Форум » Поговорим о контрабасе » Оркестровый Класс » Ответить

Оркестровый Класс

Sinzin: Не для кого не секрет, что многие оркестровые партии очень трудны для исполнения и подчас просто неисполнимы. Думаю, что среди участников форума найдутся проф. оркестранты с которыми можно обсудить и поделиться опытом и различными примудростями в этом не простом деле. предлагаю обсуждать аппликатуру, штрихи и разнообразные приёмы оркестровой игры (пиццикато и т.д.). Хочется верить, что данная тема многих заинтересует и участники проявят активность.

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

Kontrabas: Итак,попробую придумать аппликатуру к "Реквием" Моцарта!Если найдёте что-либо более удобное,поправляйте! Dies irae 0(d)2(a)1(d)1(g) 0(d)2(a)1(d)1(g) 0(d)1(g) 11 412(d)1412(d)1 01110 12240041 41020401 1(d)01(g)11111 11124120 2222222222222222 41012414 0000000000000000 14101(g)14(d)1(d) 02111014 2114014(d)1 411(d)4 221(a)1 14(d)41 1(d)414(d) 2114 1202 1010 02110211 01111 412(d)1412(d)1 01111 411 41010 2(a)421(a) 011(a)0 1(a)41(a)11111 0000 0000 414(d)4414(d)4 1(a)4444444 44111102 12041204 44222200 00444001 4110 0241 1004 0442 4110 4101 2022 1212121242 22 1212121242 22 12121212 41444444 41414141 101(a)1 10011001 10110 1(a)4411441 1441(g) 2021 02110211 10041004 1044 0411 0204 2020 02110211 10441044 41104110 02042020 011424 2402 1041 02021010 0

Sinzin: Тут без бутылки не разберёшся.Я отсканирую на днях и напишу фирменную аппликатуру. Извини, с шифрами у меня туговато.

Kontrabas: ОК!Сравним с моей!


Sinzin: 8.Domine Jesu

goldfinger: на мой взгляд...не очень...много пустых струн....а вообще то, главное. чтобы чисто было.и в ритме

Телевизор: goldfinger пишет: много пустых струн.... Это плохо?

Sinzin: Напиши свой вариант, чтобы было чисто и в ритме

goldfinger: да у меня нет варианта...просто иногда, если много людей - пустые струны очень нечисты...даже хуже зажатых. а так я ничего не имею против пустых струн...глупо, к примеру, зажимать ноту ля на ми струне....и тянуть её.

Sinzin: Мы в группе настраиваемся по тюнеру, так что хотя бы 4 струны звучат чисто.

Kontrabas: Всё-таки мне моя аппликатура "Dies irae" пока больше нравится.На днях постараюсь отсканировать и выложить сюда.

Телевизор:

Vladimir_N: Мне интересно как господа контрабасисты относятся к вибрации в оркестре. Некоторые считают, что если они вибрируют всегда и везде - это показатель их высокого класса и нечеловеческой музыкальности. Я считаю, что вибрато в оркестровой игре надо использовать далеко не везде, а кое-где просто нельзя! Например - усиленно качать органный пункт или "картошки" в тихом нюансе - только создавать лишнюю интонационную неустойчовость. Интересно ваше мнение, коллеги!

Sinzin: Совершенно согласен. У многих оркестровых музыкантов есть дурная привычка вибрировать всё что не попадя.Вибрация одно из средств музыкальной выразительности, и применять её надо разумно и в контексте чего-то. Не для кого не секрет что бас это фундамет, а фундамент прежде всего должен быть прочным. Прежде всего интонация и атака звука, вот основные критерии оркестровой игры (ну ещё конечно ритм, который как известно является основой музыки). Представте себе группу деревянных духовых которая берёт аккорд в медленной части симфонии бетховена, и каждый участник ансамбля начинает раскачивать свою ноту в разные стороны.Вот будет здорово. Бытует мнение, особенно среди недюже одарённых дирижёров, будто-бы без вибрации звук плоский и бледный. Весь звук заключается в правой руке, это наше дыхание, а левая должна чётко , устойчиво и точно зажимать клапана.

Anderburg: Да, верные слова. Но, если на группу контрабасов ещё возможно как-то повлиять, то на виолончельную гораздо сложнее. А вить достаточно оного виолончелиста(-тки) что бы все наши старания свести на нет. Когда, например, мы тянем длинную ноту, встраиваясь в обертон, их отвратительное вибратиссимо, при игре в октаву, создаёт подобие грязной септимы. А вот pizzicato с вибрацией играть желательно, тут звук нужно «приукрасить», ИМХО.

KYCH: Sinzin пишет: Мы в группе настраиваемся по тюнеру, так что хотя бы 4 струны звучат чисто. Искренне завидую, 4 струны уже немало,по крайней мере цель есть,хотя вопрос спорный,ухи-то на что. В моей группе такое предложение восприняли-бы как блажь ,а покамест сплошь одна фальшь(каламбур мля),спасает только регистр.По вибрации согласен на 100%,добавить нечего. Аппликатура в группе должна быть проще (читай чище),а в идеале одинаковая у всех.Ну а пустые струны ,при желании, могут и на альте прозвучать.

goldfinger: да...всё верно...не к чему придраться....а вот...чем больше контрабасов в группе, текм грязней будет общее звучание... с тюнером вы , конечно, дошли до фанатизма....

overon: Мнение о вибрации здесь едино, я тоже с этим полностью согласен. А вот по поводу тюнера.... Я считаю это больше положительным, нежели отрицательным явлением. Если настроить по тюнеру 4 открытых струны, то уже хоть какой-то фундамент будет, какая-то уверенность. В группе необходима общность. Мы, например, тоже настраивались по тюнеру, и от этого только положительный опыт. На репетициях и, тем более, концертах лучше не экспериментировать. И если есть возможность подстроить инструменты с помощью того же тюнера, это стоит делать. А вот эксперименты можно устраивать на групповых (даже нужно), не пользуясь этими штуковинами и прорабатывая все только за счет слуха.

Телевизор: А если человек,например, опаздал на репетицию или концерт- как ему настраиваться - по тюнеру!? Если человек не глухой можно и без тюнера настроиться вполне неплохо.

overon: Телевизор пишет: А если человек,например, опаздал на репетицию или концерт- как ему настраиваться - по тюнеру!? Это форс-мажор. Если каждый день опаздывает, гнать его надо........ Телевизор пишет: Если человек не глухой можно и без тюнера настроиться вполне неплохо. Так никто и не спорит, если он сможет дать хорошие результаты, может настраиваться как хочет. Я говорил о предельной точности настройки открытых струн. Но системой это делать не стоит. Для этого и нужны групповые, там лучше никакими тюнерами не пользоваться, на мой взгляд

Anderburg: Причина того, почему я пользуюсь тюнером в оркестре. У нас на работе, настройке оркестра не уделяется должного внимания. Обычно она проходит секунд так тридцать и в диком шуме. А сидя перед валторнами, которые во время настройки разыгрываются(!), настроится не реально. Спасает только он – тюнер. И ещё. Бытует мнение, что настраивание инструмента точно по тюнеру способствует улучшению его качества звучания, какая-то фигня про резонанс верхней и нижней дек.

Vladimir_N: Телевизор если человек опоздал, то он и по слуху не настроится.

Телевизор: Anderburg пишет: она проходит секунд так тридцать и в диком шуме. Такое бывает не редко... Ну и пусть дирижёры мучаются и не предъевляют притензий к басам.

Anderburg: Телевизор пишет: Ну и пусть дирижёры мучаются и не предъевляют притензий к басам. Это точно!

Телевизор: Vladimir_N пишет: не мучение Еще какое мучение.... Только иногда смысла нет вообще играть... Когда дирижер сволочь...

Sinzin: Странно слышать такие нападки на тюнер.В камерном ансамбле или оркестре,другое дело, там совершенно другие ощущения, а вот в симфе: 1.Идёт постоянный гвалт.С помощью тюнера обеспечиваешь точную настройку не только себе, а всей группе, что самое главное.Обертона совпадают что создаёт весьма приятное впнчатление. 2. Дело не в безухости, а в том что в симфе ничего личного интонация не твоя-моя и т.д., а общая-групповая. Это не место выражения своих интанационных премудростей есть 442Hz и всё, это как детектор лжи. 3.Если кто-то считает что фанатизм это плохо, это его личное дело. Добросовестное отношение к работе, постоянный самоконтроль, забота о качестве. Наверно это странно, может это извращение кокое то.

Телевизор: Sinzin пишет: Добросовестное отношение к работе, постоянный самоконтроль, забота о качестве. Мне кажется это главное, и это возможно без тюнера...

Shmell: Телевизор пишет: Мне кажется это главное, и это возможно без тюнера... Полностью согласен...Хотя я конечно очень мало играл в оркестрах (классических), в основном это были джазовые составы...К тому же тюнер насколько я знаю...имеет вполне определённые и (что главное) постоянные характеристики, т.е. он будет ловить (не ловить) только основной тон ну и близкие обертоны (+ шум во время настройки) так что помоему ушками просто удобнее и в ряде случаев быстрее , но ещё раз повторяю что имею оч. маленький (собственно почти никакого)оркестровый опыт и могу ошибаться. И вообще тюнер для стр.смыч. инструментов это весьма странно.Для эл. гитар и басов - понимаю. для контрабаса... ну только если первую струну настроить и то без него лучше!

goldfinger: можно настроиться по тюнеру и всё равно играть фальшиво....дело также и в мастерстве. По- моему, это главное, а не тюнер....

Телевизор: goldfinger пишет: дело также и в мастерстве. Это правильно.... Ибо можно настроиться фальшиво или случайно строй может измениться,а если есть мастерство, то и в такой ситуации можно играть чисто ....

KYCH: Телевизор пишет: или случайно строй может измениться ... и тогда "выноси святых",контрабасовая группа "априори" ,будем откровенны, играет не чисто (не трогаем "топовые" зарубежные коллективы),и если у тебя лично инструмент не настроен,будь ты семи пядей во лбу и с ухом у грифа,слева и справа (странно что) кто-то не доползает или сползает,и ты со своим "мастерством" в этом гвалте будешь тупо двигать пальцем по грифу пытаясь подстроиться с нулевым (0) результатом. P.S. Не помню кто сказал : "Уровень оркестра определяется по самому слабому его музыканту "

goldfinger: тоже правильно.....но я имел ввиду, что без мастерства и на идеально настроенном контрабасе можно играть фальшиво. у нас так и есть - все солисты хреновы, а в первой позиции не могут ничего нормально сыграть. про штрихи я вообще молчу - тут хоть святых выноси.....

Sinzin: Shmell пишет: т.е. он будет ловить (не ловить) только основной тон ну и близкие обертоны (+ шум во время настройки) Конечно, в оркестре настраиваются не через встроенный микрофон, а через выносной микрофон прищепку (на подставку). goldfinger пишет: но я имел ввиду, что без мастерства и на идеально настроенном контрабасе можно играть фальшиво Никто не пытается тюнером заменить мастерство и слух , я лишь пытался сказать о ежедневной точной (идентичной) настройке группы. Это несёт ещё и дисциплинирующе-воспитательную нагрузку - объединение группы в нечто целое, один большой инструмент...

Sinzin: Хотелось бы поговорить о пятиструннике. Многие настраивают 5ю струну на Н. Моё глубокое убеждение что основным стороём всё же должен быть С, так как он соответствует нижней ноте виолончели и лучше резонирует (что видно по 1ой струне G). В симфонической литературе есть произведения где встречается выписанная Н, например "Пинни Рима" О.Респиги, "Конёк Горбунок" Р.Щедрина и др. Многие дирижеры любят всавлять свою ретушь (октавные удвоения), где встречается Н или даже В.Мне кажется, что это должно быть отступлением, своего рода скордатурой от основного строя. Пятиструнник с нижней Н звучит тусклей и самую основную и частоиспользуемую С приходиться играть в полупозиции, что значительно обедняет её звучание. ...Вообще в кварто-терцовой настройке есть что-то от гамбы или виолона... Пишите сви соображения,высказывайте мнения по поводу применения 5й струны в оркестре,примеры различных не выписанных октавных удвоений, и технике игры на этом инструменте.Также было бы интересно узнать о литературе для пятиструнника.

realyura: Телевизор пишет: Когда дирижер сволочь Вот ето чистая правда! Хотя я не обращаю на них внимания

Sinzin: Может кто-нибудь напишет о проф. работе контрабасиста что-нибудь?А про М..ДАКОВ дирежёров что-то не хочется говорить.. в этом разделе.

Vladimir_N: Продолжим про пятиструнник. Интересно, есть какая-нибудь литература для практики, этюды и проч.. Без большого опыта возникают нехилые проблемы с артикуляцией на 5-й струне. И ещё, если в нотах написан тихий нюанс, на деле приходится играть всё на максимальной звучности, иначе ничего не слышно, отсюда вывод - пол-группы, или треть, должны играть на пятиструнниках.

Sinzin: Литература есть. Соната Кнауэра для 5 стр. и ф.но. Мне говорил Горбунов что Штоль записал концерт какого-то греческого композитора для 5 стр. с оркестром. http://www.billbentgen.com/music/index.htm Правда здесь представленна школа для баса с струной Н. Мне кажется что С более целесобразна в оркестре чем Н. см. выше. Насчёт половины группы совершенно справедливо. В некоторые периоды группы Берлинской филармонии и КонцертГебау состояли целиком из пятиструнников. Появление этих инструментов в начале 20 века отразилось как на звучании оркестров так и на мышлении композиторов. Например у Малера есть пометки что некоторые нижние ноты должны исполняться без октавного удвоения, т.е. только нижняя октава!!!

KYCH: Sinzin В оркестре ты работаешь на 5-струнке?Откуда интерес к вопросу?

Sinzin: Да. Моё мнение что в оркестре должны использоваться в основном пятиструнники (ну может кроме оперного). Переносы на октаву, ну вы сами понимаете... Ну, требования которые выдвигаются композиторами, авторский замысел , так сказать, я не говорю о просто украшениях, подобно профундо в хоре.

KYCH: Наконец нашел время представить моё понимание пятиструнного контрабаса в оркестре. Все сказанное Sinzin'ом верно по сути.В моей группе из восьми человек пятиструнки две,что безусловно недостаточно для произведений ряда композиторов ,в этой ситуации приходиться хитрить и две пятиструнки при появлении нот на 5 струне играют просто нюансом сильнее чем вся группа. Оптимальным нахожу их количество в пол-группы. Основная проблема с которой мне приходиться бороться в буквальном смысле это игра на ставке.Струны на подставке,я заметил,мастера ставят довольно высоко,для более удачного решения разноса струн над грифом (хотя это слабо помогает),и более сильной резонации инструмента (думаю 5-ая струна создает еще 10 кг усилия на деку)Из-за этого тяжело физически сыграть нотный материал на ставке мощно,аккуратно не задевая соседних струн .Примеров игры в широком диапазоне на пятиструнке масса - произведения Малера,Шостаковича,Стравинского,Р.Штрауса и др. "С" на "H" перестраиваю только в 'Пиниях Рима" Респиги,в остальном стабильно настраиваю "C" .Аппликатура ,мне кажется , на 5 струне как принцип не столь важна,т.к. технические откровения на ней встречаются ой как редко (на памяти только 5-я симф.1ч.Шостаковича).А этюд для 5-ой струны (если таковой имеется )это вообще за гранью добра и зла. В остальном за 8 лет работы на своем 5-тиструнном Rubner'е ни на что пожаловаться не могу,и врядли поменяю его на "классику".

Sinzin: Полностью поддерживаю всё вышесказанное. Зафиксированные применения струны "Н "встречал в Пинях и Коньке горбунке. Некоторые маэстро просят пятиструнное" Н" в конце Тристана, в Кавалере Роз Р.Штрауса , Солтане Корсакова. Есть неплохие решения и вдругих произведениях.

Бородач: Похоже, по поводу вибрации, вызову бурю негодования... Безусловно, есть немало мест, где она категорически неуместна (цитирую: "органный пункт или "картошки" в тихом нюансе"). Кроме того, важно, какую - стиль, эпоха - музыку играешь. Но вибрация НЕ ТОЛЬКО средство выразительности. Это способ обогатить звук обертонами. Благодаря этому он становится более "носким". Это вам скажет любой специалист по акустике. Если нюанс тихий - меньше амплитуда (совсем небольшая). Кроме того, сама по себе вибрация она ведь тоже у людей бывает разная (амплитуда и скорость). Если очень крупная (как у старого, плохого вокалиста) - возникает качка, тут хоть святых выноси. Так что только уши и вкус подскажут где она нужна. А по поводу тюнера, это и в самом деле очень удобно. Но очень существенно - какой тенер использовать. Я, на беду, не нашёл ничего приличнее KORG CA-30 (25 евро), так скажу прямо - сплошное мучение. Очень инертен (по 10-15 сек. жди пока стрелка слезет с деления - тормозит, как наркоман под забористой травой), к тому же требует очень ясного звучания (очень чистого по обертонам), если есть хоть маленький намёк на волка, Корг вам все мозги вынет. Так что лучше немного потратиться. Настройка с использованием тюнера не изменяет резонанса дек. Просто группа выстроенная по-тюнеру - более точно (люди слышат индивидуально, кто-то любит чуть выше, кто-то наоборот) звучит стройнее и не происходит взаимного подавления (как при неточной интонации), возникает резонанс - но только между интсрументами группы. Вот и звучит лучше.

Sinzin: Разделяю мнениеБородач , а так же хочу добавить что старинную музыку иполняют без вибрации, а если и вибрируют, то только к концу ноты, как бы раскачивая её окончаеие. Что касается баса,- то это конечно Basso Continuo а в этой традиции ответ одназначный - никакой вибрации. Само понятие Non vibrato сейчас имеет несколько другое значение. Приставка Non- т.е. неозначает противопоставление , а сама вибрация предполагается semre., как некоторые выдающиеся деятели говорят - состояние руки. Ну старинная музыка, это вообще отдельная тема, которая требует длительного обсуждения... А что касается группы, то весь романтический и поздне -романтический оркестровый репертуар предпологает наличие, и использование вибрации, но тут к этому делу нужно подойти с чувством меры и вкуса, как с сахаром-главное не пересластить , а то совсем жрать невозможно будет.

Anderburg: Покупал в магазине тюнер, как говорится «на бум». Взял KORG DT-3. он не стрелочный, а со светодиодами. Ловит си, и даже ля у пятиструнника (ну, с прищепкой конечно (это когда вовремя настройки оркестра, из-за общего шума невозможно настроится)). Рекомендую.

Sinzin: Вопрос к оркестрантам. И.Ф.Стравинский Сюита из балета Жар-птица (1919) Автор прекрасно разбирался в оркестре , в инструментах и их возможностях, данный отрывок какой-то удивительный ляп, то ли его самого, толи переписчика. Стравинский пользовался системой записи флажолетов которая состояла из2х или 3х нот, т.е. чёрная нотка струна на которой извлекается флложолет а ромбик- место прижатия на струне, иногда выписывалась ещё и 3я нота- нота которая должна в результате всего этого получиться. Дело в том, что оригинальная балетная партитура, и музыка 2х сюит достаточно сильно отличается по оркестровке,данного отррывка вообще нет в партии контрабасов в балетном (полном) варианте. Какая же нота должна звучать, и где она извлекается??? Ни один дирежер не дал мне вразумительного ответа. По моим соображениям должна звучать нота D (квинтовый флажолет на струне G), дело в том, что виолончели играют похожую партию и если рассмотреть данную запись с точки зрения виолончели, то как раз всё сходиться, этот флажолет без труда извлекается на виолончели так, как он и написан. В партии контрабаса надо просто поменять местами эти ноты вот и всё. Как вы считаете коллеги прав я или нет??? Можно проанализировать партитуру оригинала

Vladimir_N: Это исполняется сol legno - один хрен какая нота Если дирижёр ничего не может сказать, выбор за концертмейстером, тем более это не самое главное и слышное место в произведении! Я бы играл на струне соль квинтовый флажолет.

Sinzin: Всё бы здорово только к аккорде ноты d-е g# постараюсь выложить пример.

Vladimir_N: Ну ре как раз подходит

Sinzin: Вот пример записи флажолетов Стравинским "Весна священная".

Sinzin: Кстати хотелось бы обсудить тему флажолетов в оркестровой игре. Такие композиторы как Равель, Стравинский, Дебюсси, Респиги и прочие импрессионисты и около того вобщем ХХ век. Точно выписывали флажолет и место его взятия на струне. (удивительный пример в Матушке-гусыне Равеля , использование квартового флажолета на пятой струне он там взят в скобки). Но не для кого не секрет , что флажолеты лучше и чише звучат в нижней половине грифа (в ставке) и многие с успехом их туда переносят. Есть композиторы которые не задумываются над тем как будет взят тот или иной флажолет и пишут просто нолик над нотой, оставляя право решения за исполнителем.

Sinzin: Цифра 143, 2-ой такт. Как видно из примера, в гармоническом сопровождении основной звук "ре", который играют гобои и альты.

Андрей: Извините, не совсем в тему. Где можно в Москве недорого приобрести прищепку для тюнера? Все-таки верю в прогресс. Когда-то не было и металлических струн, а когда-то и самого контрабаса

Sinzin: Посмотри раздел "Музыкальные Магазины", там есть ссылка на этоhttp://dynatone.ru/info9103561 вот она!!!

Genka: Sinzin пишет: Вопрос к оркестрантам. И.Ф.Стравинский Сюита из балета Жар-птица (1919) Поздновать для ответа, но лучше поздно... :) Косяка в нотной записи нет: играется квинтовый флажолет на струне соль, просто записан в натуральном звучании. Это не единственный пример и не только у Стравинского, сейчас на вскидку не вспомню, но встречались у французов партии где флажолеты выписаны в реальном звучании, а всё остальное как положено :)



полная версия страницы