Форум » Поговорим о контрабасе » Венский пятиструнник » Ответить

Венский пятиструнник

Sinzin: Здесь немного интереснолй информации по венскому басу. http://viennesetuning.com/index.html

Ответов - 102, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Вано: vse-Pirastro Flat Chrome jil'nie poka ne gotov kupit' ih je ne na dolgo hvatit. da i dorog,no v buduushem kone4no poprobuu. mojet rasskajesh' o tom kak u tebya? 4to voobshe delaesh i kakuu muziku igraesh' na vence krome koncertov klassi4eskih

cryptic: Кто-нибудь владеет информацией:в каком строе исполнялись оркестровые партии Моцарта?в его времена?насколько мне известно-использовались инструменты которые были в данный момент.если 5-струнник настраивать в венский строй-проподает пол октавы!может все-таки в оркестрах настраивали 5-ю струну ниже ФА?

Sinzin: cryptic Нет однозначного ответа на этот вопрос. Всё зависело от конкретного места- страны, области и т.д. Есть сведения как настраивалиь басы во французских оркестрах, в капелле Эстерхайзи. Вообще настроек в то время было очень много.Не надо забывать что в период классицизма (условно говоря) музыка ещё окончательно не отошла от техники генерал-баса. И обозначение Bassi имело достаточно собирательнеый характер. Венский бас - сочетает в себе черты виолона (виольное семейство) и контрабаса (условно говоря скрипичное). Показательно что у Н.Арнонкура в его Concentus Musicus играют в октаву виолон и контрабас. На счёт нижних (пятиситрунных в современном понятии) партий, вопрос тоже открытый.Повторюсь , всё индивидуально, не было единства как сейчас. Надо глубоко и подробно изучать конкретное произведение. Это прежде всего факсимиле + место написание, а точнее для кого или чего это было написанно, свидетельства музыкантов, оркестровые партии и конкретный коллектив и его инструменты.....


gkrotenko: добавлю следующее: если вернуться конкретно к оркестровой музыке Моцарта: с чего вы взяли, что "пропадают пол-октавы"? по сравнению с чем? понятие "партия контрабаса" в музыке Моцарта вообще отсутствует, за исключением арии "Per Questa...". Контрабас, в соотв. с характером музыки, фактически "импровизирует" свою партию, исполняя основные, опорные ноты, выдержанные звуки, ритмические рисунки, важные акценты и т.д. настройка в первую очередь основывается на тональности исполняемого произведения, так что не факт, что, к примеру, нижняя струна - обязательно "фа". и, конечно, ни в коем случае нельзя играть все ноты басовой партии на контрабасе - это ужасно звучит. партию контрабаса в оркестре выделил и "зафиксировал" Берлиоз, которому якобы надоело, что все контрабасисты извлекают из его музыки что-то своё и каждый - разное. а Шпергер, когда ему надоедало на к-басе хрюкать, брал фагот и играл на нём "свою партию", и никто его за это не ругал - ни Гайдн, ни Эстерхази, ни Общество любителей музыки.

cryptic: Если получается играть все ноты басовой партии,то почему-бы их не играть?и вместе с виолончелями это звучит не ужасно.а насчет нижней струны я думаю,что просто жилы не могли нормально звучать ниже фа или ми.вот и не строили так низко.я настроил 5-ти струнник в венский строй с нижней РЕ.-для ари "per questa.."помоему оптимальный вариант.другие произведения в этом строе еще не пробовал.

TSAREV: С Моцартом "всё ясно". А вот что вы думаете по поводу Бетховенских партий для контрабаса? Есть аналогия с Моцартом? Ведь подчас некоторые места из его партий носят не вполне удобоисполнимый характер. Например большие октавные скачки (через две октавы, причем как наверх так и вниз). Хотя в общем то практически всё играется несравнимо удобнее чем у Моцарта и может быть я напрасно акцентирую внимание на мелких, частных эпизодах.. Например финал 9-й симфонии:)

gkrotenko: cryptic пишет: Если получается играть все ноты басовой партии,то почему-бы их не играть?и вместе с виолончелями это звучит не ужасно. когда играешь Моцарта, надо представить, что не получается, даже если получается. Тогда станет понятно, что действительно нужно сыграть!

gkrotenko: А насч. Бетховена - он-то, по-моему, об удобстве не думал, как раз...особенно в 9-ой. Это и должно быть неудобно.

kont_barabas: gkrotenko пишет: партию контрабаса в оркестре выделил и "зафиксировал" Берлиоз, которому якобы надоело, что все контрабасисты извлекают из его музыки что-то своё и каждый - разное. Мне кажется что контрабас стал намного раньше самостоятельным голосом в оркестре. Как минимум с Бетховена. cryptic пишет: Если получается играть все ноты басовой партии,то почему-бы их не играть?и вместе с виолончелями это звучит не ужасно. Контрабас начинает становится самостоятельным инструментом и у Гайдна и у Моцарта. Вспомните контрабас- соло в симфонии Гайдна, прощальная симфония. Да ,есть путаница когда считать у Моцарта и Гайдна "Вasso" - бассо континио , контрабасом, а когда виолончелью. До сих пор разбираются... Да и сами мастера того времени наделали путаницы - строили иногда "Bass" и иногда называемый как "Salzburger Baßl " (Зальзбургский контрабас) по своей величене ближе к виолончели ,чем к 16 футовому басу. cryptic Играйте все ноты ,только как не на современном большом, а как на маленьком "Salzburger Baßl ". Имитируйте!

Sinzin: Да у Гайдна есть несколько соло, это:6,7,8,31,44,72 может и ещё есть не помню. Достаточно бегло посмотреть нотки чтобы понять что все soli облигатного контрабаса написаны для венского строя....

cryptic: спасибо-обязательно попробую эти симфонии в венском строе.а что насчет удобства-я уверен что большинство композиторов мало об этом думали.например Верди-дружил с Боттезини,а ведь какое нагородил в некоторых операх?спасибо хоть соло и открытые места сделал удобными.Бетховен вообще говорил что ему "плевать на удобства исполнителей,когда я пишу музыку-я общаюсь с богом..."

TSAREV: Понятное дело что им было "плевать" и почему "плевать". Тем более что арпеджио да октавки так удобно гонять на клавире. Также ясно что они эти арпеджио в быстрых темпах воспринимали как некое преодоление, бурю, шторм:) Интересно какой бас он имел в виду когда писал свои партии. Или на это ему тоже было.."плевать"? Скорее всего да. Лишь бы басил бы гундосил пошибче.

kont_barabas: TSAREV пишет: Интересно какой бас он имел в виду когда писал свои партии. Или на это ему тоже было.."плевать"? С Бетховеном с иcполнительско-исторической точки зрения, вроде всё ясно, он имел ввиду контрабас современного вида с квартовой настройкой. А вот в своих произведениях видел за каждым контрабасом по Драгонетти

Sinzin: Интересно посмотреть партии, наверняка сохранились. Уж 9я симфония в Лондоне наверняка пылится где-нибудь

gkrotenko: kont_barabas пишет: Вспомните контрабас- соло в симфонии Гайдна, прощальная симфония. С симфониями Гайдна история совершенно отдельная. Не надо забывать, что писались они для конкретного случая и для конкретных музыкантов (впрочем, как и вся музыка в то время). Если в составе был виртуоз-контрабасист (в случае с "прощальной" это был, кажется, Шпергер), то ему давалась сольная реплика. А так как оркестр Эстерхази на протяжении многих лет был укомплектован несколькими известными контрабасистами-виртуозами, то и соло контрабаса в симфониях Гайдна попадаются часто. Если король Фридрих любил на виолончели играть, то придворные композиторы в каждую часть сочинения вставляли соло для монарха-виолончелиста, притом не особо сложное, но приятное. kont_barabas пишет: Мне кажется что контрабас стал намного раньше самостоятельным голосом в оркестре. Как минимум с Бетховена. У Бетховена это эпизодические "ответвления", насколько я помню...такие как в медл. части 3-й симф....или pizz. на фоне фигураций у в-челей...ничего особенного. Насчёт пассажей - друзья, вы, видимо, возгордившись на флажолетах, забыли, что контрабас ещё и ударно-шумовой инструмент, так что "неисполнимые" пассажи и "нагорождения" - это ещё одна сторона нашей профессии, так что не надо роптать, это же весело!!

gkrotenko: cryptic пишет: .например Верди-дружил с Боттезини,а ведь какое нагородил в некоторых операх? Мне интересно, всё-таки, а что такого он нагородил-то? в операх...

Полковник: gkrotenko пишет: ...контрабас ещё и ударно-шумовой инструмент, так что "неисполнимые" пассажи и "нагорождения" - это ещё одна сторона нашей профессии, так что не надо роптать, это же весело!! Гриша! Плюс мульон! Нет ничего более веселого, чем в яме вжарить так, чтобы люстра зазвенела, а третий ярус подпрыгнул! По теме: а "церковный бас" и "венский бас" - это разные звери?

gkrotenko: Полковник пишет: По теме: а "церковный бас" и "венский бас" - это разные звери? По-моему, разные. Видел что-то вроде большой виолончели - настр. на квинту ниже обычной, 4 струны, называлась "церковный бас". Это может быть и виолон небольшой - лады, 6 стр., гамбовые формы, строй кварто-терцовый. Венский бас - это 5 струнный зверь, строй вокруг ре-маж. трезвучия, был распространён в Австрии и Германии в "венский классический период", то есть примерно 176... - 182... годы.

hl_strider: Послушал музыку классная задумчивая, в общем её надо сидеть и понимать. Больше всего понраилось Боттесини и Гайдн. У меня такой вопрос: Почему произведения в венском строю тяжело исполнять?

Sinzin: Тяжело исполнять на обычном басу, то что написанно для венского...



полная версия страницы