Форум » Поговорим о контрабасе » Статья "НЕОТЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА". » Ответить

Статья "НЕОТЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА".

Телевизор: Л. Раков НЕОТЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА Не так давно по радио передали Концерт для контрабаса Э. Тубина. Автор нескольких симфоний, инструментальных концертов (среди них для балалайки и симфонического оркестра) создал для контрабасистов сложное и увлекательное произведение, в котором солист в самой «захватывающей» виртуозной форме соперничает с оркестром. Появление в эфире (впрочем, как и в концертном зале) контрабасиста, да еще в сопровождении симфонического оркестра,— событие чрезвычайно редкостное. Едва ли не более двух десятилетий прошло с тех пор, как И. Гертович в последний раз играл на московской эстраде Концерт С. Кусевицкого. Содержательная музыка Тубина, превосходное исполнение требовали отклика. Рецензия, казалось, уже рождалась на моем письменном столе... И все же мне показалось более важным оставить первоначальный замысел и поговорить о репертуарных проблемах забытых композиторами инструментов. Что контрабасисты играют? Преимущественно переложения. От пьесок из «Детского альбома» Чайковского до виолончельных концертов Боккерини, Гайдна, Дворжака, Шостаковича. Некоторые солисты и старшекурсники студенты «покушаются» даже на сугубо скрипичные (Паганини, Лало, Хачатурян) и фортепианные (Дебюсси, Рахманинов, Дворжак) пьесы. Обработки эти разного качества. Иногда хорошие, органичные, иногда неудачные, чаще всего средние, «нейтральные». Большая беда в том, что многие сочинения перекладываются механически (особенно в учебных целях). Контрабасист исполняет партию виолончели, например концерта Сен-Санса или Гайдна, сонаты Баха, Брамса или Рахманинова, а партия фортепиано звучит в оригинале как будто ничего и не произошло. Компромиссные решения, видимо, неизбежны при всяком переложении. И все же недопустимо столь безо- глядно «сокрушать» замысел автора. К нию, не всегда идеальны и издаваемые тра скрипции. Но почему же контрабасисты выну: дены обращаться главным образом к транскри циям (иногда их правильнее назвать «перелице ками»)? Да потому, что собственно контраба< вая «классика» уже не может ни удовлетвори1 ни насытить армию профессионалов, техническ и общемузыкантская культура которых вырос в последнее время разительно. Библиотека орш нальной современной музыки, созданной комг зиторами (а не сочинителями-контрабасистам) необычайно бедна; концерты Э. Тубина, С. Г радовского, П. Черноиваненко , Coната П. Хикдемита, Соната-соло Ю. Левитина, четыре пьесы Р. Глиэра, еще несколько сочинений — всего лишь драгоценные крупицы в «океане пустоты». Драматизм положения совершенно очевиден. Разумеется, указать на серьезность, злободн ность ситуации — определить лишь часть проблемы. Важнее поразмыслить о путях ее решения в целом. А здесь есть только один путь — здание музыки современными композитора: ибо для контрабаса, увы, не писали ни Корелли, Вивальди и Бах, ни Моцарт, Бетховен и Брамс ни Глинка, Чайковский и Прокофьев. Meжду тем уже позади две трети нашего столетия новых произведений (если не считать единиц) по-прежнему нет. И общие призывы, видимо «не доходят» до композиторов. Как же помочь делу? Мне думается, трудный длительный процесс накопления сольного репертуара для так называемых «оркестровых инструментов» можно облегчить, если шире взглянуть и на проблему «игры соло» и на определяющую ее проблему репертуара. Хочу подчеркнуть, что все «оркестровые» инструменты предназначены прежде всего для ансамблевой игры. Никто не станет отрицать, что в сегодняшней культуре камерного музицирования произошли важные сдвиги в сторону сближения его с собственно сольно-концертным исполнительством. Выступать в различного состава современных ансамблях — значит обладать качествами солиста. Мне представляется, что выход надо искать в развитии камерной ансамблевой литературы,которая может, с одной стороны, удовлетворить устремления композиторов, не желающих связывать себя рамками специфики одного инструмента, а с другой — дать выход накопившимся можностям инструменталистов «экзотических» специальностей. Могут удивиться: неужели нет ансамблей с участием контрабаса? Есть. Однако их можно сосчитать по пальцам, а звучат они и вовсе редко. С эстрады и в учебных заведениях можно услышать Септет Бетховена, Квинтет и Октет Шуберта, Секстет Глинки. Но уже значительно реже играют Квинтет Танеева, Септет Сен-Санса, Нонет В. Фёрстера, камерно-оркестровые пьесы И. Стравинского, уникальны исполнения Квинтета Прокофьева, Септета Г. Попова, Нонета Р. Габичвадзе. Для объективности .прибавим некоторые произведения старой классики, исполняемые камерными составами, включая один контрабас, они могут условно считаться ансамблями . И это, пожалуй, все. А рядом... море, океан сочинений для инструментов «голубых кровей»: сонаты, дуэты, трио, квартеты, квинтеты, представляющие все музыкальные эпохи, изобилующие именами великих авторов прошлого и современности. Заметим еще, что большинство ансамблей с участием контрабаса весьма трудны в профессиональном отношении. И здесь мы подходим к ситуации, поражающей откровенной нелепостью и связанной с практикой обучения детей-контрабасистов искусству камерного ансамблевого музицирования, точнее сказать, с отсутствием такой практики. Как известно, существует несколько изданных сборников для начального ансамблевого обучения скрипачей, виолончелистов, альтистов и пианистов; здесь образцы классической музыки (Корелли, Люлли и др.), трио-сонаты, обработки народных мелодий и другие формы. Но контрабаса нет ни в одном из сборников, ни в одном номере. Следовательно, еще одна неотложная первостепенная задача советских композиторов— создание ансамблевой библиотеки юных музыкантов. Решая ее, надо не забывать, что время идет вперед. Что-то из привычных, идущих от классики представлений теряет актуальность, тогда как другое эволюционирует, хотя недавно еще пребывало в тени (Это в равной мере касается ритмики, мелодики, гармонии и других выразительных средств музыки.) Хорошо, если бы произошло эдакое «нарушение» традиций в использовании «стандартных» составов, где соната— это, как правило, скрипка и фортепиано, трио — скрипка, альт, виолончель, квартет—две скрипки, альт, виолончель и т. д. и т. п. Ведь известно ,что как раз непривычные инструментальные, ритмо-тембральные сочетания ярче захватывают ребят, стимулируют быстрое усвоение ими учебного материала. Разумеется, говоря вообще об использовании различных составов (в сегодняшнем творчестве наблюдается уже большая смелость композиторов в этом вопросе), надо прежде всего затронуть область основного репертуара, того, что звучит на эстрадах. И вот здесь иной раз приходится удивляться: даже такие, казалось бы, естественные элементарные объединения, как виолончель и контрабас, скрипка, альт и контрабас, пока еще представляются некими «нетронутыми заповедниками». Между тем составы с контрабасом столь же неисчерпаемы по комбинациям, как шахматные гамбиты. Этот инструмент способен оттенить, сохраняя свою самобытность звучания, фортепиано и ударные, он убедительно звучит с кларнетом и саксофоном, с клавесином и челестой, с группой духовых и струнных, с каждым из струнных в отдельности. Как тембрально захватывающе соревнование в staccato, например, с фаготом... Одинаково выразительно может быть использован неповторимо звучащий высокий контрабасовый регистр и самые низкие ноты, все флажолеты (натуральные и искусственные), такие колоритные во взаимодействии с другими тембрами, «популярное» pizzicato и т. д. (Оркестровые произведения, например Р. Щедрина и А. Эшпая, блестяще подтверждают сказанное выше.) И однако все это еще «целина» в ансамблевой литературе. Неужели такое богатство возможностей не увлечет нашу композиторскую молодежь?! Какие для этого надо изыскать стимулы? Насколько мне известно, в Парижской консерватории существовала отличная традиция: каждый выпускник-композитор обязан был написать пьесу для одного или нескольких «оркестровых» инструментов (или для ансамбля), а выпускники-исполнители обязывались исполнить при окончании консерватории новое сочинение. Не по этой ли причине так обильна всевозможная камерно-инструментальная литература именно во Франции? Полезность подобной постановки дела несомненна. Не стоило бы и нам -предпринять что-нибудь подобное в наших вузах? Вскоре соберется очередной всесоюзный форум советских композиторов. Хочется надеяться, что среди важных проблем, которые он обсудит, окажется затронутой и проблема ансамблевой литературы для учеников, студентов, артистов, играющих на оркестровых инструментах. Во всяком случае, мы, исполнители и педагоги, будем надеяться, что композиторы — молодые и маститые — вспомнят о большой армии музыкантов «второго эшелона». Советская музыка № 12 1981 г.

Ответов - 0



полная версия страницы