Форум » Поговорим о контрабасе » Современная музыка » Ответить

Современная музыка

Anderburg: Создавая данный раздел, хотелось бы уделить ваше внимание новой музыке, написанной современным языком. Поверьте, достаточно много произведений, которых мы не знаем; сольных, с оркестром, ансамблей. Хотелось бы обсудить новейшие сочинения молодых и маститых композиторов, изучить специфические приёмы, освоить новые техники игры на инструменте.

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

NNN: Я тоже не разделяю мнение Штокхаузена, точнее, я его высказывание понимаю в определенном контексте... Но об этом чуть позже. спешу.

NNN: Думаю, что высказывание Штокхаузена находится в определенном культурном контексте. А именно в искусстве 20 века происходило как бы освоение "жизненного" пространства: то, что считалось не искусством, посредством мысли художника становилось искусством и наоборот - в искусстве возникали теденции к слиянию с жизнью (сюрреалисты, футуристы). Если помните, то взрывы двух башен чуть ли не были сняты из фильма (фильм уже не помню, да и, по-моему, он не был единственным). Киноискусство, в большей своей части претендующее на создание реальности, максимально напоминающей жизненое пространство, даже мечтать не могло о таком фильме-катастрофе. Все с первого дубля - даже снимать не стоит... Да, но в настоящем искусстве никогда не произойдет разрушение границы между искусством и жизнью, иначе искусство перестанет быть искусством - все будет жизнью. Штокхаузен говорит, скорее всего, о том, что этим жестом (11 сентября) обозначалась та самая граница...И таким образом определенным экспериментам в искусстве положен конец. Все-таки в искусстве должен литься клюквенный сок.

NNN: Другое дело, что Штокхаузен действительно забыл о массовых репрессиях в России и уничтожении евреев Гитлером, о которых вспомнил ты, kont_barabas... Но если иметь в виду то, что в "художественных проектах" Гитлера и Сталина все-таки не реализовался замысел до конца: в замыслы одного вписалась история, а замыслам другого помешала смерть, то мысль Штокхаузена проясняется. Видимо, поэтому он делает акцент на 11 сентября: мысль художника донесена до зрителя, она ясна, замысел реализован, "произведение искусства" создано, а не оборвано, как в случае с Гитлером и Сталиным. Штокхаузен, как художник, отреагировал образно... естественно, этого не поняли.


kont_barabas: NNN ! Теоретически суждение о морали очень хорошо у тебя сформулировно.Но мне кажется у общества нет общей морали. Есть только Законы ,выработаные обществом относительно культуры и духовности общества, которые принято считать "Mоралью". Мораль есть у каждого человака своя, вернее она различается ,она не бывает единая для всех. Приведу в пример Самоубийство, сдесь в каждых регионах земли эти понятия быдут трактоваться по разному. Общество по природе может быть совершенно разное по своему культурному охвату, поэтому у общества не может быть общей Морали , лишь Законы прописывающие "Мораль".... А мои слова: "Убийство других ради какой-либо высокой цели это Аморально" прозвучали лишь как высказывание моего личного мнения. Ладно вернёмся к нашим овечкам ... Твоя мысль понятна очень ясно, и слова Штокхаузена стали мне ещё более понятными. Иногда искуство перходит ту невидимую грань, где теряется у человека понятия о нравственности и морали. Патрик Зузькинд "Парфюмер" один из многих примеров где эта грань,в современности, стёрта. Если проанализировать смысл, суть романа ,то это не что иное как самое низкое что есть в человеке, возведённое рукой мастера в хорошее обрамление ..... Мне сложно понять таких "художников" их мысли и их цели, что хотят донести они обществу, каждому человеку? Искуство стаёт марионеткой в руках мастера? Нет для меня такое искуство не искуство !

kont_barabas: kont_barabas пишет: Нет для меня такое искуство не искуство ! Вернее это- искуство, но не для меня ...

NNN: NNN : в замыслы одного вписалась история Плохо выразилась. Чтобы не восстанавливать из контекста, можно заменить предложением: замыслы одного разрушила история (Германия проиграла во Второй Мировой) Модератору: можно исправить и это сообщение потом удалить

NNN: Относительно морали... Поскольку слово имеет несколько значений, то я уточняла, в каком значении оно у тебя употреблено. В своих рассуждениях о морали ты отстаиваешь просто одно из значений этого слова, где мораль = понятию "нравственность". А твои слова "убийство других ради какой-либо высокой цели это Аморально" верны и с этим никто не спорит... kont_barabas : искусство переходит ту невидимую грань, где теряются у человека понятия о нравственности и морали Искусство по большому счету не занимается вопросами нравственности и морали (отдельный разговор).Это вопросы, касающиеся жизненного пространства человека. Но вот искусство как часть жизни, во-первых, не должно диктовать, как жить (иначе получаются неудачные в искусстве и страшные в жизни "художественные проекты", сродни тому, что делал Сталин или Гитлер). Искусство не учебник жизни, как нас этому учили... Во-вторых, искусство не должно сливаться с жизнью (о чем я говорила выше), хотя может сколь угодно ее имитировать...Если искусство "выходит" в жизнь, то как правило, теряются понятия о нравственности.

NNN: NNN : теряются понятия о нравственности Нужно понимать так: теряются понятия о нравственности в самой жизни, либо же они принимают паталогические формы.

M"uRаv'еV: Сейчас играю по специальности произведение нашего композитора-студента из академии.Музыка(задумка)очень даже хорошая,интересная(для меня),не набор политональных звуков(смурятина).Но...не учитывается удобность тональности(флажолеты просят сыграть каких нет,хотя,наверно,можно сыграть исскуственные;)),сила и протяженность звука в разных диапазонах и на разных струнах,указаные штрихи не всегда соответствуют природе смычка и специфике инструмента(штрихи скорее всего фразировочные,но указания вверх,вниз стоят)и т.п..Я не жалуюсь(тем более музыка вроде ничего),просто первый раз со мной такое происходит и мне интересно как мне это разгребать,я же,получается,могу в итоге совсем другую музыку исполнить,соавторство получается что ли?!!?

Oлег Воробей: M"uRаv'еV Если ты заинтересован в этом проекте,тогда соавторство необходимо,выступите на конкурсе Хоменко,у меня в Орле подруга,теоретик-композитор захотела написать пару вещей для контрабаса,я сначала так,серьезно это не воспринял,а после совместного сотрудничества появилась неплохая вещь,по форме и по музыке.Думаю эти ноты Бельскому показать,что он скажет?

Sinzin: M"uRаv'еV пишет: не набор политональных звуков(смурятина Прошу прощения, не совсем корректное выражение. Во первых политональность это совсем другое.Есть понятие атональность, но это очень ёмкое понятие и однозначно дать ему определение не так уж просто.Шёнберг например не признавал этого понятие приминительно к своей музыке додекафонного периода.... Сейчас многие ругают современную музыку , обсолютно ничего в ней не понимая.А для того чтобы понять нужно разбираться в композиторских школах и их направлениях , слушать и анализировать.

NNN: Додекафония. Ст. В.Руднева Веберн. Письма

Sinzin: Шнитке. Скрипичный концерт №2 В этом произведении контрабас часто выполняет функцию солиста и играет интересную роль. Второй концерт для скрипки с оркестром (1966 г.) Концерт был написан по просьбе Марка Лубоцкого и ему же посвящен. Помню, что в 1965 году он ездил на фестиваль в Ювяскюле (Финляндия), где играл мою первую скрипичную сонату и вернулся оттуда с приглашением приехать на следующий год с новым произведением. Для этого случая я и написал свой второй концерт. Первое исполнение состоялось в 1966 году там же в июле месяце: оркестр Радио Хельсинки, дирижер Фридрих Церха (венский композитор и дирижер). В Москве концерт прозвучал спустя семь лет, дирижировал Юрий Николаевский. В основе серийная техника. Как и в квартете ее анализ Вами сделан очень подробно. Есть здесь и ритмическая серия, связанная со звуковысотной по типу булезовского ряда. Вместе они проходят только в отдельных разделах концерта: с 17 по 19 цифру, с 21 по 26 и затем в финальном унисоне — цифра 61. Здесь, как и в других сочинениях, я стремился к тому, чтобы был какой-то звук, скрепляющий данную структуру, хотя и не был бы при этом обязательно тональным. Таким звуком стала нота соль — пустая струна у солиста. Форма концерта зависит от двух вещей: с одной стороны, это процесс тематического ее решения, гармонического выстраивания, а с другой, -определенные темброво-драматургические идеи, связанные с конкретной сюжетной линией. Схематически — это сжатый сонатный цикл: начальная каденция — вступление; канон — главная партия; контрабас, фортепиано и "хаос" духовых (алеаторика, атональность) — побочная партия; затем, будто бы медленная часть с солирующей скрипкой; разработочный эпизод от 28 цифры с включением и хаотического раздела; с 32 цифры — маленькая каденция скрипки репризного характера, но это еще не реприза; с 35 цифры — второе анданте; с 41 цифры — настоящая реприза. Построена она не на главной теме, а на материале вступления, точнее, на их соединении — у скрипки — вступление, а в оркестре та фактура, которая была в главной партии; затем кульминация — 45 цифра, ее сменяет кода, которая одновременно является и финалом цикла. В ней впервые появляется новый — моторный — тип движения (48 цифра). В драматургическом своем содержании форма концерта, как я уже сказал, связана с определенной тембровой идеей. Она зависела от его скрытой литературной модели. Но это не программное сочинение и использование такой модели мне просто помогало сочинять концерт. Я исходил из того, что литературные ситуации несут в своей форме те же конструктивные принципы, что и музыка. И они, и музыка отражают лежащую вне жанров искусства форму, некую структурную закономерность, которая может быть воплощена в жизни, в литературе, в музыке. Поэтому я и счел возможным тогда использовать модель литературного сочинения в качестве модели музыкального. И сейчас моя позиция здесь осталась неизменной. Не надо только эту модель делать программой и не надо делать потому, чтобы не терять контроль над чисто музыкальной стройностью произведения — увлечение прослеживанием этой литературной программности может привести к потере нити чисто музыкального содержания. Эта модель одновременно и литературная и жизненная. Ею стало Евангелие, но имелась в виду только определенная ситуация без отношения к какому-то конкретному евангелисту. Она определила и форму, и взаимоотношения солиста со струнными инструментами оркестра и вообще всю тембровую структуру произведения. — Солист, конечно, сам Христос, а струнные — его ученики? — Естественно. Каденция — вступительная — лежит как бы вне формы. Она является вступительной медитацией. Если искать ей какое-то программное соответствие, то это, скажем, Христос в пустыне — то, что связано с ним в этот момент, но, начиная с цифры 8, все выстраивается уже в чисто сюжетную последовательность: собираются ученики Христа — скрипка играет тему, извлеченную из серии и непрерывно варьированную, но всегда в определенном ритмически оформленном виде — имитируют ее ритмически свободно. Постепенно их число увеличивается до двенадцати —двенадцатым вступает контрабас, который представляет собой антисолиста; в 17 цифре все струнные — контрабас еще не вступил — сходятся в унисон с солистом — он, так сказать, научил их данной догме — двенадцатитоновой серии — они ее усвоили. Однако контрабас, который вступает на последнем тоне этой серии (18 цифра), повторяет тему солиста, напротив, с постоянными искажениями, внося определенную фальшь в ее содержание, и темброво он окружен обычно не струнными, а контрастной группой ударных и духовых, то есть несет с собой некую деструктивную силу к солисту. Ощущение деструктивности здесь связано и с размытостью темы солиста, размытостью произвольного характера, и с атональным хаосом в гармонии духовых, и с их фактурной разбросанностью, неустойчивостью. Короче говоря, этот первый скерцозный эпизод возникает как образ, полный всяких злобных эмоций, как олицетворение Иуды и враждебной к христианам толпы; 21 цифра — все струнные научены и повторяют серию (каждый в другой тональности), солист не нуждается в этом догматическом повторении и свободно "парит по разным этажам" образующихся в гармонии струнных одиннадцатизвучных аккордов, двигается по свободно извлекаемым из этих аккордов нотам (цифра 22) — это "тайная вечеря". В ее середине — речетатив о предательстве и вопросы (цифра 26); наслоения струнных — вопросы учеников, в одиночестве остается только контрабас (перед 27 цифрой); флажолет перед 28 цифрой — своего рода натуралистическая деталь — поцелуй Иуды; 28 цифра — взятие в плен Христа и всевозможные мучительные допросы — диалог солиста с духовыми и ударными; 31 цифра — это имитация толпы; 32 — последний отказ Христа от ответов; 33 — приговор толпы; 34 — повешение Иуды; 35 — шествие на Голгофу; 41 — распятие. (Вот здесь объясняется вступление, которое как бы оказалось вне сюжетного построения, — это предвидение всех последующих событии концерта, опережение их во времени, всеприсутствие во времени Христа.) 44 цифра — последние слова и смерть; 45 — землетрясение и другие стихийные бедствия; 46 — оплакивание, погребение; 48 — воскрешение. В соответствии с этим ходом событий складывается и сквозная тембровая идея концерта: до коды (48 цифра) выдерживается тембровая конфликтность — струнные, за исключением контрабаса, всегда с солистом, они его имитируют, дублируют, как-то поддерживают (в виде свободной имитации, гармонически), духовые и ударные всегда конфликтуют с ним — это короткие реплики диалога или какие-то хаотические фактуры, после коды начинается их фактурное и тематическое единство — все они подчиняются моторному движению, поддерживают его, а с 61 цифры сливаются в оркестровый унисон, в котором все инструменты излагают основную двенадцатитоновую серию. И эта же идея развития от предельного конфликта к итоговому объединению находит свое воплощение, естественно, и в тематическом материале концерта.

kont_barabas: NNN Вот так всегда, стоит отлучиться и тема зашла уже далеко за наш разговор. С тобой полностью согласен. Из-за разграничения искуства и нравственности на сегодняшний день, слова Штокхаузена были не поняты обществом. Что ж, приходится с всем этим смиряться. Искуство- часто отображает суть общества , его уровень развития и оно (искуство) хорошо показывает направление развития Общества. p.s. Модератор может потом это сообщение стреть .

M"uRаv'еV: Я знал что кто-нибудь да придерется к словам!Простите,я не Sinzin и не NNN,не имею таких знаний и способа устной материализации мысли;)Сегодня первый раз играл с ф-но "Пьесу для контрабаса и ф-но" о которой говорил выше.Композитор наш(гнесинский)студент Sharav Saruul(монгол).Музыка очень хорошая!Бельский сегодня на уроке очень был рад этой пьесе.Так что народ,на одно произведение наш репертуар стал больше.Думаю есть желающие на форуме посмотреть ноты.Как будет конечная редакция я постараюсь выложить ноты.Интересно?

NNN: Конечно, интересно!

NNN: kont_barabas Все-таки подведу некоторый итог... К высказыванию Штокхаузена нужно относиться, конечно, как к высказыванию художника и понимать его слова в определенном культурном контексте. Жест 11 сентября не есть демонстрация того, что цель искусства отчасти заключается в выходе в действительность и в ее "освоении", если так можно сказать (высказывание Штокхаузеа неверно понимается, что в этом и есть смысл искусства). А наоборот, именно этот жест, показывая предел таких стремлений, указывает на бессмысленность подобных крайних проявлений в искусстве... Художественные акции, заигрывающие со смертью: распинавший себя Олег Мавромати; Й.Бойс, сидевший в клетке с шакалом и раздражавший его звуком музыкального треугольника (хотя мне Бойс нравится); японский художник, бросившийся с небоскреба на полотно, растеленное на асфальт и т.д. Ну, и ошибка Штокхаузена в том, что он применил эстетические критерии, оценивая явление действительности. Грубо говоря, перегнул палку...Искусство не должно заниматься проблемами нравственного характера, в свою очередь жизнь не должна диктовать искусству, каким ему нужно быть.

Sinzin: И всё-таки как же мало из нас разбирается в современной музыке,а жаль....

NNN: Вот, например, человек, который действительно разбирается в современной музыке. Обладатель одной из самых крупных коллекций музыки в мире. Причем, все это прослушано. Моя коллекция несопоставимо меньше, значительную часть которой я еще не успела прослушать.

NNN: JOHN ZORN http://members.tripod.com/~JFGraves/zorn-index.html http://en.wikipedia.org/wiki/John_Zorn http://www.peoples.ru/art/music/jazz/zorn/ http://ru.noomus.com/music/John+Zorn/



полная версия страницы