Форум » Поговорим о контрабасе » Барокко » Ответить

Барокко

Sinzin: Предлагаю в этой теме делиться информацией о контрабасе в барочной музыке, а так же о виолоне и других старинных басах, о их настройке, способах игры, и других особенностях

Ответов - 255, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

kont_barabas: Division viol - это маленький инструмент определенный в размерах Bassgambe видом виолы bastarda с мензурой от примерно 30 дюймов (76 см) и общей длины 130 см. Инструмент предназначался, прежде всего, в 17 веке для практикуемой в Англии Аккордовой игры и для импровизации в Basso ostinato(divisions upon a ground). Вместе с тем этот инструмент был применён как сольный инструмент, брал также участие в камерной муз., например в составе 2 violen и orgel. Division viol была техническим прогрессом, так как она приближалась уже к форме скрипок. С технической точки зрения она отличалась от итальянских образцов. В течение 17 столетия сокращалась мензура в среднем на 69 см, в последствии она послужила как образец для английского Consort bass galt. Division viol звучит лучше чем другой Gamben- инструмент и имеет ясный, проникающий звук во всех регистрах. Источник Christopher Simpson: The Division Viol (London 1665)

kont_barabas: И наконец так близкий всем нам по духу инструмент Violone. Violone известен как переходной инструмент к контрабасу. Разумеется, эту форму также тяжело классифицировать как и Viola bastarda. Наименование Violone (ital. „ большая виола “) была с 16 столетия в употреблении. Лишь название как Contrabasso di viola указывало на Bassgambe. Violone не относится к Gambenviolen, поскольку Violone из-за ее величины во время игры расположена на земле(полу), также строение корпуса больше схоже с скрипкой. Однако, наряду со спадающими плечами имеется всё же квартовая настройка, которая больше относится к принадлежности Gamben. И то и другое продолжается по сей день в эволюции контрабасa. Различие между Bassviola и Violone находится в связи музыкальных функций обоих инструментов. В Generalbass инструмент контрабаса вообще занят только лишь с около 1630г. как самый низкий голос. У M.Praetorius находятся в "Syntagma Musicum" (1619) как Contrabasso da gamba ,так и Contra-Bass-Geig. Так же описание у М.Praetorius в "Syntagma musicum", производит впечетление что для регистра Violone установленые размеры слишком занижены (малы). Когда остальные Viola-da-gamba-инструменты непрерывноу меньшались с середины 16 столетия ,возникла из эпохи Возрождения 12 ’-Violone Bassgambe, в то время как Contrabasso di viola развивался в 16' -инструмент. Otterstedt, S. 139 Violone на изображении Peter Lely (приблизительно 1650г.). Картина показывает английское подразделение viol с отверстиями в форме-ƒ .

NNN: kont_barabas спасибо за интересную информацию!!


kont_barabas: Всегда рад помочь ! Мне и самому стало интересно ... Вся информация из википедии переведённая мною. Жалко, но в русском текстовом варианте на эту тему информации очень мало...

kont_barabas: Семиструнная Bassviola . Изобретение Bassviola с дополнительной обмоткой из серебряной проволки струнy- A приписывается, месье Monsieur de Sainte-Colombe. Тем не менее, инструменты этого вида одновременно синхронно не только в Германии известны, но их можно было видеть уже гораздо ранее на итальянских картинах, например, на Jacopo_Tintoretto Musizierenden Frauen (примерно. 1555) или Domenichinos Santa Cecilia (1618).[MGG-S Bd. 9, Sp. 1585] Немецкие типы инструментов отличались от французских, из этого следует, что развитие ишло независимо паралельно само по себе. Во Франции этот тип принял законченую форму. Kонструкционные чертежи Antonio_Stradivarius семиструнной Viola alla francese указывают, что она также воспринималась в Италии как французская специализация. [MGG-S Bd. 9, Sp. 1585] Изменения на более низкую вместо более высокой струны, с помошью которой игроки смогли бы избежать изменения положений во время переходов из позиции в позицию, произошло около 1600г. Музыка открывала бас-регистер. Углубление дальше в бас-регистер способствовал более мягкому звучанию среднего и высокого регистра у Bassviola , также дополнительная струна контра-A усиливала резонанс инструмента в целом. Инструмент в целом предлагал больше возможностей для муз.созвучий и акордов. [Otterstedt, S. 131] Marin Marais с семиструнной Basse de violе (изображение анонима).

rambo2004:

kont_barabas: Lyra viol была вне Англии неизвестна. Ей больше всего соответствует немецкий Bastardviole . Она меньше чем Division viol. Подставка более сглажена для простоты игры созвучий, также натяжка струн не такая сильная. [MGG-S Bd. 9, Sp. 1583] Родственные связи с Laute в семействе Gamben проявляется сильнее всего в Lyra viol. С начала 17 столетия она на ней использовалась струны из металла, которые проходили на наклонно приклеенной подставке в продленный колковый ящик (у струнных инструментов). Симпатические струны выходили из моды до приблизительно 1650г. но появлялись снова позже на Baryton и на Viola d’amore . Репертуар этих инструментов Laute и Lyra viol довольно часто пересекался, был одинаковым. В первой фазе между 1600 и 1645 Lyra viol была с диапазоном в три с половиной октавы, также часто применяема как полифонический инструмент. После гражданской войны английская культура ориентировалась по-новому,Lyra viol развилась в элегантный соло инструмент, а уже к концу 18 века к инструменту "дилетанта" с упрощенной настройкой струн, например, с Harp ways- названой мажорно-минорным преломлением трезвучий. [MGG-S Bd. 9, Sp. 1584] Вместе с тем по внешнему виду ее было oт подставки не отличить от Viola bastarda. Многочисленные различные настройки, из-за которых литература записывалась скорее в Tabulatur(табулятура -старинная система записи инструментальной музыки), чем в нотном письме, для исполнения некоторых Композиторов требовалась сменa струн на иснтрументе. [Otterstedt, S. 127 ] Джон Плэйфорд- "Musicks recreation on the lyra viol"

kont_barabas: Baryton был, вероятно южнонемецким дальнейшим развитием старого типа Lyra-viol в 17 веке. Наряду с 6 колками и одним простым или удвоеным комплектом резонирующих струн на басовой стороне врехней деки был прикреплён третий отдел, который проходил внутри шейки инструмента. Если нужно было струну сщипать рукой то открывался клапан, который находился на обратной стороне сильно расширенной шейки. Широкая шейка награждала инструмент несколько неуклюжим видом, в то время как инкрустация и резьба служили украшением для инструмента. [Otterstedt, S. 128 ] Внешний вид, его нежный и обертонистый серебристый звук, а также обильный на нюансовые оттенки в звукоизвлечении делают Baryton в 18 веке очень "чувствительным" и популярным в обществе ( Литературная эпоха чувствительности ( Empfindsamkeit, Pietismus)ограничивается временно от 1740г до 1780г).В течение времени моды-резонанса-струн начинали снабжать также другие Gamben такими приспособлениями. Diderots и d’Alemberts Encyclopédie (1751–1772) обозначали форму ошибочно как Viole bâtarde [Denis Diderot/Jean le Rond d’Alembert: Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers. Paris 1751–1772. Bd. 17, S. 311 ], поскольку Paetorius’ в своей работе "De Organographia" научно расматривал резонирование струн в разделе Violbastarda .[Praetorius, S. 47 ] К Aliquotgamben относятся также в Италии распространённые шестиструнные viole и соответственно violoncelli all’inglese . О них известен мало, несмотря на некоторые композиции, которые оставил после себя Antonio Vivaldi . Очевидно, прозвище этого инструмента относилось не к Англии, а было заимствование от Englische Violet. Эти инструменты производились в Böhmen (Боге́мия (чешск. Čechy, нем. Böhmen, от лат. Boiohaemum, страна бойев) — первоначальное название исторической территории, на которой образовалось государство Чехия. Произошло от названия кельтских племён, населявших эту территорию в течение нескольких веков и позднее вытесненных германскими племенами.В 1526—1918 — «Богемия» — официальное название Чехии (без Моравии) как части Габсбургской империи) и имели "ангельский" звук, который при обратном переводе на итальянский язык привёл к ошибочному названию. [Otterstedt, S. 129] Baryton. Рисунок из Grove Dictionary of Music and Musicians (1878 ff.)

kont_barabas: Для альт и тенор-регистера существовал в эпоху Возрождения только единственный инструмент, который назывался обычно как Tenor или Taille (от фр."Середина") .Разделение на регистры произошло несколько позже. Chest of viols (engl. „ комплект Gamben “) английского дома в 17 веке охватывал в сумме 6 инструментов, по паре для дисканта, один тенор и бас. Время от времени заменяли Tenor на Altviola, однако не по причине диапазона, а по причине дифференциации звука в верхнем регистре. [Dolmetsch, S. 79] Этот инструмент Alt-Tenor-Viola, который настраивался в большенстве случаев на кварту ваше от Bass, был необходим в Consortspiel в 16 и 17 столетия. Alt-Tenor-Viola настраивалась по образцу Laute. Ее заданием было удерживать средние голоса в игре ансамбля. Поэтому никакой сольной литературы для Tenorgambe не было сочинено. [Otterstedt, S. 132 ] Строительство Altviolen продолжалось в Германии до начала 18 столетия. Затем этот инструмент слился с названием Violetta - с альтом, поскольку средние голоса получали заметно больший вес в музыкальном ансамбле . Использовали ли Altviola дальше, можно выяснять только в анализе лишь немногих композициях, например Carolus Hacquart. [Otterstedt, S. 132 ] Предполагается что приблизительно до середины столетия Alt- und Tenorviola оставались всего лишь ансамблевыми инструментами. Изображение Carl Friedrich Abel с Tenorgambe, художник Thomas Gainsborough (1765)

kont_barabas: Семиструнна Diskantviola настраивалась на одну октаву выше чем Bassviola. Тем не менее, из-за ее слабого звучания ,в отношении звука, она была задействована в разных смешаных ансамблях как инструмент Alla-bastarda, т.е. заменялась в зависимости от усмотрения как Altviola или Barockvioline. [MGG-S Bd. 9, Sp. 1586 ] Её роль была скорее фигурально-сольной чем aкордовой. Английская Treble viol находилась со второй трети 17 столетия в сильной конкуренции со скрипкой. Только некоторые десятилетия позже она укрепилась в качестве сольного инструмента с собственной виртуозной литературой, особенно как французский Dessus de viole ( с frz. Sopranviola, дословно -„ о виоле “). Она звучала, правда, менее блестяще чем современные скрипки, но владела более мягким модулирующим звуком. Так же само, как и на семиструнной Bassgambe самая нижняя струна служила, прежде всего, для укрепления резонанса инструмента. [MGG-S Bd. 9, Sp. 1587 , Otterstedt, S. 134 ] Поэтому Dessus ценился наряду со скрипкой вплоть до 18 века и одаривался оригинальной литературой: Georg Philipp Telemanns Sonate G-Dur (TWV 41:G 6) , сольные сонаты Carl Philipp Emanuel Bach. [Otterstedt, S. 133 ] Diskantviola по Praetorius "Syntagma musicum".

kont_barabas: Расшифровка музыкальных украшений J.S.Bach, Pursell ,Rameau . p.s. Большео спасибо одному хорошему человеку за предоставленую информацию !

Телевизор: http://www.sendspace.com/file/gm9w41 55MB

rambo2004: смычки: http://www.marcopasquino.com/antichi.htm и http://www.baroquebows.net/contenuti/presentation.html

kont_barabas: Немного о табулаторном записании музыки. Под словом Табулатурa в музыке понимается определённое записание музыки для какого-то инструмента, в противовес к привычному нотированию длины и звуковысотности звуков. Табулатуры начали развиватся с начала 14 века, часто многие голоса вокально-полифонической музыки для одного какого-то инструмента табулировались. В музыке западной Европы ,в эпоху средневековья ,ренесанса и рококко были изобретены и использовались различные формы табулирования для таких различных инструментов, как: Laute, Vihuela, Gambe и Harfe ,а также для клавишных инструментов Orgel, Cembalo и Virginal. Nicolaus Bruhns, „kleines“ Präludium e-moll В оригинальной немецкой табулатуре тот же текст переведённый в сегоднешнюю нотацию. пример полифонической табулатуры J.S.Bach Начало духовного концерта "Проснитесь, на зов наших голосов" Franz Tunder тот же текст переведённый в сегоднешнюю нотацию.

Sinzin: kont_barabas Здорово, очень солидно, молодец. Постараюсь чем-нибудь дополнить этот раздел. Время, время, всё в него упирается...

Sinzin: ЗДЕСЬ можно скачать немного барочной музыки.

rambo2004: kont_barabas пишет: 1-Christopher Simpson: The Division Viol (London 1665) 2-Praetorius "Syntagma musicum" 3-Джон Плэйфорд- "Musicks recreation on the lyra viol" Где эти книжки раздобыт?

kont_barabas: rambo2004 пишет: Где эти книжки раздобыт? 1. Christopher Simpson: The Division Viol or The Art of Playing Ex Tempore Upon a Ground. London 1665. Faksimile-Nachdruck hrsg. von J. Curwen & Sons: London 1955 2. Michael Praetorius: Syntagma musicum. 3 Bde (в трёх чатсях). Bärenreiter Verlag, Kassel 1958-59. ISBN 3761815271 3. Не удалось найти . Не все книги находятся в свободной продаже, в основном находятся в библиотеках. Думаю также к этой дигитализированой инфо. можна получить доступ с компьютера библиотеки, или получив там дополнительный код доступа(если он требуется) на допуск к информации в виртуальных библиотеках роботая в интернете с домашнего компьютера. Ссылки на виртуальные библиотеки ты можешь найти (на например по указаной ссылке- ISBN 3-923639-64-3 Больший список литературы на эту тему, находится сдесь: Viola da gamba Christopher Simpson: The Division Viol or The Art of Playing Ex Tempore Upon a Ground. London 1665. Faksimile-Nachdruck hrsg. von J. Curwen & Sons: London 1955 Thomas Mace: Musick’s Monument. London 1676. Faksimile-Nachdruck hrsg. vom Centre National de la Recherche Scientifique. Paris 21966 Le Sieur Danoville: L’Art de toucher le dessus et le basse de violle. Paris 1687. Faksimile-Nachdruck hrsg. von Minkoff: Genf 1972 Jean Rousseau: Traité de la viole. Paris 1687. Faksimile-Nachdruck hrsg. von Minkoff: Genf 1975 Michel Corrette: Méthode pour apprendre facilement à jouer du pardessus de viole à 5 et à 6 cordes avec des leçons a I. et II. parties. Paris 1738. Faksimile-Nachdruck hrsg. von Minkoff: Genf 1983 Hubert Le Blanc: Défense de la basse de viole contre les entreprises du violon et les prétensions du violoncelle. Amsterdam 1740; Faksimile-Nachdruck hrsg. von Karel Lelieveld. Den Haag 1983 Michel Corrette: Méthodes pour apprendre à jouer de la contre-basse à 3, à 4 et à 5 cordes, de la quinte ou Alto et de la viole d’Orphée, Nouvel instrument ajousté sur l’ancienne viole. Paris 1781. Faksimile-Nachdruck hrsg. von Minkoff: Genf 1977 Spielpraxis und Theorie Girolamo Dalla Casa: II vero modo di diminuir con le tutte le sorte di stromenti. 2 Bdd. Venedig 1584. Facsimile-Nachdruck hrsg. von Giuseppe Vecchi. Bologna 1970 Scipione Cerreto: Della Prattica musica vocale, et strumentale. Opera necessaria a coloro, che di musica si dilettano. Carlino: Neapel 1601 Pietro Cerone: El Melopeo. Tractado de musica theorica y pratica. Neapel 1613. Faksimile-Nachdruck hrsg. von Franco Alberto Gallo. Bologna 1969 Jean Baptiste Besard: Isagoge in artem testudinariam. Augsburg 1617. Faksimile-Nachdruck hrsg. von Peter Päffgen. Junghänel Päffgen Schäffer: Neuss 1974 Marin Mersenne: Harmonie Universelle, contenant La Théorie et la Pratique de la Musique. Paris 1636. Faksimile-Nachdruck hrsg. vom Centre National de la Recherche Scientifique. Paris 1965 Marin Mersenne: Harmonicorum Libri XII. Paris 1648. Faksimile-Nachdruck hrsg. von Minkoff: Genf 1972 Instrument Christian Döbereiner: Ueber die Viola da Gamba und die Wiederbelebung alter Musik auf alten Instrumenten. Sonderdruck aus Zeitschrift für Musik 1940, Heft 10. Leipzig 1940 Hans Bol: La Basse de viole du temps de Marin Marais et d’Antoine Forqueray. (Dissertation) Creyghton: Bilthoven 1973 John Rutledge: How did the Viola da gamba sound?. In: Early Music 7 (Januar 1979), S. 59–69 Adolf Heinrich König: Die Viola da gamba. Anleitung zum Studium und zur Herstellung der Instrumente der Viola da gamba-Familie. Eine Berufskunde für Gambenbauer. Erwin Bochinsky: Frankfurt am Main 1985. ISBN 3-923639-64-3 Annette Otterstedt: Die Englische Lyra Viol. Instrument und Technik. (Dissertation) Bärenreiter: Kassel 1989. ISBN 3-7618-0968-9 Christian Ahrens: Viola da gamba und Viola da braccio. Symposium im Rahmen der 27. Tage Alter Musik in Herne 2002. München 2006. ISBN 3-87397-583-1 Die Website für Joachim Tielke, von dem über 90 Viole da gamba aus den Jahren 1669 bis 1719 nachgewiesen werden können. Instrumentalspiel und Musik [Bearbeiten]Barbara Schwendowius: Die solistische Gambenmusik in Frankreich von 1650–1740. (Dissertation) Kölner Beiträge zur Musikforschung Bd. 59. Bosse: Regensburg 1970. ISBN 3-7649-2563-9 Veronika Gutmann: Die Improvisation auf der Viola da gamba in England im 17. Jahrhundert und ihre Wurzeln im 16. Jahrhundert. Wiener Veröffentlichungen zur Musikwissenschaft Bd. 19. Schneider: Tutzing 1979 Alison Crum/Sonia Jackson: Play the viol. The complete guide to playing the treble, tenor, and bass viol. Oxford University Press 1989. ISBN 0-19-317422-7 Mark Lindley: Lauten, Gamben und Stimmungen. Deutsch von Alois Hoizkrumm. Wilsingen 1990. ISBN 3-927445-02-9 Fred Flassig: Die solistische Gambenmusik in Deutschland im 18. Jahrhundert. (Dissertation) Cuvillier: Göttingen 1998. ISBN 3-89712-241-3 Ихфо взятo из: http://de.wikipedia.org/wiki/Viola_da_gamba

rambo2004: Ага.. спасибо за инфо., я этим вопросом занимаюсь сейчас, пишу очередную статью на эту тему.

rambo2004: Помогите найти книгу Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959



полная версия страницы