструментальному мастеру и он мне дал подержаться за французскую виолончель. Ну я издал пару звуков- начало Прелюдии из 1 Сюиты... Никогда теперь даже не буду пытаться сыграть это на басу :(

Sinzin: Да, даже эксперименты Хартсхорна не заменят естественного звучания 1ой позиции на виолончели и обертонов открытых струн.

mazay: americanskaya redakziya s otkrutumi strunami super seychas igray 1y syitu klas bas zwuchit luchsche celo !!!! posluschayte Edgar Mayer zapisal wse syitu prosto klass chelistam est chemu pouchitsya.

Sinzin: mazay Да конечно , это всё известно, но расположенгие струн другое, всё как бы в зеркальном отображении. Ты играешь редакцию Раббата??? Мейер записал всё гениально, выбор тональности Ля-минор для %ой сюиты целиеом и полностью оправдывает себя. Хотя 2я сюита в ре (на октаву выше) не многим по силам. Очень неплохой вариант исполнения этой сюиты в ля миноре. Можно играть по виолончельным нотам , читая их в теноровом ключе. Странно что Мейер не записал 3ю сюиту, которвя прекрасно ложится на контрабас в соль-мажоре (тот же фокус с теноровым ключём). Вот четвёртая крайне неудобна , даже на виолончели. А 6ю вообще играть не стоит, только кур смешить.

kont_barabas: Sinzin пишет: Хотелось бы поднять вопрос об исполнении на контрабасе 3х гамбовых сонатах И.С.Баха. Есть ли у кого-нибудь опыт их исполнения или ноты каких-либо контрабасовых редакций??? Я играл первую и вторую сонату И.С.Баха для виолы да гамбы. Переложения делал мой бывший учитель A.Krawagna. Есть им писанная от руки партия контрабаса ,могу со временем выложить. Очень хорошая музыка первыя соната отображает ранние сочинения Баха с полифоническим уклоном, третяя часть ("Адажио" -точно не помню) этой сонаты пользуется большой популярностью у виолончелистов, четвёртая часть мне тоже очень нравилась -истенное наслаждение полифонией, каноном и перекличками с другими голосами. Вторая же соната имеет и хорошо развитую мелодическую линию. Одна часть лучше другой ... Насколько я знаю третяя соната на контрабасе не исполняется ,я пробывал разбирать ... Уж очень коряво на контрабасе играть, бросил ! Стоить заметить что в первоначальном виде эти три сонаты были написаны И.С.Бахом для трёх флейт лишь в последствии были переложены для Виолы да гамбы. Очень хорошая музыка всем советую играть!

TSAREV: Очччень интересно! Я давно и упорно занимаюсь сюитами Баха. Лет так уже 10. Начинал с переложений Хоменко. Теперь играю в польском варианте Тадеуша Пельчара. Много раз я делал записи (для себя). Да - были более или менее удовлетворительные попытки но никогда (никогда...) меня не устраивало общее звучание. В общем я сильно поостыл и разочаровался в своём желании добиться хотя бы просто неплохого результата в исполнении сюит Баха на басу. Ничего своего я конечно же не изобрёл. Но меня очень вдохновило и впечатлило ФАНТАСТИЧЕСКОЕ, как бы это правильнее сказать - упорство Ричарда Хартсхорна. Таким людям не грех и памятник пожалуй поставить только за одно это. Возможно я ещё буду искать:) Всё-таки иногда я испытываю некое удовлетворение от процесса занятия сютами.

Sinzin: TSAREV пишет: Стоить заметить что в первоначальном виде эти три сонаты были написаны И.С.Бахом для трёх флейт лишь в последствии были переложены для Виолы да гамбы Должен поправить, только первая соната соль-мажор есть в варианте трио-сонаты (для 2х траверс флейт и баса). Остальные являются оригинальными сочинениями. Более того Бах не использует гамбу так как её испльзовали его современники и он сам ( в частности в Страстях и кантатах).Это скорее всего дуэты с клависином, где он делает упор на тембральном взаимодействии.Об этом писал Николаус Арнонкур.

TSAREV: Ошибка, чёрт подери. Не я об этом писал, многоуважаемый Sinsin, а kont_barabas! Внимательнее, пожалуйста.

Kontrabas: Какая разница,главное Бах на контрабасе не звучит.

kont_barabas: Sinzin Хорошо что есть кому поправить. Спасибо! p.s. Насколько я помню, он использует отдельными номерами виолу да гамбу в "Johannes Passion" и в "Matthaeus Passion".

Sinzin: kont_barabas Совершенно верно а также ряд кантат (номера точно не скажу) и в Траурной оде он использует ансамбль гамб. Во времена Баха в Германии гамба уже вышла из моды (держалась ещё во франции) и прочно занимает своё место виолончель.

Shpil'ko: Ну на мой взгляд если искать скажем так эталоное исполнение Баха, я имею в виду то что можно брать в пример, то это конечно же запись Мейера, все остальное по моему скажем так слабовато. Мне вот что интересно, некоторые контрабасисты записывают Баха, они сами то понимают что они это делают фигово? Или нет? Ну простите, это же Бах!!! Вот есть у меня диск, играет Гари Кар Баха с органом. Моя подруга, она органистка,услышав эту запись взбесилась даже. Ну я как его коллега конечно конечно начал его оправдывать, а она сказала что этот диск ужасен. Вот. Но!!! Друзья я считаю что Баха надо играть обязательно, я сам выучил первую прелюдию в ставке. А вот если это достойно у вас выглядит, тогда можно и записать.

rinatibragimov: "..........Для меня не существует проблемы с сюитами Баха, т.к. мне кажется, что слушать их мало кому интересно. Но, когда их играешь сам ,то это просто кардинально переворачивает представление об этих произведениях, это совсем другие ощущения и ради них действительно стоит хотя бы немного соприкоснуться с этой музыкой… А то ,что кто-то пытается сыграть нотка в нотку как написано в виолончельной партии или у самого Баха, то этот труд в данном случае я не одобряю. В те времена не имело значения, какую там нотку брать в аккорде и проч., это было просто НЕ ВАЖНО..! А слушателям это до сих не интересно (слава Богу...) А сейчас кто-то это просто забыл и теперь мучаются от недостатка собственных знаний истории ,стилей и эпох… " Очень надеюсь ,что Вы уже сами не согласны с тем что написали.

Shpil'ko: Кстати Хоменко тоже ведь делал переложение сюит. У меня к этому переложению двоякое отношение, ну вопервых мне не нравится что он менял тональность, но во вторых так удобно конечно. Кто нибудь играл эти переложения и как вы относитесь к ним?

Mr. Skripnick: Shpil'ko Я сейчас играю, но только для конкурса, а еще у меня есть американские ноты (автор Mark Bernat), там на октаву выше, но я еще не играл по ним.

Sinzin: К переложению Хоменко отношение негативное (лично у меня), конечно, их можно использовать в качестве тренировочного материала, но не более. Редакция Пельчара более приемлема, но тоже имеет ряд недостатков. На мой взгляд выбор тональностей для сюит примерно такой: 1 - G-Dur октавой выше; 2 - d-moll октавой выше или a-moll, что на мой взгляд более оправдано и не так высоко; 3 - C-Dur; 4 - можно G-Dur, но все равно неудобно (самая неудобная сюита, даже для виолончелистов); 5 - a-moll; 6 - лучше вообще не играть...

rinatibragimov: Бах часто менял тоналности своих произведений,переписывая их для разных инструментов. Напр. 5-я сюита существует в соль миноре для лютни. 3я сюита очень хорошо ложится на квинту выше. Очень рекомендую! Хаянг её играет сейчас. Может быть запишу в ближайшее время и выложу на youtube.

Sinzin: Ой, да действительно 3я в До-мажоре, я ошибся, извините.И звучит здорово(есть там пару мест конечно...).

Sinzin: Так получилось, что последнее время на форумё все разговоры идут вокруг Гарри Карра. Просто интересно , кто слышал в его исполнении сюиты. Какой выбор тональностей, тесситуры и т.д. И особенно 6я, если он её записал конечно.

Sinzin: Перед тем как исполнять сюиты, не плохо бы ознакомиться с разным материалом такого рода . Есть например замечательные Ричеркары Дж.Габриэлли для виолончели соло (со строем g-d-g-c). В италии этот строй был какое-то врямя распостранён, когда шла борьба гамбы с виолончелью. Бах именно 5ю сюиту перекладывает для лютни ( интересно что было раньше, лютневая версия или виолончельная, данных по этому вопросу нигде не нашёл), т.к появляется эллемент квартового строя....

NNN: Джаз и Бах

Шуллер: друзья.. кто играл из І сюиты, буду оччень благодарен за ноты с розставлеными штрихами...

Sinzin: Шуллер Смотря как ты хочешь играть. Существует множество редакций, там всё очень противоречиво. Есть факсимильное издание.... смотря какую цель ты приследуешь.

Шуллер: Sinzin вот в том то и дело что есть множество редакций и я хочу посмотреть какие есть вариант, потому что мой меня не устраивает... отам штрихи поставлены как легче, а не как музыкальнее.. а цель - сиграть как можно более музикально и чтоб можно было выделить всю ту полифонию... вообще было бы еще интересно чтото по етому поводу почитать... может есть чтото?

Sinzin: Конкретно по этому на русском языке ничего не найдёшь.Прости за само рекламму, но дело в том, что я писал реферат на эту тему.Он есть на моём сайте (в нём же и список литературы), если интересно могу дать ссылку.

Шуллер: Sinzin очень интересно... буду благодарен.

Sinzin: .реферат

Шуллер: Sinzin спосибо большое.. скачал. почитаю - скажу свое мнение о нем. спосбо

kont_barabas: Не подскажите , названия литературы анализирующие виолончельные сюиты С.Баха ( также интересуют скрипичные сюиты и сонаты для скр.соло). Знаю в Харькове Проф.Щелкановцева написала книгу о анализе, исполнении виолончельных сюит С.Баха. Слышал очень хорошие отзывы о этой книге, но к сожалению у меня её нет... Был бы рад, если бы кто то указал источники из которых можна почерпнуть информацию на эту тему (желательно, не контрабасистов). Заранее спасибо.

Alek: rinatibragimov пишет: Бах часто менял тоналности своих произведений,переписывая их для разных инструментов. Ребята. не понимаю, почему такая негативная оценка переложений сюит Хоменко?Ведь он руководствовался прежде всего особенностями контрабаса!Раскрывая низкие,средние, обертонящие "в жилу"регистры,обогащал и моделировал проэкцию мышления Баха на НОВЫЙ, СОВЕРШЕННО НЕ ИЗВЕСТНЫЙ БАХУ ИНСТРУМЕНТ!!!Ведь контрабас - не виолончель! и разве играет роль тесситура, тональность, настройка инструмента в отображении мысли больше, нежели внутреннее творческое выражение?Зачем подражатьвиолончели.если на контрабасе не получится подражать виолончели?Тем более, Бах писал часто не конкретизированно,Выделяя,прежде всего, не конкретный тембр, а конкретную мысль.

Sinzin: Prosto v takoy tessiture ochen nizko zvuchit.Tyazelo slushat.

Alek: Действительно, низковато, особенно для "бывалых"контрабасистов, привыкших работать больше в высоком регистре.Попробуем взглянуть на проблему используемого регистра переложений Баха в ключе особенностей исполнения барочной музыки. Во времена Баха скрипка(как и другие струнно-смычковые) была несколько иным инструментом, чем в привычном нам виде сегодня. Профессор Дрезденского института духовной музыки(к сожалению, не помню дословного названия) Ульрике Титце демонстрировала скрипку и смычок того времени. Смычок более короткий и легкий,несколько иной формы.Скрипка же привычная нам, но отличается оснащением.Другие подставка, струны,отсутствие мостика и подбородка, иная манера держать инструмент,а главное- для исполнения сюит соло и других пр-й Баха,настройка производится на 1/4- 1/2 тона! В результате получается очень мягкое и необыкновенно бархатное звучание. Ведь усилил скрипку в современный вид Паганини, да и если проследить эволюцию скрипки у представителей кремонской школы. идущих в цепочке учитель-ученик: Амати - Страдивари - Гварнери, то ярко видно изменение к усилению звуковых характеристик. Бах интересно относился к использованию регистров у различных инструментов.Высокий(иногда до неудобности исполнения даже у современных исполнителей) у трубы и ее разновидностей, гобоя и его разновидностей(Концерт для гобоя А вызывает дрожь у исполнителей!),других духовых. Но у струнных ( и у флейты) Бах предпочитает средний и низкие регистры. В переложениях для контрабаса в высоких регистрах ощущается некая напряженность и дефицит обертонового покрытия. в переложениях Хоменко контрабас звучит свободно,мягко,обертонисто.Здесь, думаю, нужно не столько следовать совпадению реальной звуковысотности сколька совпадению тембровости регистра. По-моему Хоменко это удалось.

Sinzin: Vozmogno.No ya lichno bolshe sklonyaus k sredney (tenorovoy) tesseture. A esli govorit o estestvennosti zvuchaniya, to kak ni kruti contrabass vse taki drugoy instrument s drugim stroem kstati.Esli dage 5 ya suita dolgna igratsya na perestroennoy violonceli,to chto govorit o contrabasse.Libo idti po puti Hartshorna o kotorom napisaNNO VISHE.

Alek: Сложная тема,однозначного ответа нет.Думаю нужно прорабатывать все варианты, со временем сложится какое-то более-менее верное(хотя бы относительно себя) решение.

Sinzin: Imenno takoy vivod i naprashivaetsya.

timon: Ага, консенсус стало быть А как насчет сонат для гамбы? При желании некоторые части даже октавировать не надо, красота! я прям так обрадовался когда клавир раздобыл

WildWest: А никто случайно не играл скрипичные сонаты партиты, например жигу и аллеманду из втрой партиты?

Sinzin: WildWest Есть переложения Й.Пруннера второй партиты в Соль-миноре очень неудобно, не знаю как это может хорошо звучать. Есть вариант играть в той же тональности (2мя октавами ниже получается) ,но это уже "низость" совсем какая-то....

Sinzin: timon Поздравляю. 3 гамбовые сонаты удивительные по красоте творения великого Баха. Несколько раз пытался их играть в разных тональностях. Зубы обламал. Сложно....

Sinzin: J.S.Bach - Viola da Gamba Sonata in D

Alek: ПОТРЯСАЮЩЕ!!! Спасибо, Sinzin! Где бы запись такую достать,да ещё и полностью все сонаты?...

Sinzin: Alek запись неплохая, но есть исполнители и гораздо более серьезные, я давно как-то выкладывал на форум, но ссылки уже сгорели, не обещаю что скоро, но выложу. Есть очень много вариантов этих сонат.

Alek: Неужели есть ещё лучше?! Просто я в первый раз слышу исполнение на гамбе с клавесином в видео.

Sinzin: Остальные записи у меня АУДИО.

Sinzin: Если кому интересно, могу выложить факсимиле баховских сюит.

Alek: Ну, конечно же , интересно!!! Выкладывай, будем очень благодарны!

timon: 3 сонаты И.С.Баха для гамбы http://slil.ru/26065700

Alek: timon, Спасибочки огромное!

Sinzin: Играл 2ю гамбовою сонату в редакции С.Сенки.(до мажор по записи). Штрихи не соответствуют авторским а также добавленны октавные переносы искажающие смысл. По чаще заглядывайте в уртекст.

rinatibragimov: Evgeny, ne smog otpravit vam v lichniy iashik. priedu iz parisa 3 noiabria i pereshliu

Shpil'ko: http://www.youtube.com/watch?v=6l4JazNapIk&feature=related что скажите?

Sinzin: Shpil'ko это уже было. Что тут сказать? Технически, конечно, все на месте, но манера......

komuso: Эдгар Мейер. И кстати, к разговору о регулируемой подставке при игре смычком. Флорентийский инструмент 1769 года, Gabrielli. И регулируемая подставка.

Genka: Более 20 лет длился труд американского контрабасиста Ричарда Хартсхорна по переложению сюит для контрабаса. Многолетние эксперименты со скордатурой дали весьма внушительные результаты. Хартсхорн ставил себе цель сыграть сюиты в виолончельной октаве и не менять в аккордах ни одной ноты. Простите, прочитал эти строки ещё раз и не удержался За 20 лет можно было добиться желаемого результата - в своей октаве и без замены нот в аккордах- просто напросто выучив эти сюиты на виолончели.

Sinzin: Genka пишет: За 20 лет можно было добиться желаемого результата - в своей октаве и без замены нот в аккордах- просто напросто выучив эти сюиты на виолончели Это точно!!!!

kari: А кто писал переложения виолончельных сюит для контрабаса?

Genka: Можете считать каждый, кто играл их по виолончельным нотам :) а таких ну очень много. Если интересуют изданные переложения, то в СССР это В. Хоменко, продавалось еще польское издание редакции Т. Пельчара. А по всему миру… это надо несколько дней убить, чтоб все найти и сосчитать: у меня только китайских 3 разных издания :)



полная версия страницы