Форум » Поговорим о контрабасе » Оркестровый Класс » Ответить

Оркестровый Класс

Sinzin: Не для кого не секрет, что многие оркестровые партии очень трудны для исполнения и подчас просто неисполнимы. Думаю, что среди участников форума найдутся проф. оркестранты с которыми можно обсудить и поделиться опытом и различными примудростями в этом не простом деле. предлагаю обсуждать аппликатуру, штрихи и разнообразные приёмы оркестровой игры (пиццикато и т.д.). Хочется верить, что данная тема многих заинтересует и участники проявят активность.

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

Vladimir_N: Телевизор если человек опоздал, то он и по слуху не настроится.

Телевизор: Anderburg пишет: она проходит секунд так тридцать и в диком шуме. Такое бывает не редко... Ну и пусть дирижёры мучаются и не предъевляют притензий к басам.

Anderburg: Телевизор пишет: Ну и пусть дирижёры мучаются и не предъевляют притензий к басам. Это точно!


Телевизор: Vladimir_N пишет: не мучение Еще какое мучение.... Только иногда смысла нет вообще играть... Когда дирижер сволочь...

Sinzin: Странно слышать такие нападки на тюнер.В камерном ансамбле или оркестре,другое дело, там совершенно другие ощущения, а вот в симфе: 1.Идёт постоянный гвалт.С помощью тюнера обеспечиваешь точную настройку не только себе, а всей группе, что самое главное.Обертона совпадают что создаёт весьма приятное впнчатление. 2. Дело не в безухости, а в том что в симфе ничего личного интонация не твоя-моя и т.д., а общая-групповая. Это не место выражения своих интанационных премудростей есть 442Hz и всё, это как детектор лжи. 3.Если кто-то считает что фанатизм это плохо, это его личное дело. Добросовестное отношение к работе, постоянный самоконтроль, забота о качестве. Наверно это странно, может это извращение кокое то.

Телевизор: Sinzin пишет: Добросовестное отношение к работе, постоянный самоконтроль, забота о качестве. Мне кажется это главное, и это возможно без тюнера...

Shmell: Телевизор пишет: Мне кажется это главное, и это возможно без тюнера... Полностью согласен...Хотя я конечно очень мало играл в оркестрах (классических), в основном это были джазовые составы...К тому же тюнер насколько я знаю...имеет вполне определённые и (что главное) постоянные характеристики, т.е. он будет ловить (не ловить) только основной тон ну и близкие обертоны (+ шум во время настройки) так что помоему ушками просто удобнее и в ряде случаев быстрее , но ещё раз повторяю что имею оч. маленький (собственно почти никакого)оркестровый опыт и могу ошибаться. И вообще тюнер для стр.смыч. инструментов это весьма странно.Для эл. гитар и басов - понимаю. для контрабаса... ну только если первую струну настроить и то без него лучше!

goldfinger: можно настроиться по тюнеру и всё равно играть фальшиво....дело также и в мастерстве. По- моему, это главное, а не тюнер....

Телевизор: goldfinger пишет: дело также и в мастерстве. Это правильно.... Ибо можно настроиться фальшиво или случайно строй может измениться,а если есть мастерство, то и в такой ситуации можно играть чисто ....

KYCH: Телевизор пишет: или случайно строй может измениться ... и тогда "выноси святых",контрабасовая группа "априори" ,будем откровенны, играет не чисто (не трогаем "топовые" зарубежные коллективы),и если у тебя лично инструмент не настроен,будь ты семи пядей во лбу и с ухом у грифа,слева и справа (странно что) кто-то не доползает или сползает,и ты со своим "мастерством" в этом гвалте будешь тупо двигать пальцем по грифу пытаясь подстроиться с нулевым (0) результатом. P.S. Не помню кто сказал : "Уровень оркестра определяется по самому слабому его музыканту "

goldfinger: тоже правильно.....но я имел ввиду, что без мастерства и на идеально настроенном контрабасе можно играть фальшиво. у нас так и есть - все солисты хреновы, а в первой позиции не могут ничего нормально сыграть. про штрихи я вообще молчу - тут хоть святых выноси.....

Sinzin: Shmell пишет: т.е. он будет ловить (не ловить) только основной тон ну и близкие обертоны (+ шум во время настройки) Конечно, в оркестре настраиваются не через встроенный микрофон, а через выносной микрофон прищепку (на подставку). goldfinger пишет: но я имел ввиду, что без мастерства и на идеально настроенном контрабасе можно играть фальшиво Никто не пытается тюнером заменить мастерство и слух , я лишь пытался сказать о ежедневной точной (идентичной) настройке группы. Это несёт ещё и дисциплинирующе-воспитательную нагрузку - объединение группы в нечто целое, один большой инструмент...

Sinzin: Хотелось бы поговорить о пятиструннике. Многие настраивают 5ю струну на Н. Моё глубокое убеждение что основным стороём всё же должен быть С, так как он соответствует нижней ноте виолончели и лучше резонирует (что видно по 1ой струне G). В симфонической литературе есть произведения где встречается выписанная Н, например "Пинни Рима" О.Респиги, "Конёк Горбунок" Р.Щедрина и др. Многие дирижеры любят всавлять свою ретушь (октавные удвоения), где встречается Н или даже В.Мне кажется, что это должно быть отступлением, своего рода скордатурой от основного строя. Пятиструнник с нижней Н звучит тусклей и самую основную и частоиспользуемую С приходиться играть в полупозиции, что значительно обедняет её звучание. ...Вообще в кварто-терцовой настройке есть что-то от гамбы или виолона... Пишите сви соображения,высказывайте мнения по поводу применения 5й струны в оркестре,примеры различных не выписанных октавных удвоений, и технике игры на этом инструменте.Также было бы интересно узнать о литературе для пятиструнника.

realyura: Телевизор пишет: Когда дирижер сволочь Вот ето чистая правда! Хотя я не обращаю на них внимания

Sinzin: Может кто-нибудь напишет о проф. работе контрабасиста что-нибудь?А про М..ДАКОВ дирежёров что-то не хочется говорить.. в этом разделе.

Vladimir_N: Продолжим про пятиструнник. Интересно, есть какая-нибудь литература для практики, этюды и проч.. Без большого опыта возникают нехилые проблемы с артикуляцией на 5-й струне. И ещё, если в нотах написан тихий нюанс, на деле приходится играть всё на максимальной звучности, иначе ничего не слышно, отсюда вывод - пол-группы, или треть, должны играть на пятиструнниках.

Sinzin: Литература есть. Соната Кнауэра для 5 стр. и ф.но. Мне говорил Горбунов что Штоль записал концерт какого-то греческого композитора для 5 стр. с оркестром. http://www.billbentgen.com/music/index.htm Правда здесь представленна школа для баса с струной Н. Мне кажется что С более целесобразна в оркестре чем Н. см. выше. Насчёт половины группы совершенно справедливо. В некоторые периоды группы Берлинской филармонии и КонцертГебау состояли целиком из пятиструнников. Появление этих инструментов в начале 20 века отразилось как на звучании оркестров так и на мышлении композиторов. Например у Малера есть пометки что некоторые нижние ноты должны исполняться без октавного удвоения, т.е. только нижняя октава!!!

KYCH: Sinzin В оркестре ты работаешь на 5-струнке?Откуда интерес к вопросу?

Sinzin: Да. Моё мнение что в оркестре должны использоваться в основном пятиструнники (ну может кроме оперного). Переносы на октаву, ну вы сами понимаете... Ну, требования которые выдвигаются композиторами, авторский замысел , так сказать, я не говорю о просто украшениях, подобно профундо в хоре.

KYCH: Наконец нашел время представить моё понимание пятиструнного контрабаса в оркестре. Все сказанное Sinzin'ом верно по сути.В моей группе из восьми человек пятиструнки две,что безусловно недостаточно для произведений ряда композиторов ,в этой ситуации приходиться хитрить и две пятиструнки при появлении нот на 5 струне играют просто нюансом сильнее чем вся группа. Оптимальным нахожу их количество в пол-группы. Основная проблема с которой мне приходиться бороться в буквальном смысле это игра на ставке.Струны на подставке,я заметил,мастера ставят довольно высоко,для более удачного решения разноса струн над грифом (хотя это слабо помогает),и более сильной резонации инструмента (думаю 5-ая струна создает еще 10 кг усилия на деку)Из-за этого тяжело физически сыграть нотный материал на ставке мощно,аккуратно не задевая соседних струн .Примеров игры в широком диапазоне на пятиструнке масса - произведения Малера,Шостаковича,Стравинского,Р.Штрауса и др. "С" на "H" перестраиваю только в 'Пиниях Рима" Респиги,в остальном стабильно настраиваю "C" .Аппликатура ,мне кажется , на 5 струне как принцип не столь важна,т.к. технические откровения на ней встречаются ой как редко (на памяти только 5-я симф.1ч.Шостаковича).А этюд для 5-ой струны (если таковой имеется )это вообще за гранью добра и зла. В остальном за 8 лет работы на своем 5-тиструнном Rubner'е ни на что пожаловаться не могу,и врядли поменяю его на "классику".



полная версия страницы