Форум » Поговорим о контрабасе » Барокко (продолжение) » Ответить

Барокко (продолжение)

Sinzin: Предлагаю в этой теме делиться информацией о контрабасе в барочной музыке, а так же о виолоне и других старинных басах, о их настройке, способах игры, и других особенностях

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 All

Sinzin: Schenck - L'Echo du Danube, op. 9: Sonates Nos. 1-4 http://rapidshare.com/files/306034537/SchEdD.txt

Sinzin: Johann Schenck - Scherzi Musicali op. VI [3 Suites] - Bettina Hoffmann Suite in D Minor: 01 I. Ouverture 7:17 02 II. Tempo Di Gavotte 3:33 03 III. Tempo Di Sarabande 3:23 04 IV. Gigue 1:30 05 V. Fuga 2:10 Suite in G Major: 06 I. Capriccio 2:27 07 II. Preludium 1:24 08 III. Allemande 4:08 09 IV. Courant 2:23 10 V. Chaconne 12:51 Suite in A Minor: 11 I. Preludium 1:36 12 II. Allemande 2:42 13 III. Courant 2:04 14 IV. Sarabande 3:32 15 V. Gigue 1:01 16 VI. Gavotte 1:12 17 VII. Rondeau 1:24 18 VIII. Bouree 1:04 19 IX. Tempo Di Passagallo 7:41 http://rapidshare.com/files/313334068/SchScMu.txt

Sinzin: Brandenburg Concertos / Gardiner project


Sinzin: Jacob Klein - 6 Sonatas for Violoncello http://rapidshare.com/files/335364661/Kle6Son.rar

Sinzin: Jacob Klein (1688–1748) - Scordature Sonatas Classical | FLAC | 1 CD | Covers | 297 Mb | December 2008 Pavel Serbin (cello), Alexander Gulin (cello), Hans Knut Sveen (harpsichord) Sonata in C major for cello and basso continuo (Ор.1 No.13) Sonata in D major for cello and basso continuo (Ор.1 No.14) Sonata in A minor for cello and basso continuo (Ор.1 No.17) Sonata in B minor for cello and basso continuo (Ор.1 No.18) Duet in G major for two cellos (Ор.2 No.6) Sonata in E major for cello and basso continuo (Ор.1 No.15) Sonata in F sharp minor for cello and basso continuo (Ор.1 No.16) http://rapidshare.com/files/178121222/Jacob_Klein_-_Scordatura_Sonatas.part1.rar http://rapidshare.com/files/178133258/Jacob_Klein_-_Scordatura_Sonatas.part2.rar http://rapidshare.com/files/178141973/Jacob_Klein_-_Scordatura_Sonatas.part3.rar http://rapidshare.com/files/178142775/Jacob_Klein_-_Scordatura_Sonatas.part4.rar Буклет диска "Jacob Klein. Scordatura Sonatas" Большинство композиторов, имена которых известны из истории западной музыки, были профессиональными музыкантами. Заметив слово «большинство», внимательный читатель может предположить, что были и другие композиторы, не ставшие профессиональными музыкантами, и окажется прав. В разных странах в разное время композиторы-любители играли довольно значительную роль. Например, в Италии начала 18 века снискали славу Томмазо Альбинони, Франческо Антонио Бонпорти и Бенедетто Марчелло – музыканты, которые на титульных листах своих произведений гордо называли себя «любителями» или «дилетантами». Вообще же, в то время могли похвастаться замечательными композиторами-любителями и немецкоязычные страны, и Нидерланды. Голландец Якоб Кляйн Младший (1688–1748), по-видимому, не был самым известным композитором-дилетантом в своей стране. Если иметь в виду популярность, то пальму первенства тут следует отдать графу Унико Вильгельму ван Вассенару, автору шести знаменитых «Гармонических концертов», которые были анонимно опубликованы в Гааге в 1740 г. (затем их ошибочно приписывали то издателю Карло Риччиотти по прозванию Баччиччиа, то даже Перголези). Но музыка Кляйна несомненно заслуживает того, чтобы ее исполняли, записывали и слушали. Якоб Кляйн Младший (на голландском – “de Jonge”) в сочи- нениях именовал себя по-французски, “le Jeune”, или по-итальянски, “il giovane”. Хотя по профессии он не имел отношения к искусству, среди его родственников были и музыканты, и танцовщики, и художники. Его называют «младшим» в отличие от отца, Якоба Кляйна Старшего (р. в 1661, умер ок. 1715–1720), который много лет был распорядителем танцев в Амстердамском городском театре; достоверно известно, что он занимал эту должность с 1690 по 1714 г., но, возможно, он приступил к исполнению обязанностей несколько раньше, а оставил их позднее. В то время танцы имели большое значение в спектаклях, и роль танцмейстера в театре, дававшем около 150 представлений в год, безусловно, была важной. Не случайно известный амстердамский музыкальный издатель Эстьен Роже, в 1702 г. вы- пустив в свет очередное издание Скрипичных сонат Корелли опус 5, посвятил его Якобу Кляйну Старшему. Якоб Герман Кляйн Младший появился на свет в Амстердаме 14 октября 1688 г. и был крещен двумя днями позже в римско-католической церкви «Звезда». Он был первым ребенком Якоба Кляйна Старшего и Иоганны ван Хеляйн (1661–1701): они поженились за год до его рождения, в 1687 г. Хотя главным вероисповеданием Нидерланд- ской республики был кальвинизм, Кляйн-отец, как и многие музыканты, жившие в Соединенных провинциях, был католиком, а его супруга принадлежала к ордену меннонитов. Старшая сестра отца, Лидвина Кляйн, вышла в 1674 г. замуж за Филиппа Хаккара. Музыкант и танцовщик городского театра в Амстердаме, он играл на виоле да гамба и писал пьесы для этого инструмента. Его брат Карл Хаккар, композитор и музыкант-исполнитель, работал в Амстердаме и Гааге, писал вокальную и инструментальную музыку, в период с 1674 по 1686 г. опубликовал в Амстердаме несколь- ко сборников своих сочинений. Никаких сведений о музыкальном образовании Якоба Кляйна Младшего не сохранилось, но едва ли для его семьи представляло трудность найти ему педагога среди музыкантов, работавших в Амстердаме около 1700-х годов. Судя по сочинениям Кляйна, он играл на виолончели. Возможно, его наставником был упомянутый Филипп Хаккар, который вполне мог владеть не только гамбой, но и таким новым в то время инструментом, как виолончель. Достоверных сведений о профессиональной деятельности Кляйна Младшего крайне мало; по-видимому, он занимался торговлей. В 1710 г. он женился на Сюзанне Шпирин (1688–1750), а несколько лет спустя совместно со своим тестем Виллемом Шпирином основал фирму по производству гуммиарабика. Благодаря женитьбе Кляйн стал родственником известного голландского художника Мельхи- ора де Хондекутера (1636–1695): его дочь Изабелла де Хондекутер стала тещей композитора. В период с 1717 по 1746 г. композитор опубликовал 36 сонат. Тридцать из них написаны для солирующего инструмента и бассо континуо (шесть – для гобоя, шесть – для скрипки, восемнадцать – для виолончели), шесть представляют собой виолончельные дуэты. Опус 1, который вышел в свет в 1716 г., когда автору было 28 лет, содержал 18 сонат, разделенных на три группы по шесть. Каждая из них была озаглавлена как «книга первая», «вторая» или «третья». Сонаты №№1–6 были написаны для гобоя, №№7–12 – для скрипки, №№13–18 для виолончели. В выходных данных указано имя Жанны Роже: в 1716 г. управление делами музыкального издательства ее отца Эстьена Роже перешло к ней. Опус 2, который был опубликован вскоре после опуса 1, содержит Шесть дуэтов для двух виолончелей (изданы в 1719 г., снова у Жанны Роже). В опусах 3 и 4 – по шесть сонат для виолончели и баса. Эти сочинения вышли в свет позднее, в 1740-х годах. Судьба оказалась не особенно благосклонна к музыке Якоба Кляйна Младшего. Из 36 сонат, опубликованных в Амстердаме, сохранилась только половина. Все дошедшие до нас сочинения написаны для виолончели: это Сонаты №№13–18 опус 1, Дуэты опус 2 и Сонаты опус 4. Остальные сочинения (Сонаты №№1–12 опус 1, Сонаты для виолончели опус 3) утрачены, сведения о них сохранились только в каталогах, которые в разное время публиковали музыкальные издательства. Сонаты Кляйна для виолончели – не первые, но одни из самых ранних сочинений в этом жанре. С начала 17 века из печати в большом количестве выходили сонаты для скрипки, но сонаты для виолончели и баса появились только в конце этого столетия. В первой четверти 18 века они все еще были редкостью, число их увеличилось лишь позднее, особенно заметно – после 1750 г. В Нидерландах существовала традиция сочинения сонат (или точнее сюит) для виолы да гамба и бассо континуо. В 1680–1710 гг. в числе композиторов, работавших в этом жанре, были Карл и Филипп Хаккары, Иоганн Шенк, Иоганн Снеп и Якоб Риман. (Разумеется, сочинения для гамбы и баса в те же годы создавали и в других странах, особенно широко они были распространены во Франции и Германии.) Трудно сказать, сыграли ли эти пьесы какую-то роль в том, что Кляйн сочинил сонаты для виолончели. В любом случае стоит заметить, что он – первый нидерландский композитор, который начал писать музыку для этого инструмента. Рудольф Раш, доцент кафедры музыковедения Института культуры и междисциплинарных исследований (Утрехтский университет, Нидерланды), перевод Анны Андрушкевич Во 2-й части трактата «Совершенный капельмейстер» Иоганн Маттезон, давая наставления начинающим композиторам, рассуждает о том, что такое хорошая мелодия. Он замечает, например, что хорошей мелодии свойственна «легкость»: то есть она воспринимается легко и естественно, ничто в ней не кажется ученым или надуманным. Развивая эту мысль, он приводит слова одного французского автора: музыкальную легкость «можно сравнить с теми искусственными садами, где, любуясь газонами и лужайками, мы не подозреваем о том, сколько вложено в это прелестное сочетание: оно кажется случайностью, игрой природы; между тем оно куплено за миллионы» (Глава 5, §70). Живая, естественная и пластичная музыка Кляйна воспринимается так легко, как будто Адажио и Аллегро сами собой сложились в аккуратные двух- и трехчастные формы, наполнились зримыми образами, как бы сошедшими с театральных декораций, и прихотливое сплетение ершистых пунктиров, беспокойных секвенций и медленных кадансов не стоило автору и секунды раздумий. Это между тем вряд ли так: если посмотреть на его музыку с точки зрения композиторской техники, то помимо богатой фантазии мы заметим точный расчет, ясный темповый, метрический и тональный план. Все сонаты №№13–18 из третьей книги первого опуса четырехчастны, первые четыре написаны по схеме медленно – быстро – медленно – быстро (о Сонатах №17 и 18 будет сказано отдельно). В каждом произведении есть две части в четном размере и две в трехдольном: в первых двух сонатах четные части – первые (1 и 2), трехдольные – заключительные (3 и 4), в следующих двух четные части располагаются по краям (1 и 4), а трехдольные находятся внутри (2 и 3), в последней паре сонат четные и трехдольные части чередуются (трехдольные – 1 и 3, четные – 2 и 4). Очевидно, что автор сознательно позаботился о таком «метрическом плане»: он хотел сделать последовательность сонат разнообразной и в то же время стройной. Все произведения написаны в разных тональностях: До – Ре – Ми – фа-диез – ля – си (заглавные буквы означают мажор, строчные – минор). Логика, которой руководствовался композитор, выбирая такой тональный план, представляется весьма необычной: перед нами шесть тональностей, без знаков или с диезами при ключе, сначала – три мажорные, затем – три минорные; шесть тоник при этом образуют дорийский гексахорд от ноты ля. Чем обусловлен именно такой выбор тональностей, не совсем ясно; можно предположить, что автор задумал какой-то единый план для всех трех книг первого опуса, и, зная только треть произведений, мы не можем его угадать. В любом случае становится ясно, что Кляйн писал «с изюминкой»; приглядевшись к его пьесам, мы заметим «изюминки» и в гармонии, и в форме, и в фактуре, даже настройка солирующей виолончели необычна: Кляйн указывает, что для исполнения этих сонат ее следует настроить на тон выше, чем это принято, Ре – Ля – ми – си вместо До – Соль – ре – ля (изменение обычной настройки инструмента называется «скордатура», от итальянского scordare – расстраивать). Струны при этом натянуты сильнее, вибрация уменьшается и звук оказывается более «собранным». Среди гармонических неожиданностей стоит упомянуть тональный план медленной, третьей части Сонаты №14: она начинается в ре мажоре, а заканчивается в ре миноре. С точки зрения барочной гармонии это «чрезвычайное происшествие»: так не писали, это было не принято. Внутри мажорной части автор мог сколько угодно предаваться меланхолии и сочинять в одноименном миноре, но закончить он должен был мажорно, потому что мажор понимался как более устойчивый и совершенный лад (минорные пьесы часто заканчиваются мажорным аккордом, но не наоборот). Кляйн едва ли преследовал в данном случае какую-то философскую цель: просто такое окончание показалось ему уместным и красивым, и он отважился на более чем смелое гармоническое решение. Особенно богаты музыкальными находками последние две сонаты, ля минор и си минор. Вероятно, Кляйн писал их как финал всего опуса 1, не только третьей книги. В ля-минорной сонате быстрые части – первая и последняя, между ними располагаются Адажио и единственное в сборнике Анданте. «Изюминка» первой части в ее фактуре: быстрое остинато со скрытым двухголосием. Сам по себе этот прием был вполне распространенным, но Кляйн создал с его помощью совершенно особую музыкальную атмосферу. Кажется, что похожие образы редко живут в барочных или классических пьесах, с большей вероятностью их можно встретить у романтиков: здесь как бы уже проглядывает темноватый колорит шубертовского «Лесного царя». Именно своеобразная, удачно найденная фактура позволяет Кляйну создать яркий образ и в финале Сонаты си минор: гулко ухающие в басах кварты и октавы перемежаются с быстрыми фигурациями, внезапно меняющими направление движения. Кажется, что громоздкую колесницу, с трудом сдвинув с места, пускают в чисто поле. При этом в первой части этой сонаты композитора привлекает метаморфоза и фактуры, и темпа: Адажио через несколько тактов сносит порывом Vivace – Presto, так что первоначальное движение вспоминается только в кадансе. Совсем иные сонаты мы находим в опусе 2: это виолончельные дуэты, состоящие из танцев, как сюиты. Их ритмы более упруги, в них больше «квадратных», восьмитактных построений. В Сонате VI, которая входит в этот альбом, обе виолончели равно активны, их партии в равной мере насыщены движением, и, вероятно, поэтому Кляйн требует перестроить не один, а оба инструмента (он использует тот же вариант скордатуры, который применяет Бах в Пятой сюите для виолончели соло, BWV 1011: До – Соль – ре – соль). Желание наделить солистов равнозначными партиями привело Кляйна к интересному композиционному приему. В центре Шестой сонаты находится Чакона, окруженная двумя Гавотами. Она представляет собой мажорный танец с минорной серединой, который написан в типичной для чакон форме вариаций; тема повторяется много раз, соединяясь сначала с одной мелодией, затем с другой, третьей и так далее (эти мелодии называются противосложениями или контрапунктами). «Изюминка» здесь в том, что каждая вариация, то есть каждое сочетание темы и контрапункта, звучит два раза подряд: сначала первый виолончелист играет противосложение, второй – тему, потом наоборот. Пьеса превращается в игру, напоминающую театральное упражнение «Зеркало», в котором один актер должен как можно более точно повторять движения другого (этюд, как и эта Чакона, требует обостренного «чувства партнера»). Дуэты опус 2 так же виртуозны, как и Сонаты опус 1, а используемые в них виолончельные штрихи еще более разнообразны. Например, здесь появляется пиццикато, в частности – пиццикато, которое исполняют левой рукой. Этим штрихом подчеркнуты вступления темы Чаконы, так что каждое ее проведение сразу обращает на себя внимание. Просмотрев пьесы Кляйна, можно вспомнить, что в эпоху барокко теоретики с особым уважением говорили о так называемом «остроумном замысле»: его усматривали в произведениях, сочетавших смелость, разнообразие и стремление к порядку. Если изложению недоставало логической ясности, блеск авторской фантазии мог показаться излишним; такие пьесы считали подобными «хвосту павлина, распущенному на солнце, который ослепляет разнообразием красок, но неудобен для движения» (Д. Бартоли). Богатство идей и стройная логика отчетливо просматриваются в Сонатах Кляйна: перед нами остроумный композитор, хорошо знающий свой инструмент, экономно и эффектно использующий его возможности и создающий музыку, полную вдохновения и живого тепла. Анна Андрушкевич Буклет диска "Jacob Klein. Scordatura Sonatas"

Sinzin: A Guide to Period Instruments This Guide to Period Instruments endeavours to answer the questions that every lover of early music has about the instruments used in these periods of music history. Text and recorded excerpts describe the origin and the development of every musical instrument from the Middle Ages to the end of the 18th century and place them in their historical context. There is a completely new presentation booklet, over 200 pages long (83Mb) and abundantly illustrated, as well as eight CDs of recorded examples of the instruments that shed new light upon major periods of music history. These excerpts have been drawn from the Ricercar catalogue for the most part and are completed by new recordings made for the purpose as well as by material made available to us by other specialist recording labels. This Guide to Period Instruments is a perfect synthesis of the music lover’s thirst for knowledge with the sheer pleasure of hearing these historical instruments. Performers: Ensemble Millenarium, Continens Paradisi, Capilla Flamenca, La Caccia, Les Basses Réunies, Le Poème Harmonique, Les Agréments, La Gioa Armonica, The London Classical Players, La Fenice, Doulce Mémoire, Ricercar Consort, Bernard Foccroulle, Rolf Lislevand, Philippe Pierlot, Gustav Leonhardt, Christina Pluhar, Jérémie Papasergio, Jean-Marc Aymes, Marcel Ponseele, Guy Van Waas, Paul Goodwin, Roger Norrington... http://lix.in/-77511b

Sinzin: Dictionary of Medieval & Renaissance Instruments Cantus has performed an invaluable service for fans of early music by assembling a CD that demystifies the assortment of archaic instruments found in historically correct performances of Medieval and Renaissance repertoire. For anyone who has puzzled over the difference between a shawm and a bombard, a vielle and a vihuela, as well as anyone just curious about the wealth of wonderful but unfamiliar sounds in early music, this CD is a treasure. The collection groups the instruments by families (bowed strings, plucked strings, keyboards, winds, etc.), and offers tracks not only of each instrument playing by itself, but with other instruments and with voices in the most common period groupings. The performances, mostly taken from recordings in the Cantus catalog, but some made especially for this project, are clean and direct -- nothing fancy, but just right for doing the job of familiarizing the listener with the sounds of the instruments. http://rapidshare.com/files/335371170/DicMed1.rar http://rapidshare.com/files/335371013/DicMed2.rar

rambo2004: Sinzin пишет: A Guide to Period Instruments можно и с avaxhome скачать http://avaxhome.ws/music/classical/GUDIA.html

rambo2004: Sinzin пишет: Dictionary of Medieval & Renaissance Instruments содержание дисков, нажмите сюда

Sinzin: Anner Bylsma Bowing

timon: Ludwig van Beethoven Symphony No. 8 Orchestra of the 18th Century Frans Bruggen Tokyo, Japan, Nov. 10, 2002

timon: блин, не туда запостил..

Sinzin: Sainte-Colombe - Retrouvé & Changé http://rapidshare.com/files/243353087/SainCol-Retr.rar

Sinzin: Гендель - Полное собрание сочинений (Chrysander Edition) На торренте http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1899812

Sinzin: J.S.Bach. Полное собрание сочинений Иоганна Себастиана Баха, изданное обществом Bach-Gesellschaft в 1851—1900 гг. , pdf http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1185841

rambo2004: Espana Antigua - Hesperion XX - Jordi Savall (2001) [Box Set, 8 CDs] http://www.avaxhome.ws/music/box_sets/espana_antigua_hesperion_xx_jordi_savall_2001_box_set_8_cds.html

Sinzin: Personnel: Ensemble 415 - Chiara Banchini (dir.) Robert Putowski, Jeroen den Herder, Esmé de Vries, Ilonka van den Bercken, Lucie Stepanova, Sanne Bijker, Esther Iglesias, Mikolaj Palosz Gaetano Nasillo: cello Recording: May 31 - June 4 2004, Eglise de Frasnes-le-Chateau, France Tracks: Nicola Fiorenza (1700c-1764): 1. Concerto per violoncello solo con violini e basso in Fa maggiore - 1. Presto 2. Concerto per violoncello solo con violini e basso in Fa maggiore - 2. Allegro 3. Concerto per violoncello solo con violini e basso in Fa maggiore - 3. Largo 4. Concerto per violoncello solo con violini e basso in Fa maggiore 4. Allegro Nicola Porpora (1686-1768): 5. Concerto in Sol maggiore - 1. Adagio 6. Concerto in Sol maggiore - 2. Allegro 7. Concerto in Sol maggiore - 3. Adagio 8. Concerto in Sol maggiore - 4. Allegro Leonardo Leo (1694-1744) 9. Concerto per violoncello solo con violini in La maggiore - 1.Andantino gracioso 10. Concerto per violoncello solo con violini in La maggiore - 2. Allegro 11. Concerto per violoncello solo con violini in La maggiore - 3. Larghetto 12. Concerto per violoncello solo con violini in La maggiore - 4. Allegro Nicola Fiorenza (1700c-1764): 13. Concerto per violoncello solo con violini e basso continuo in La minore - 1. Largo 14. Concerto per violoncello solo con violini e basso continuo in La minore - 2. Allegro 15. Concerto per violoncello solo con violini e basso continuo in La minore - 3. Adagio 16. Concerto per violoncello solo con violini e basso continuo in La minore - 4. Allegro Nicola Sabatino (1705c-1796): 17. Solo di violoncello con due violini e basso in Sol maggiore - 1. Largo assai 18. Solo di violoncello con due violini e basso in Sol maggiore - 2. Fuga 19. Solo di violoncello con due violini e basso in Sol maggiore - 3. Adagio 20. Solo di violoncello con due violini e basso in Sol maggiore - 4. Allegro ma presto http://rapidshare.com/files/314686151/Fio_ConNapVio.txt Password: aliomodo ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!!!!

Sinzin: Alessandro Scarlatti 6 Concerti Grossi, 3 Cello Sonatas Byzantine Academy Ottavio Dantone Mauro Valli http://rapidshare.com/files/89808055/A.Scarlatti-Concerti_a_sette_parti_link.rar

Sinzin: Thomas Ford A Paven, M. Maynes choice - The Galiard - Forget me not - The Baggepipes, Sir Charles Howards delight - Why not here, M. Crosse his choice - Cate of Bardie, The Queenes Jig John Jenkins Fantasia John Danyel Passymeasures - A Fancy Alfonso Ferrabosco II Almaine - Galliard - Coranto Anthony Holborne Goe from my window Richard Alison Goe from my window Thomas Ford A Paven, Sir Richard Westons delight - The Galiard - An Almaine, M. Westovers farewell - Whipit and Tripit, M. Southcotes Jig Alfonso Ferrabosco The Spanish Paven William Lawe Paven - Aire Hille Perl, Viola da Gamba Friederike Heumann, Viola da Gamba Lee Santana, Renaissance Lute Michael Freimuth, Renaissance Lute http://rapidshare.com/files/292680474/Whynot.rar

deadne: Невероятно. Разговариваешь совсем один. Ты в самом начале поместил фото виолона? Или да гамбы всё- таки? Насколько я знаю, у виолона форма деки ближе к грифу больше похожа на виолончельную. вот: http://en.wikipedia.org/wiki/Violone Но не суть. В форме. Струны, как я понимаю, на всех жильные стоят. Когда начинаешь раскачивать корпус, наполнять его объемом, звуком, виолон, выдаст "кубов" побольше, чем виолончель, это понятно. А контрабас, ввиду того, что у него металлические струны? Тогда допустим,что на контрабасе в твоем распоряжении намного больше воздуха-звука. Я понимаю, что борокко не отличается особой экспрессией в динамике, но более тонким подходом к звуку. Но если сохранить последнее в игре на контрабасе, то некоторые произведения раскроются лучше, в большем объеме, но я думаю, что это больше к сольным относится. Например: Что думаете? Или ты на этой штуке-вверху только играешь?



полная версия страницы