Форум » Поговорим о контрабасе » СТАТЬЯ. "ПОЧЕМУ ЗАБЫТ КОНТРАБАС?" » Ответить

СТАТЬЯ. "ПОЧЕМУ ЗАБЫТ КОНТРАБАС?"

Телевизор: ПОЧЕМУ ЗАБЫТ КОНТРАБАС? В современной музыкальной практике среди струнных смычковых инструментов, как правило, солирующими считаются скрипка, реже виолончель и альт: контрабас же солирует очень редко и используется лишь в качестве оркестровой краски. Вероятно, пришла пора изменить порочное "деление" инструментов и исполнителей на "престижные" (сольные) и "непрестижные" (оркестровые). Сегодня даже композиторы лишены возможности услышать контрабас соло, познакомиться с его широкими возможностями. А ведь известно, что композиторы и исполнители всегда влияли друг на друга, способствовали развитию музыки, практике исполнительства. Эта связь стала прерываться... Настало время изменить положение и дать возможность лучшим исполнителям на различных инструментах демонстрировать свои достижения, регулярно выступать соло. Нужны смешанные абонементы в филармониях, гастроли, записи на радио, телевидении, в студиях грамзаписи; нужны традиционные (почему-то исчезнувшие из планов филармоний, радио и телевидения) лекции-концерты, циклы типа "Инструменты симфонического оркестра". Нужны киносъемки выдающихся исполнителей - ведь это история нашего музыкального исполнительского искусства! Где можно послушать натуральный контрабас соло? Нигде. Если скрипачей и пианистов много, то ведь, скажем, солистов-контрабасистов - единицы. Ведь эти подвижники делают большое дело. Они демонстрируют современный уровень игры, на который ориентируются многие их коллеги, повышают культуру игры на своем инструменте, способствуют развитию оркестрового исполнительства. С первого года обучения музыканты-исполнители всех специальностей воспитываются на сольной игре. Но по окончании учебы большинство становится участниками музыкальных коллективов. Некоторые говорят, что обучать соло, поэтому вообще не следует, что надо готовить не солистов, а оркестрантов, играть вместо пьес оркестровые партии и т. д. Думается, что такое мнение неверно и вредно, ибо может привести к снижению уровня подготовки наших музыкантов. Ведь чем большего достигает учащийся в своем сольном исполнительстве, тем больше он может дать оркестру. Однако поступлением в оркестр не должны заканчиваться творческая жизнь музыканта и его профессиональное совершенствование. А где стимул и возможности показать достижения? Есть и другой аспект у этой проблемы. Отсутствие сольной практики означает потерю огромных средств, затраченных на обучение музыкантов, на проведение всесоюзных и международных конкурсов, ибо их лауреаты лишены возможности вести регулярную концертную деятельность. Р. АЗАРХИН Журнал "Музыкальная жизнь". 1986 №2

Ответов - 15

Sinzin: Сколько всех нас воспитывалось на сольной игре, а играть в оркестре по прежнему никто не умеет. Вот вам и солисты. Оркестровые партии ставят перед исполнителям совершенно другие, более нестандартные и неординарные задачи.Грубо говоря в сольной игре играет кто как можнт как получается, в оркестре же нужно своё звучание соотносить со звучанием пвртитуры в целом. Например Скерцо 6 симф. Чайковского, сыграть триоли в нюансе ррр в быстром темпе, да с фразировочным диминуендо, по силам еденицам, хотя в сольной игре при такой же фактуре было-бы намного проще, играешь один, сам себе хозяин. Так-что с Родионом Михайловичем по поводу оркестра согласиться не могу. А что инструмент не пропагандируется в достоточном объёме, это точно.

NNN: Могу согласиться в том случае, если в статье описывается ситуация с классическим контрабасом: несмотря на то, что современные композиторы пишут для контрабаса как для солирующего инструмента, в концертных залах эта музыка звучит редко. А вот в современной импровизационной музыке (джаз и т.д.), контрабас довольно часто берет на себя функции солирующего инструмента, плюс ко всему существует достаточное количество записей-сольников, контрабасовых дуэтов, трио и т.д. Просто центр контрабасовой, да и вообще музыкальной, жизни не в России, а в Нью-Йорке. Ведет на сегодняшний момент нью-йоркский даунтаун – именно туда стягиваются музыканты со всего мира.

Sinzin: Джаз, авангард и т. п., это отдельная тема, которая требует отдельного, осмысленного изучения. Было бы здорово посвятить этому вопросу свою, персональную тему. Современный контобас, а точнее музыка конца ХХ начала ХХI века- вот вопрос, который требует отдельного рассмотрения как и вышеуказанная тема. Может кто напишет свои соображения по этому поводу???


NNN: Авангарду действительно нужно посвятить отдельную тему, поскольку именно контрабасисты должны быть обязаны авангарду полным "раскрепощением" инструмента.

Sinzin: А как вы относитесь к популяризации контрабаса ??? Яркий пример Эдгар Мейер, нашел свой своеобразный стиль и похоже ему это нравится, а также приносит доход, что заметьте не маловажно. Не всем нравиться то , чем занимается Мейер, но нельзя не согласиться, что играет он с феерической виртуозностью и большой убеждённостью в своих действиях. Вот почаще бы он обращался к академическому репертуару....

NNN: Популяризация не имеет отношения к проблемам языка в искусстве. Любой художник пытается избежать профанации разработанного им приема, созданного языка и т.д. (если, конечно, сама профанация не является частью художественного замысла). Видимо, это явилось одной из причин закрытия Зорном своего проекта МАСАДА. Художник должен стремиться быть непредсказуемым, его жест не должен быть ожидаемым. Стремление нравиться обрекает художника на тавтологию - нужно соответствовать тому образу, который ты создал и благодаря которому тебя знают. Однако в связи с засилием "гнусной попсы" приветствуешь самые разные попытки популяризировать, например, классическую музыку. Что касается контрабаса, я бы вообще говорила не о популяризации контрабаса как инструмента. Начать нужно с общего поднятия музыкального уровня студентов в учебных заведениях, поскольку в современной музыке отношение к этому инструменту вне бытовавших ранее стереотипов второстепеного инструмента и т.д.

Sinzin: NNN пишет: Начать нужно с общего поднятия музыкального уровня студентов в учебных заведениях, поскольку в современной музыке отношение к этому инструменту вне бытовавших ранее стереотипов второстепеного инструмента и т.д. С преподованием контрабаса настоящая катастрофа. чему учат, какой репертуар играют, а самое главное как!!! Низкий уровень развития отечественного контрабасового искусства налицо. Что с этим делать....???? На с смену старому не приходит ничего нового, кто учит??? чему учит??? и для чего???? полное отсутствие культуры исполнительской и музыкальной. Вот это факт.

Андрей: Sinzin, ну вот, вы все понимаете. Ну надо что-то делать. ВНИМАНИЕ ВСЕМ!!! ЗАВТРА МОЖЕТ БЫТЬ ПОЗДНО!!!

NNN: Самообразование - "то, что нужно делать".

Шницель: по этой теме хочу привести цитату: "Контрабасовое искусство - явление частное, относительно скромное по своей функциональной роли в целостном музыкально-исполнительском искусстве - нельзя рассматривать в историческом ракурсе сколько-нибудь объективно вне очевидных его связей со всем процессом движения музыкального искусства и тем более вне конкретных социально-общественных условий жизни нашей страны"… Л. Раков.

moltobasso: Шницель (в смысле Раков)пишет: "Контрабасовое искусство - явление частное... Контрабасовое искусство сегодня - это не явление. И тем более не частное. Веет какой-то совковостью от цитаты. Особенно "радует" вот этот перл: явление относительно скромное Тонкий, с хорошим вкусом контрабасист-аккомпаниатор в ансамбле или камерном составе многого стоит. Я уже и не говорю о чисто и ровно звучащей группе в оркестре. Учиться играть в ансамбле, больше играть камерную музыку, зачёты и экзамены в Академии построить таким образом, чтобы оценивать уровень контрабасиста как ансамблиста. Если обучающийся вместо дубового концерта Симандла выучит как следует финал 35-й Моцарта, "Сальтареллу" из Итальянской Мендельсона и финальчик 9-ой Бетховена(весь ), то пользы будет гораздо больше. И тогда лучшие дирижёры России, а возможно и мира, будут благодарить преподавателей и вспоминать их лучшими словами. Поправьте, если ошибаюсь.

Sinzin: moltobasso Ты просто молодец, правильно мыслишь, так держать. Все слова в десятку. А нам остаётся надееться, что настанут времена , когда так будут мыслить все, и не только контрабасисты...

moltobasso: Sinzin, но это не отменяет сольного исполнительства, правда? Вот с этим утверждением Азархина согласимся, пожалуй: Однако поступлением в оркестр не должны заканчиваться творческая жизнь музыканта и его профессиональное совершенствование

NNN: По-моему, искусство вообще для многих "явление частное, относительно скромное по своей функциональной роли в жизни человека"

Sinzin: moltobasso Я и не отрицал сольного исполнительства, а даже наоборот. Я имел ввиду, что должна присутствовать обязательная узконаправленная ( в хорошем смысле этого слова)проф. ориентация. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что просто учат играть на инструменте музыку.Да это всё замечательно но..... ситуация вобщем всем известна



полная версия страницы