Форум » Поговорим о контрабасе » Статья "Основа - сольное мастерство". » Ответить

Статья "Основа - сольное мастерство".

Телевизор: Я хочу остановиться только на воспитании контрабасистов. Подготовка их, на мой взгляд, нуждается в коренном улучшении. Прав О. Огарков, предлагая перестроить работу студенческих оркестров; и, конечно, нужно в каком-то разумном объеме знакомить всех будущих оркестрантов с полифонией и основами дирижирования — об этом пишет А. Щербаков. Но все это надо делать не в ущерб курсу специальности, а в помощь ему, для расширения и обогащения в широком смысле мастерства молодого музыканта. Современный уровень исполнительства на нашем инструменте существенно поднялся над техническим и художественным уровнем репертуара, которым пользовались контрабасисты до недавнего времени. И так как современные композиторы крайне редко пишут для контрабаса соло, а пьесы, написанные в прошлом, ни с художественной, ни с технической стороны не являются трудными для многих студентов консерваторий, то возникла проблема: как ликвидировать разрыв между исполнительскими навыками, формировавшимися на базе старого репертуара, и теми, более высокими требованиями, которые предъявляют контрабасистам современные оркестровые партии и современный уровень исполнительства на смычковых инструментах? В педагогической практике пока используется в основном один, так сказать «методический» путь, в котором преобладает стремление рационализировать технику игры, чтобы облегчить преодоление физических трудностей, которые возникают при игре на контрабасе в связи с его размерами, толщиной струн, расстоянием между ними и т. п. В соответствии с такой задачей создаются новые школы и методы, усиленно штудируются гаммы с различными штрихами, секвенции, арпеджио, этюды, изучаются характерные оркестровые выписки и т. д. Но для достижения той же цели может быть использован и уже прокладывает себе дорогу другой метод, который, не отвергая первого, расширяет задачу, уделяя основное внимание изучению концертного репертуара, расположенного по степени возрастания трудностей. В перспективе именно этот путь представляется главной магистралью развития контрабасового исполнительства. Ибо только таким образом музыкант с начальных шагов обучения приступает к освоению музыки различных художественных стилей, к отысканию стилевых приемов и выразительных средств, к «ассимиляции» опыта и традиций исполнительства на других смычковых инструментах. Разница между этими путями в том, что второй ведет к положению, когда собственно музыкальное содержание возбуждает мысли, эмоции и фантазию учащегося, становится основным стимулом в его работе над произведениями, тогда как первый создает сумму тех¬нико-моторных навыков, не «обеспеченных» развитой художественной потребностью музыканта. Однако широкого оригинального художественного репертуара, отвечающего этим требованиям, у контрабасистов пока еще нет; есть лишь отдельные высокохудожественные пьесы. Поэтому в программу обучения вводятся разнообразные переложения и обработки. С другой стороны, когда повысится уровень исполнительства на контрабасе, композиторы с большим интересом станут относиться к этому инструменту, охотнее будут писать для него. И тогда сольное исполнительство на контрабасе, являющееся пока уделом единиц, станет нормальным, обычным явлением; контрабас займет подобающее место на концертной эстраде. А это очень важно: стремление быть не только оркестрантом, но и солистом — лучший стимул к совершенствованию мастерства, развитию способностей, повышению культуры. Не все окончившие консерваторию скрипачи становятся солистами, не все пианисты — концертантами! Однако большую часть времени и сил они отдают сольной игре и становятся прежде всего музыкантами, владеющими своим инструментом, часто на очень высоком профессиональном уровне. И никто не подни¬мает вопрос о том, чтобы в консерватории, в училище и десятилетке, скажем, скрипачи УЧИЛИ бы в основном или прежде всего оркестроеые партии, а пианисты — партии аккомпанемента Современный исполнитель, играющий на любом инструменте, прежде всего должен быть широко образованным музыкантом, и сердцевиной его образования должно быть мастерство. Надо серьезное внимание обратить не столько на количество выпускаемых вузами единиц, сколько на их качество. Надо не видоизменять учебные планы консерваторий, а улучшать, углублять, качественно иначе преподавать изучаемые дисциплины, иначе говоря, осовременить весь учебный процесс. Для этого, прежде всего, необходимо привлечь к преподавательской деятельности в вузах лучших исполнителей-практиков, оркестрантов и солистов. Между тем в нашем деле сложилось такое ненормальное положение, когда даже в Московской консерватории в подготовке контрабасистов почему-то не участвуют ведущие музыканты-специалисты, например концертмейстеры Государственного симфонического оркестра СССР, оркестра Большого театра и Большого симфонического оркестра радио и телевидения. Главное же — отбросить устаревшие нормы и представления, которые мешают формированию современного оркестрового исполнителя, подготовленного к практике симфонического, оперного и эстрадного исполнительства сегодняшнего и — о чем не надо забывать— завтрашнего (!) дня. Р. Азархин, артист Государственного симфонического оркестра СССР

Ответов - 4

Anderburg: Странно, но у меня сложилось несколько противоположное мнение вышесказанному тексту. По моему мнению, у нас в институтах и консерваториях, наоборот, больше внимания уделяют именно сольной игре, нежели оркестровому искусству. Вить оркестр, это их основная профессия. Только очень выдающиеся музыканты становятся солистами, и имеют возможность не работать в оркестре. У нас же каждый струнник пытается выделится среди остальных. Ну типа, я сейчас сыграю этот пассаж чище, чем мой сосед. Нет оркестровой культуры. Да, безусловно, техника и опыт приходят со временем, но хотелось бы что бы человек после института приходя в оркестр был уже профессионалом, и знал, что громче концертмейстера и поперёк концертмейстера играть не нужно. Всего лишь нужно усовершенствовать эту устаревшую, советскую программу обучения.

Anderburg: Хе! Отправил этот пост, когда было только половина текста…. А это, оказывается, Азархин… СССР и всё такое….

Борис Борисович: Да, статья конечно устарела.Сейчас всё изменилось.По сути в консерваториях упор ставится на сольное исполнительство.Многие упорно стараются овладеть этим искусством. У большинства не получается. Оркестровой игре уделяется намного меньше времени.Раньше урок по специальности включал 20 минут для разбора орк партии.А сейчас? Что и говорить, уровень сольного исполнения и возможности выросли, нотного материала стало больше. На самом деле, кто идёт преподавать в школы и училища?Подавляющее большинство это те, кто не "сел" в оркестр или кого выгнали из него, пожилые музыканты. На периферии.В столицах 70% таких педагогов. Во многих школах преподают виолончелисты. Хотя это иногда даже лучше .Есть педагоги от Бога, но их настолько мало, что становится обидно.И к сожалению они от нас потихоньку уходят...


Sinzin: JОркестровый уровень катастрофически низок и продолжает стремительно падать. Незнание классического репертуара среди молодёжи приводит в ужас, не знают не только партию а даже музыку, куда мы катимся господа виртуозы и "флажолетчики"??? Парадокс в том, что я лдично сталкнулся с людьми , которые достаточно виртуозно владеют инструментом и ПРОСТО НЕ УМЕЮТ играть в оркестре.



полная версия страницы