Форум » Поговорим о контрабасе » Французская или Немецкая колодка смычка » Ответить

Французская или Немецкая колодка смычка

rambo2004: Как известно что на контрабасе употребляются два вида смычков: с «высокой колодкой» и «низкой колодкой», так давайте здесь обсуждать преимущество или проблемы обоих видов колодок.

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

overon: Все обсуждения сведутся к французской и немейкой постановкам.. На форуме уже есть похожая тема "Москва-Питер, обмен опытом", там мнения высказывались

Бородач: Выскажу, наверное, давно известные вещи. Но, поскольку и то, и другое пробовал сам, всё-таки не поленюсь... Французская постановка. Преимущества: более приспоболена к всевозможным виртуозным штрихам, более гибка в нюансах звукоизвлечения. Но её МИНУС - не очень большой звук (почти неустранимо). Немецкая постановка. Преимущества: возможность играть крупным, сочным звуком (но свободно, не зажимаясь и не давясь). Минус - несколько неестественна в штрихах и требует (кроме работы над штрихом непосредственно) времени на приспособление. Но это вполне устранимо (немого больше времени и усердия). Сам я "француз". Но (яма у нас небольшая, играем почти всегда по двое) иногда, когда тутти, фактура особенно плотная и усердствует медь, хитрю - перехватываю смычок по-немецки (пусть даже колодка французская - всё равно получается довольно прилично). В Уфе, когда я работал в симфонии, наш концертмейстер (немецкая колодка) поступал наоборот - когда надо было играть что-то особенно шустрое хватал смычок сверху трости (приблизительно так, как это делаем мы, "французы"), и, обычно, оставался вполне доволен результатом. Смотрится - и то, и другое - несколько.... Странно, как минимум. Но результат ведь есть. Да, а я ведь совершенно забыл про итальянскую постановку - низкая колодка, но большой палец кладётся не трость, а на нижнюю грань колодки. Звук при такой постановке тоже немного гуще, но трость получает наклон в другую сторону относительно подстаки, а это совершенно неприемлемо. Да и в штрихах сразу получается значительный проигрыш - большой палец здесь игарет очень немаленькую роль. Удачи!

petresku: лично я пользуюсь французким методом, но в кульминациях - итальянским. Немецкая постановка лично мне напоминает гравюры средневековых художников, на которых изображены сцены дворянского музыцирования, где все типажи такие, знаете ли, ну не такие как те бурлаки на Волге...


Heinrich: По мне, так абсолютно не важно каким смычком и с какой колодкой играть. А что на счет штрихового плана, так у Кара и Бадилы, к примеру, что-то не слышно проблем.

Sinzin: Про приемущества и минусы согласен с Бородач , но в нескольких пунктах темы , имею другое мнение. Всё дело во владении смычком и в правильном воздействии на струну. Я тоже раньше думвл что немцем и поближе к подставочке будет звучать громче , ярче и т.д., со временем пересмотрел свои взгляды и понял , что самое главное правильно раскачивать (возбуждать) струну, а достигается это не в коем случае не давлением. Что касается Карра, не могу сказать чо мне близка его культура (если вообще она у него есть) беесспорно владение инструментом, но что-то там я еичего интересного для себя не могу услышать. Бадила музыкант другого поколения, у него почти не слушно немецкого шлака в звуке (имеется ввиду старая немецкая школа) и его культура несоизмеримо выше того же Карра;что касается штрихов, может вам покажется странным мне не нравится Бадила, всё однообразно. По конечно надо отдать должное его стаккато , это фантастика, сам в живую слышал и видел как он играет Рококо Чайковского, волосы дыбом встают. Но всё же для меня понятие штриха, это прежде всего огромное многообразие, звуков и приёмов, что делает звучание инструмента выразительным и разнообразным, а контрабасистам к сожалению этого так недастаёт...

Андрей: Сам играю французом. Просто даже не говоря про сочность и насыщенность, - банальная громкость звука -результат планомерной работы. Многие, берущее француза, считают, что играют на скрипке или виолончели. Думаю, это неверно. Тогда игра на контрабасе не превратится в пантомиму. Дело в другом. Опять клановость. Допустим я играю таким, а педагог -только другим?. Или новичку подходит такой, а учитель не знает, за что его держать, и т.д. Как решить проблему,

Sinzin: Сила звука , которая считается приорететом "немцев" ..... незнаю , по моему мнению (и не только по моему), главное воздействие на струну , её раскачка и владение спектром обертонов. А плотная и силовая игра_- это тольтко иллюзия большого звука.

moltobasso: Бородач пишет: Французская постановка... Но её МИНУС - не очень большой звук (почти неустранимо).Почему же? Со звуком при правильном подходе (скорость ведения смычка, наклон, сила нажима...и множество других факторов, если есть желание можно поговорить) должно быть всё в порядке. Хотя правы писАвшие, что иногда хочется перехватить смычок и сыграть по-немецки. Особенно когда тянучки на ff. Сила звучания тоже величина субьективная. Всегда напоминаю группе, что сыгранное единообразно mf будет звучать как f, а десять здоровяков, мрачно рвущих струны (убивая тембр на корню) будут звучать из зала как стадо слоников.

Шницель: с самого начала моего обучения - играл немецкой постановкой смычка...и теперь немного жалею...по моему это очень красиво смотрится,тем более если играть сидя-как я,а звук-я несогласен с мнением что с такой постановкой нельзя добится хорошего фортэ-это уже я думаю зависит в большей мере от физиологических способностей играющего-у всех разные руки,и от инструмента!и зачем выжимать все соки из к-баса?-помню играл в камерном,так чтобы добится опупенного пиано,перехватывал смычок по французски - эффект суперовый!Думаю что фр. система более класична,но каждый выберает сам что ему лучше!

Oлег Воробей: Sinzin пишет: немецкого шлака в звуке Что значит "немецкий шлак'',я играю немцем что-то никакого шлака не слышно.

Телевизор: Шлак.........Немецкий..... Шлак можно сделать любым смычком и на любом инструменте......

Шуллер: я сам играю немецкой постановкой! и вполне доволен результатом! есть знакомые, которые заканчивали консерватории французами, а потом переучивались на немцев! ето наверное зависит от первого учителя... от его постановки...

Oлег Воробей:

Anderburg: Не понял, это к чему было?

Телевизор: Sinzin пишет: Но всё же для меня понятие штриха, это прежде всего огромное многообразие, звуков и приёмов, что делает звучание инструмента выразительным и разнообразным, а контрабасистам к сожалению этого так недастаёт... Золотые слова. Далеко не каждого контрабасиста,педагога,ученика в этом можно убедить...Настолько плохи дела...

rambo2004: Может быть и не плохая идея!

Sinzin: Боже!!!! Что это????

rambo2004: Что правая рука становилось на свое место, вот и все.

Luka: Страшно выглядит но наверное все таки оправдывает себя

Heinrich: Вещ. наверное, стоящая. А то мои коллеги, французы, ( в смысле, те кто играет французской постановкой) что только не при думывали! И пробки от бутылок, и пипетки!

Sinzin: Да есть такая тема, она была разработана Л.Андреевым и В.Хоменко. По- моему, полная ерунда все эти подкладки под большой палец. От лукавого это.

Genka: rambo2004 пишет: Может быть и не плохая идея! Может быть... Но тогда нужны разные размеры- под разные руки, под разные смычки, под разные струны и.т.д. .и.т.п. :D

Player: Как вы считаете? Здаётся мне, что сейчас просходит засилие "немецкой" постановки, незаслуженно обвиняют "французов" в неудобности держания, слабости звука и т.д. Я сам, признаюсь, какое то время назад сам подумывал о том, чтобы перейти на "немца", но передумал. Фактором убедившим меня в том, что "французы" ничуть не хуже "нецев" - гравюра Боттезини где он держит смычок "французской" постановкой. А как известно, Боттезини, в своё время называли - контрабасовым "Паганинни"!

rambo2004: Вот таким способом держит смычок Rinat Ibragimov чтобы увеличить нажмите на саму картинку

rambo2004: вот так держит смычок Thierry Barbe

curlypopcore: А какие принципиальные различия видов?

rambo2004: curlypopcore пишет: А какие принципиальные различия видов? Посмотри внимательно, где располагаются пальцы каждого из них.

curlypopcore: это то я вижу. Тут дело в том что просто кому как удобно или же различия в возможностях и звуке?

rambo2004: Спорить тут трудно, т.к. каждый из них является выдающим исполнителям, просто любопытно кто как держит смычок!

rambo2004: Пардон, а ты с какой колодкой играешь на к-б?

WildWest: Я сам француз, и мне кажеться, что лучше держать смычок, как Ринат Ибрагимов

rambo2004: И я француз, полностью согласен с тобой.

XAND: Что-то я из твоего вопроса не понял, а какая из них какая колодка ? :) Я знаю чем отличается кларнет французской системы от кларнета немецкой, видно это соперничество было раньше весьма сильно раз и на других инструментах есть различия

WildWest: Та которая поменьше - Французская(низкая), а которая побольше - Немецкая (высокая)

Kontrabas: Хочу перейти с немецкой постановки на французскую,так вот сегодня целый день играл французом,как я понял вся нагрузка идёт на большой палец? И от того как накачан палец зависит сила звука? Первые минусы которые я заметил,1)рука сползает от колодки и приходится постоянно ставить на место(но это скорее от неправильной постановки), 2) устаёт большой палец от нагрузки(это наверное от непривычки),3) если сравнивать удобство держания смычка, всё кажется очень разболтанным и ненадёжным,смычок того и гляди норовит выпасть из руки. Кстати,в оркестре если надо быстро перейти с арко на пиццикато,француз тоже очень неудобен. Плюсы которые заметил за день игры 1)очень понравилось играть медленные вещи,например "Мелодию" Боттезини играл и нем. постановкой и французской,франц. намного удобнее и естественней! 2) все прыгающие штрихи хорошо получаются. 3) легче играть на пиано,но труднее даётся форте(палец ещё не накачал))) Вообщем и целом французская постановка показалась более свободной и перспективной,буду осваивать))

Sinzin: Kontrabas пишет: Кстати,в оркестре если надо быстро перейти с арко на пиццикато,француз тоже очень неудобен. Ну мне казалось наоборот. Несогласен. Я не буду говорить о плюсах и минусах каждого из смычков, Но с француза переходить па пиццикато явно быстрее. Может ты не совсем правильно держишь смык.

АЦЦКІЙ БАС: насколько я знаю в европе преимущественно играют на низкой колодке тоесть на французе.но я играю немецкими смыками ,а французская постановка мне не удобна и звук плоховат выходит...

kont_barabas: Переходить конешно не стоит поспешно, если даже на первый взгляд преимущества и есть. Потом как обычно выползают те же самые проблемы. А пробывать не помешет, даже немного в чём то поможет взглянуть с другой стороны нa привычные вещи... А дальше время покажет! Удачи!

M"uRаv'еV: Во-во!!!У нас двое чуваков в академии перешли на французов.Проблемы ТЕЖЕ СА-МЫ-Е!

Kontrabas: Сегодня целый день лабал французом в оркестре,всё очень клёво,всё очень естественно,не надо напрягаться. Парадокс,но показалось,что звука даже больше чем немецкой постановкой,только рука больше устаёт(но это временно)!Я так удивился,все нотки берутся,никаких проблемм. Что же я раньше не додумался то перейти!

Sinzin: Kontrabas Послушай, старинную музыку, скрипачей , виолнчелистов, гамбистов, и сравни...

Телевизор: Sinzin Гамбовый смычок разве не ближе к немецкому...?

kont_barabas: Тонко намекается что франзуз лучше... Будьте бдительны ! Телевизор пишет: Гамбовый смычок разве не ближе к немецкому...? по форме- нет, по держанию снизу- да ...

Sinzin: Телевизор да согласен. но держат его выше и по другому и ещё там другая колодка и другое направление смычка (зеркальное относительно виолончели и контрабаса),хотя полность совпадающее со скрипичным. Т.е при движении вниз на нижней струне , колодка идёт по направлению к 1ой а не наоборот как у нас...

kont_barabas: Вот один из способов держания смычка виолы да гамбы, бывает такое же держание ещё немного отступив выше от колодки -на трости и волосе.

Sinzin: Да и при этом регулируется рукой натяжение волоса ,что особенно важно при исполении аккордов. Надо было это в тему БаРОККО писать.

Shpil'ko: Я думаю что это бесполезный спор, какая разница каким смычком играть? Смысл ж не в этом!!! Музыка. Короче главное цель, а не средства

Shpil'ko: Я с тобой согласен, только вот те кто играет немецкой постановкой в это верить отказываются. Я про то что громкость звука это еще не значит что он красивый и полноценный

Шуллер: БлинН!!!!!! как невезьот так блин тогда когда ну совсем невовремя!!!!!! блин! сегодня на репетиции треснул смычок возле колодки(сама рость!!!) блин! в пятницу концерт!!! и хрен знать чем его играть! если не играть - без меня нифига не будет! люди без меня отказываются играть! и взять в долг неукого! а если и получится то такое бревно, в котором три волинки и который вообще нихрена не отвечает на движения!! что делать! если завтра чтото начать к пятницы вечером он всеравно ведь не будет готов????

АЦЦКІЙ БАС: м-даа...я б тебе одолжыл,70 км ехать-то от тебя в луцк,но у мене у самого такие дрова,что мне играть не хочетса им...я училищным играю...а тебе немец надо иль француз?

pullman: Лично я считаю, что в первую очередь это зависит от самого человека, кому какая постановка больше подходит. сам немец, раньше немного предвзято относился к французу, но сейчас вижу, что я ошибался.

Sinzin: Расскажите пожалуйста о способах держания немецкого смычка, венская постановка и всё такое....

kont_barabas: Я ранее выкладывал всю школу Л.Штрайхера. Женя что тебя именно интересует в Венской постановке? p.s. Хотя я ею уже не играю, но думаю, смогу ответить на твои вопросы.

Sinzin: kont_barabas Просто интересно про всякие нюансы узнать. Так для расширения кругозора.

kont_barabas: Первый палец лежит на трости сверху ,он обеспечивает основной контроль струны , второй немного сбоку трости Третий лежит на нижнем внутренем выеме на колодке ,подключается при игре фортиссимо. Четвёртый балансирует смычок снизу, подключается при игре пиано -исссимо, служит для балансировки смычка ...

Шуллер: кстати пробовал на днях карбоновый смычок за 300 доларов.. не очень мне понравился ни звук ни сами ощущения . и какой то он тяжеловатый...

Kontrabas: Для меня чем тяжелее тем лучше,особенно в оркестре.

vitek: Я тоже раньше думал, что чем тяжелее тем лучше до того как играли одно произведение в котором 125 тактов тремолы, после этого я захотел чтобы у меня был смычок чуть по легче.

vitek: И ещё хотел бы послушать мнение на счёт того, что вы думаете о том что иногда некоторые переделывают смычок с высокой колодкой в смычок с низкой колодкой, просто распиливают колодку. Кто что может сказать об этом явлении, плюсы и минусы?

Шуллер: vitek пишет: И ещё хотел бы послушать мнение на счёт того, что вы думаете о том что иногда некоторые переделывают смычок с высокой колодкой в смычок с низкой колодкой, просто распиливают колодку. Кто что может сказать об этом явлении, плюсы и минусы а такое бывает? по моему етого делать нельзя так как смычок розщитан и сбалансирован... есле розпилять колодку - это будет убийством в скором времени для трости, да и вообще потом етот смычок только выкинуть и можно будет... Я както спрашивал у мастера можно ли немного подпилять зад колодки(которий к ладони прикосаеться), так мастер сказал что после етого колодка сильнее будет углом давить на трость и ето плохо отобразиться на смичке... А здесь такая операция... но ето мое мнение..

Шуллер: Kontrabas пишет: Для меня чем тяжелее тем лучше,особенно в оркестре. просто для меня ети ощущения были не очень... смычок давил на указательний и средний палец и я чувствовал ссебя не очень то удобно... и вообще я за дерево... не может звучать метал... хотя для гастролей ето конечно +

kont_barabas: Парадокс, есть только одна постановка - "Итальянская"! Ведь Драгонетти и Боттезини были итальянцами и сути многое пошло от них ... может всё остальное( немецкая, франзуцская ...) спикуляция?

vitek: Шуллер Поверь у нас в Астане много таких смычков, и некоторые из них очень даже ничего!

pullman: Некоторые к-басисты переучиваются(например: 3 года играл франц., а потом перешел на нем.), я лично считаю, что этот вариант не очень приемлем. Какой начал, такой и учись. А Вы как считаете, дорогие друзья?

M"uRаv'еV: Нет,я так не считаю.Люди,которые переходили на другой смычок,часто отзываются,что лучше начинают понимать игру смычком вообще.Я француз,но иногда,для интереса,беру немца.Да и с самим французом можно бесконечно эксперементировать.Короче,позиция "сдесь только вот так,а сдесь вот этак" меня не особо радует...

Шуллер: pullman я считаю, что переучиваться можно.. и многие так делают если есть проблемы.. хотя сначало нужно долго поискать проблемы в себе(постановке, ощущениях и т.д.) но некоторим по фихиологии не подхзидит та или иная постановка..

vitek: Я думаю, что когда ученик попадает к другому педагогу он в большей или меньшей степени переучивается, каждый педагог хочет чтобы его ученик играл его школой, его постановкой! Это собственный опыт.

Player: А Драгонетти случаем не "немецкой" играл ?? С его то смычком?! )

rambo2004: вот тебе фотки, Драгонетти со смычком очевидно ближе к Нем.

torelló i ros: Когда создавалась Дрезденская Штатскапелла, контрабасисты попросили у Драгонетти прислать копию своего смычка (Драгонетти тогда был самым Великим и Ужасным в Европе), что он и сделал.То есть, смычок Драгонетти и является прародителем немецкой постановки по местонахождению первого оркестра в Европе, унифицировавшего постановку правой руки.А сам смычок правильнее было бы называть "чешским" (Симандль, приделавший к туртовской трости высокую колодку и взявший смычок снизу).Очень интересно было бы узнать, для какого смычка написана школа Венцеля Гаузе, первая чешская школа для контрабаса.Но об этом мне ничего не известно,а было это где-то в начале ХIX века (в 1811 году была создана Пражская консерватория, где первым педагогом стал Гаузе)Вразумительного ответа я не получил даже от Хосе-Крисанто Гандара, очень известного испанского исследователя и историка контрабаса.Короче говоря,есть очень много "белых пятен" во всей этой истории со смычками.

torelló i ros: Теперь еше одно - проблема в том, что нужно дойти до понимания того, что ГРОМКОСТь и ЗВУК НИЧЕГО ОБЩЕГО МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ИМЕЮТ, дорогие "немцы", это вас кто-то обманул!Можно играть ГРОМКО, не имея при этом звука, и ТИХО - прекрасным звуком.Поняв это в один прекрасный день и поймав эти ощущения - абсолютно все равно, как "хватать" смычок - под тростью или за трость

ferd: по-моему как смотря как понимать понятие звук.ведь любая нота на контрабасе это всё равно звук.тут дело во вкусе)

Sinzin: ferd можно и так сказать...

torelló i ros: как Вы считаете, контрабас в оркестре должен быть слышен, или должен чувствоваться (в плотной партитуре, имеется ввиду)?

Player: Здаётся мне, что конрабас в оркестре должен быть слышен и должен чувствоваться! ))) Но эта позиция весь ма субъективна, так как ты то себя слышишь, а со стороны оркестра нет, а ощущается он (контрабас) (если бы об ощущении) помимо того, как ты играешь, а вот уже как он ощущается это совершенно другая история! )) А про звук и ноты можно сказать, что есть такие музыканты, которым стоит протянуть ноту и ты уже слышишь, что музыка пошла! )) Парадокс??? )

moltobasso: torelló i ros пишет: как Вы считаете, контрабас в оркестре должен быть слышен, или должен чувствоваться (в плотной партитуре, имеется ввиду)? Контрабас должен видеться, слышаться и чувствоваться. Всегда.

torelló i ros: Оценил юмор))))

revolver_85: Подскажите, пожалуйста, есть ли название у накладки, которая надета на трость и часть колодки (та, что желтого цвета)? Продается ли она, где-нибудь? Если нет, то из чего можно сделать? Спасибо. И какое ее основное назначение?

torello: Это резиновая трубка.продаётся в любой аптеке.Её обрезают по длине части смычка, которая в контакте с рукой (за которую держится смычок), потом продольно надрезают по длине колодки и одевают на трость.В контрабас это пришло с виолончели.Считается, что это приспособление для улучшения контакта смычка с рукой.Очень многие так играют в Америке.

Horol: rambo2004 пишет: вот тебе фотки, Драгонетти со смычком очевидно ближе к Нем. это изображение "смычка Драгонетти" - гравюра из школы Ботана, если не ошибаюсь. А он мог и не видеть самолично этого смычка и постановки. Вполне возможно, что там только один палец сверху трости, а не два, как художник изобразил, а может и вовсе ни одного, кроме большого. Есть еще даггеротипия старика Драгонетти, где смычок так же похож на выгнутый в обратную сторону.

Horol: torello пишет: Это резиновая трубка.продаётся в любой аптеке.Её обрезают по длине части смычка, которая в контакте с рукой (за которую держится смычок), потом продольно надрезают по длине колодки и одевают на трость.В контрабас это пришло с виолончели.Считается, что это приспособление для улучшения контакта смычка с рукой.Очень многие так играют в Америке. по моему, резиновая трубка улучшает контакт настолько же, насколько презерватив в иной ситуации)) Мне больше по душе чувствовать живое дерево под пальцами, хотя для самого дерева это не очень

NinSanna: petresku пишет: лично я пользуюсь французким методом, но в кульминациях - итальянским Сорри меня, ламера - а что есть "итальянский" метод?)

Artemnikolaevsky: Большой палец под колодкой ( смычок французской системы)



полная версия страницы